Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)"
(подготовлен Минфином России 14.08.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)" (далее - законопроект) разработан в связи с принятым Федеральным законом от 26.07.2017 N 212-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в соответствии с которым новой статьей 870.1 Гражданского кодекса Российской Федерации было введено понятие "переводного (трансферабельного) аккредитива" и правила его использования в гражданском обороте.
Законопроект направлен на обеспечение возможности использования резидентами при осуществлении валютных операций с нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности такой формы расчетов как переводные (трансферабельные) аккредитивы.
В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый договор (контракт), гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводный (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.
В случаях расчетов по экспорту иностранный банк (банк импортера-нерезидента, он же банк-эмитент либо исполняющий банк по аккредитиву, открытому по приказу нерезидента-приказодателя-иностранного покупателя) может на основании заявления первого бенефициара (российского экспортера, подписавшего внешнеторговый контракт) перевести часть суммы контракта, равную стоимости поставленного на экспорт товара, непосредственно на счет поставщика экспортного товара (российского производителя экспортной продукции-второго бенефициара по аккредитиву), а на счет российского посредника-экспортера (первого бенефициара по аккредитиву) перевести только сумму его комиссионного вознаграждения. Исполняющим банком может быть и российский уполномоченный банк, если его уполномочил на это иностранный банк (банк-эмитент) в условиях аккредитива и перевел сумму покрытия в случае открытия покрытого переводного (трансферабельного) аккредитива. В этом случае вся сумма денежных средств, получаемая от нерезидента в соответствии с условиями внешнеторгового договора, может зачисляться на счет уполномоченного банка, который является переводящим банком по аккредитиву, и со счета указанного банка будет перечисляться в соответствующих суммах, предусмотренных условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, напрямую на счет резидента-российского экспортера и на счет резидента, являющегося комитентом либо принципалом (т.е. на счет поставщика экспортного товара в соответствии с договором комиссии, агентским договором).
Таким образом, фактически будет иметь место недопоступление экспортной выручки в полном объеме на счета резидента-экспортера в уполномоченных банках и, соответственно, формальное нарушение требований статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон). При этом факт зачисления оставшейся суммы выручки на счет в уполномоченном банке резидента, являющегося комитентом либо принципалом резидента-экспортера, Федеральным законом не признается как выполнение установленных требований по репатриации экспортной выручки в Российскую Федерацию. В этой связи законопроектом вносятся необходимые дополнения в статью 19 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 19 Федерального закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
На практике могут быть случаи поступления денежных средств в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 19 Федерального закона выручки по внешнеторговому договору (контракту), в неполном объеме по причине удержания иностранным банком - корреспондентом банковской комиссии при перечислении денежных средств на счет резидента в уполномоченном банке, что не позволяет резиденту обеспечить исполнение требования о репатриации выручки в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона. Взимание банковской комиссии обусловлено, в том числе, обычаями делового оборота и не может быть признано неправомерным.
В связи с изложенным законопроектом предусматриваются следующие изменения.
Статьей 1 законопроекта вводится признание исполнения резидентом обязанности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона, если резидент обеспечил получение на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) банках за пределами территории Российской Федерации экспортной выручки в соответствии с условиями заключенных с нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), а также возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неполученные от них товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, взимаемых банками - корреспондентами за осуществление операций по переводу денежных средств, в случае если взимание соответствующих сумм комиссионного вознаграждения за счет получателя денежных средств предусмотрено условиями внешнеторговых договоров (контрактов) (дополнение статьи 19 Федерального закона новой частью 6) .
Статьей 1 законопроекта вводится признание исполнения резидентом (комиссионером, агентом), являющимся первым бенефициаром в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона, в случае если он обеспечил получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (переводящий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также на банковские счета в уполномоченных банках второго бенефициара - резидента (вторых бенефициаров - резидентов), являющегося комитентом, принципалом в соответствии с условиями договора комиссии, агентского договора, заключенного между резидентами, являющимися бенефициарами (дополнение статьи 19 Федерального закона новой частью 7).
Кроме того, статьей 1 законопроекта часть 4 статьи 23 Федерального закона дополняется перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, таможенные и налоговые органы как органы валютного контроля у уполномоченных банков как агентов валютного контроля, соответственно, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива (дополнение части 4 статьи 23 Федерального закона новым пунктом 18).
Статьей 2 законопроекта предусматривается отложенный срок вступления в силу федерального закона с 1 июня 2018 года с учетом срока вступления в силу новой статьи 870.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая), а также с целью обеспечения возможности разработки Центральным банком Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона, а также для ознакомления с ним участников внешнеэкономической деятельности.
Принятие федерального закона повысит гарантии получения выручки российскими поставщиками за поставляемые ими на экспорт товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, обеспечит сближение условий ведения бизнеса в Российской Федерации сложившейся международной практике и обычаям делового оборота в сфере внешнеэкономической деятельности.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.