Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "Об электроэнергетике" и "О теплоснабжении"
(от 07.08.2017)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Ростехнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 25 января по 7 февраля 2017 года, а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 21 апреля по 23 мая 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/01-17/00061470).
Проект акта разработан в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации по урегулированию вопросов разрешительной деятельности Пр-31 от 8 января 2017 г., а также поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 30 декабря 2016 г. N ДК-П9-278пр. В случае принятия проекта акта согласно пункту 7.1 сводного отчета предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы организаций, осуществляющих эксплуатацию электроустановок, теплопотребляющих установок и объектов теплоснабжения (около 36 000 организаций), а также граждан - членов профсоюзных организаций (без их количественной оценки).
В соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 20 по 27 июля 2017 г., в результате которых замечаний и предложений от субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности получено не было.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком в отношении проекта акта, а также информации заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности могут быть представлены следующие замечания.
1. Согласно части 1 статьи 1 проекта акта энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство - это аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления.
При этом обращаем внимание, что в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - закон N 184-ФЗ) особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - закон N 384-ФЗ). При этом считаем необходимым отметить, что объектом технического регулирования в соответствии с частью 1 статьи 3 закона N 384-ФЗ являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Кроме того, закон N 384-ФЗ устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях. При этом в соответствии с пунктом 21 части 2 статьи 2 закона N 384-ФЗ система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 3 закона N 384-ФЗ дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами.
Таким образом, в целях исключения установления дублирующих и дополнительных требований к зданиям и сооружениям представляется целесообразным исключить из определения понятия "энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство" слов "(вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены)".
2. Согласно пункту 1 проектируемой статьи 29.3 проекта акта под общественным контролем в области электроэнергетики понимается общественная деятельность, осуществляемая в целях обеспечения соблюдения организациями, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями требований безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики. Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Таким образом, представляется целесообразным определить, в отношении каких именно организаций будет осуществляться общественный контроль, установить механизм его реализации, в том числе уточнить субъект осуществления указанного контроля.
3. Согласно пункту 2 проектируемой статьи 28.1 проекта акта выдача разрешений на допуск к эксплуатации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного энергетического надзора, в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с эксплуатацией допускаемых объектов, которые используют, производят и (или) транспортируют электрическую энергию. При этом считаем необходимым обратить внимание на то, что понятие "допускаемые объекты", представленное разработчиком в пункте 1 вышеуказанной статьи, фактически уже включает в себя объекты, которые используют, производят и (или) транспортируют электрическую энергию.
Таким образом, представляется целесообразным исключить слова "которые используют, производят и (или) транспортируют электрическую энергию" из редакции пункта 2 проектируемой статьи 28.1 проекта акта.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
Учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России считает, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.