Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 21 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""
(подготовлен Минэкономразвития России 18.08.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 21 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минэкономразвития России во исполнение пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2016 г. N АД-П9-5550 в целях устранения барьеров привлечения внебюджетных средств в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере.
В настоящее время в России проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетных организациях осуществляются в рамках энергосервисных договоров (контрактов). При этом анализ практики реализации таких проектов и мероприятий показал, что за почти 7 лет после вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Российской федерации от 18 августа 2010 г. N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)", не более 10 регионов активно используют механизм энергосервисного договора (контракта) для обновления инфраструктуры объектов бюджетных организаций, организаций с участием государства, регулируемых организаций, а также организаций жилищно-коммунального комплекса.
Недостаточно активное развитие энергосервиса связано в первую очередь:
- со сложностью самого механизма запуска энергосервисного договора (контракта) для бюджетных организаций;
- с необходимостью проведения существенного объема предварительных аналитических и проектных работ для определения экономической оправданности проведения энергосервиса, определения технологических решений.
Обозначенные барьеры развития энергосервиса привели к тому, что в настоящее время те немногочисленные энергосервисные договора (контракты), которые сейчас заключаются в Российской Федерации, заключаются в основном по инициативе и при участии самих энергосервисных компаний.
При этом в рамках существующей системы заключения энергосервисных договоров (контрактов) через проведение конкурса (аукциона) у энергосервисных компаний, которые в настоящее время в инициативном порядке берут на себя как образовательную функцию (разъясняют как работает механизм энергосервисного договора (контракта) и по сути администрируют процесс объявления конкурсов (аукционов)), так и все проектирование и разработку технологических решений, увеличиваются риски вложений в указанные мероприятия, так как при объявлении конкурса потенциальные конкуренты, которые не имели предварительных вложений, находятся в заведомо более выгодной позиции.
Данная ситуация приводит к ухудшению качества работы энергосервисных компаний, всевозможным манипуляциям с требованиями в конкурсной документации о проведении конкурса (аукциона), выбором невыгодных и неэффективных технологических решений, повышаются риски злоупотреблений и принятия решений, приводящих к ограничению конкуренции.
В целях устранения сложившейся ситуации законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральные законы от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленных на внедрение упрощенной процедуры заключения энергосервисных договоров (контрактов). В частности, предусматривается возможность заключения энергосервисного контракта с единственным поставщиком-энергосервисной компанией в случае, если такая компания организовала работу по подготовке проекта энергосервисного контракта. При этом для обеспечения конкуренции предусматривается размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекта энергосервисного контракта в целях выявления наличия либо отсутствия лиц, готовых предоставить услуги в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на условиях, предусмотренных проектом контракта.
Вносимые изменения позволят сохранить конкурентную среду при реализации проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетных организациях, сохраняя при этом, по сравнению с предусмотренной действующим законодательством процедурой заключения энергосервисных договоров (контрактов), гарантии потенциальным исполнителям энергосервисного контракта.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.