Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и прекращения комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла"
(подготовлен Минобрнауки России 16.08.2017 г.)
В целях реализации пункта 45 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
утвердить прилагаемые Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и прекращения комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___"_____ 2017 г. N _____
ПРАВИЛА
разработки, утверждения, реализации, корректировки и прекращения комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла
1. Настоящие Правила определяют порядок действий по разработке, утверждению, реализации, корректировке и прекращению комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла (далее - Комплексные программы и (или) проекты).
2. Для целей настоящего постановления понимается:
сквозная технология - технология, оказывающая существенное влияние на изготовление продуктов (товаров), оказание услуг в интересах нескольких рынков;
комплексный научно-технический проект полного инновационного цикла - научный и (или) научно-технический проект, обеспечивающий получение и правовую охрану научных и (или) научно-технических результатов, а также создание на основе таких результатов технологий, необходимых для изготовления продуктов (товаров), оказания услуг в интересах одного рынка, и предусматривающий проведение исследований, разработок и постановку продуктов (товаров, услуг) на производство;
комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла - совокупность научных и (или) научно-технических проектов, обеспечивающих получение научных и (или) научно-технических результатов, а также создание на основе таких результатов группы технологий, в том числе сквозных, необходимых для изготовления продуктов (товаров), оказания услуг в интересах нескольких рынков.
3. Комплексные программы и (или) проекты разрабатываются Советами по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации (далее - Советы) и (или) на инициативной основе научными организациями в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.
4. Комплексные программы и (или) проекты, разрабатываемые на инициативной основе, направляются разработчиком на заключение в организации, отнесенные к категории лидеров, по результатам оценки результативности деятельности, проводимой в соответствии с Правилами оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 (далее - организации лидеры), по научным направлениям, соответствующим включенным в Комплексную программу и (или) проект исследованиям и разработкам. Указанные заключения выдаются организациями-лидерами в пятнадцатидневный срок и должны предусматривать, в том числе оценку новизны решаемых научных задач, оценку рисков, возникающих в ходе исследований, возможность правовой охраны и использования результатов.
5. После получения заключений в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящих Правил, Комплексные программы и (или) проекты направляются разработчиком на рассмотрение в Совет, направление деятельности которого соответствует области применения ожидаемых результатов Комплексной программы и (или) проекта.
Решения Советов о необходимости реализации Комплексных программ и (или) проектов представляются в Министерство образования и науки Российской Федерации для направления в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию на согласование.
Согласованные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию решения Советов направляются в Правительство Российской Федерации для учета при принятии решений, в том числе по включению в государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" в целях обеспечения финансирования Комплексной программы и (или) проекта.
6. Оценка финансовых затрат, необходимых для реализации Комплексных программ и (или) проектов, производится в соответствии с методикой определения уровня готовности технологий и методикой оценки эффектов от реализации Комплексных программ и (или) проектов, утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
7. Реализация Комплексной программы и (или) проекта обеспечивается ее государственным заказчиком-координатором, который является квалифицированным заказчиком - федеральным органом исполнительной власти, который определяется Правительством Российской Федерации при принятии решений, предусмотренных абзацем 3 пункта 5 настоящих Правил.
8. При реализации Комплексных программ, результатом выполнения которых являются сквозные технологии, для каждой такой технологии выбирается организация, отвечающая за интеграцию как полученных в рамках выполнения Комплексной программы и (или) проекта результатов интеллектуальной деятельности, так и иных результатов, созданных с привлечением средств федерального бюджета, их правовую охрану и передачу в реальный сектор экономики.
9. Выполнение исследований и разработок в рамках Комплексной программы и (или) проекта обеспечивается научными и образовательными организациями, отобранными на конкурентной основе за счет различных источников финансирования: государственного задания, грантов фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, субсидий в рамках государственных и федеральных целевых программ, средств бизнеса и (или) венчурных инвесторов.
10. Учет результатов, полученных в рамках выполнения Комплексных программ и (или) проектов обеспечивается в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327.
11. Экспертиза научных и (или) научно-технических результатов, полученных в ходе реализации Комплексных программ и (или) проектов обеспечивается федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 и направляется в Совет.
12. Ежегодный анализ реализации Комплексных программ и (или) проектов, а также анализ эффективности использования привлеченных средств обеспечивают Советы.
13. На основании результатов анализа реализации Комплексных программ и (или) проектов Советы обеспечивают выработку предложений, касающихся дальнейшей реализации, корректировки и (или) прекращения Комплексных программ и (или) проектов.
14. Основанием для прекращения реализации Комплексных программ и (или) проектов является:
а) отсутствие финансирования из внебюджетных источников;
б) неполучение и (или) невозможность получения запланированных результатов;
в) невозможность использования результатов интеллектуальной деятельности, в том числе наличие патентных и иных ограничений;
г) наличие ограничений, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
д) появление на рынке доступных альтернативных технологий, позволяющих обеспечить лучшие экономические характеристики продукции (товаров, услуг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для достижения результатов по приоритетам научно-технологического развития страны Правительством РФ по согласованию с Советом при Президенте РФ по науке и образованию формируются и утверждаются комплексные научно-технические программы и проекты, включающие в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок.
Предложены правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и прекращения таких программ и проектов.
Закрепляется, что они разрабатываются Советами по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации и (или) на инициативной основе научными организациями в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России.
Перечисляются основания для прекращения реализации комплексных программ и проектов. Среди них - отсутствие финансирования из внебюджетных источников, неполучение и (или) невозможность получения запланированных результатов, невозможность использования результатов интеллектуальной деятельности, в том числе наличие патентных и иных ограничений. Поводом также может быть появление на рынке доступных альтернативных технологий, позволяющих обеспечить лучшие экономические характеристики продукции (товаров, услуг).