Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" в целях внедрения технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 1 Плана мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком 31 августа 2016 г. N 6495п-П9, и пунктов 1 и 2 Плана мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах "жизненного цикла" объекта капитального строительства, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком 11 апреля 2017 г. N 2468п-П9.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 19 апреля 2017 года по 12 мая 2017 года, а также проекта акта и сводного отчета в срок с 25 мая 2017 года по 22 июня 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/04-17/00064180).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 28 июля по 4 августа 2017 года. По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступила позиция ОАО "Сургутнефтегаз", содержащая ряд замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также поступили содержащие предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком при доработке проекта акта в целях их возможного учета, позиции Ассоциации "РосТеплостройМонтаж", Ассоциации "СРО "ВГАСУ-строй" (прилагаются). Кроме того, ФАУ "Главгосэкспертиза" представило позицию, согласно которой в предлагаемом проектом акта регулировании рисков и негативных последствий не выявлено.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Согласно части 2.1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в редакции проекта акта предлагается слова "соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства" заменить словами "порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Вместе с тем актуальная редакция части 2.1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса не содержит слов "соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства".
Учитывая изложенное, указанные положения проекта акта требуют уточнения и доработки.
Аналогичное замечание применимо также к части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта. Так, действующая редакция части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса не содержит слов "и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции", которые проектом акта предлагается заменить словами "выделения отдельных этапов строительства, реконструкции и обязательности подготовки проектной документации с использованием информационных технологий в рамках создания и обработки информационной модели объекта капитального строительства,".
Кроме того, положениями статьи 2 проекта акта предлагается внести ряд изменений в статью 131 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ). Вместе с тем действующая редакция Закона N 39-ФЗ не содержит статьи 131. Учитывая изложенное, редакция проекта акта в соответствующей части требует доработки.
2. Положениями пункта 21 части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта устанавливается недостаточно определенное положение, согласно которому в случае, если при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее также - органы государственного строительного надзора), извещение о начале таких работ, к которому среди прочего должны прилагаться сведения, документы, материалы, содержащиеся в информационной модели объекта капитального строительства (в случаях, когда ведение такой модели является обязательным в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса).
Вышеуказанными положениями проекта акта не определено, какие именно сведения, документы, материалы, содержащиеся в информационной модели объекта капитального строительства, должны прилагаться к извещению о начале соответствующих работ.
Указанное регулирование способно привести к возложению избыточных административных и иных обязанностей и ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Считаем целесообразным определить конкретный закрытый перечень таких сведений, документов, материалов либо установить порядок их определения.
3. Положениями части 1 статьи 47.1 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта, а также иными положениями проекта акта предлагается определять горизонт оценки (прогнозирования) затрат на содержание в течение всего жизненного цикла объекта капитального строительства вплоть до сноса объекта. Необходимо отметить, что, как правило, для объекта капитального строительства жизненный цикл может составлять несколько десятилетий. При этом технологии проведения работ, используемые материалы, энергоносители, нормативы энергопотребления, регламенты эксплуатации объектов и иные факторы с большой вероятностью будут изменяться со временем.
Соответственно, расчеты затрат в отношении объекта могут быть актуальны лишь на непродолжительный период времени с момента ввода объекта в эксплуатацию. Рассчитанная на определенный момент времени сметная стоимость выполнения работ (оказания услуг) на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства может рассматриваться в ходе проведения инвестиционных конкурсов как один из параметров для выбора победителя, но дальнейшее использование информационной модели объекта капитального строительства в целях бюджетирования несет существенные риски отклонения расчетных цен от фактических данных.
В целях снижения указанного риска представляется целесообразным периодически актуализировать информационную модель объекта капитального строительства.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать редакцию пункта 3 статьи 47.1 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта в части отнесения к полномочиям Правительства Российской Федерации определения периода обязательной актуализации информационной модели объекта капитального строительства либо установления порядка определения соответствующего периода.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, и информации, представленной участниками публичных консультаций, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
|
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" |
Сводная таблица требующих рассмотрения разработчиком в целях учета при доработке законопроекта замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций
NN пп |
Проектируемое нормативное требование в редакции законопроекта |
Замечания и предложения |
1. |
В целом по проекту акта |
Принятие проекта акта увеличит себестоимость объектов капитального строительства. |
2. |
В целом по проекту акта |
Принятие проекта акта увеличит себестоимость объектов капитального строительства, а именно: а) объем проектирования, а, следовательно и стоимость; б) стоимость экспертизы проекта. а последняя зависит от стоимости проекта; в) стоимость экспертизы смет, а это 20 % от стоимости экспертизы проекта; г) увеличится штат работников проектной и экспертных организаций, а это накладные расходы; д) постановлением Правительства о проведении экспертизы смет на текущий, капитальный ремонт объектов капитального строительства определение экспертизы стоимости смет производится в размере 20 % от стоимости экспертизы проекта. Центры экспертизы смет, соответственно, требуют проекты на текущий и капитальный ремонт, что является нонсенсом, так как эксплуатируемые объекты капитального строительства первоначально имеют проект на строительство, в котором есть и конструктив, и применяемые материалы. Следовательно, разработка таких проектов является дополнительными затратами. Разумнее и экономичнее экспертизу смет поручить центрам ценообразования, где уже имеются квалифицированные специалисты, И в штате нужно иметь двух специалистов, без директоров, замов. бухгалтеров и прочих непроизводительных расходов. Вывод: принятие данного закона нецелесообразно. |
3. |
В целом по проекту акта |
Существуют менее затратные и (или) более эффективные способы решения проблемы. Составить для центров ценообразования с включением в их состав специалистов, которые расписали бы подробно технологический процесс пооперационно, чтобы сметчики разработали прямые расценки на все виды работ, особенно в промышленности. (До настоящего времени разрабатывались только расценки в гражданском строительстве). В промышленном строительстве в основном используются расценки применительно к подобным технологическим процессам. Эффективность работы центров ценообразования должна оцениваться количеством разработанных расценок и описанием их применения. В этом случае, как Заказчик, так и Подрядчик будут однозначно понимать правильность применяемых расценок. |
4. |
Пункт 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации |
Дополнить словами: "между лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию и капитальный ремонт и Заказчиком договор о выполнении работ должен быть подписан в соответствии с правилами заключения договорных отношений, утвержденными общим собранием Ностроя". Это предложение было передано в Минстрой, который принял, к сожалению, решение о рекомендательном применением этого документа. Этот документ должен быть обязательным, так как он исключает развал ремонтно-строительного сообщества ( без действия этого документа, заказчик не платит авансы, а оплату за выполненные работы ( в соответствии с актами выполненных работ) проводит только через месяц или три и у предприятий не хватает оборотных средств и многие в связи с этим не могут начинать и продолжать работать. |
5. |
Пункт 2 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации |
Дополнить словами: "данная кредитная организация обязана выдавать кредиты организациям, являющимися членами СРО, необходимые для начала выполнения работ (закупка материалов и авансирование работников ) или для возможности заключения договоров с условием наличия банковской гарантии) при согласии на выдачу этих кредитов со стороны СРО, перечислявших в эту кредитную организацию свои компенсационные фонды." А поскольку многие банки вообще отказываются давать кредиты малому и среднему предпринимательству строительной отрасли, то без денег им (строительным организациям) вообще невозможно начинать и выполнять свою работу). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.