Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(N 23824-СШ/Д26и от 24.08.2017 г.)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 12 апреля 2017 года по 12 мая 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/03-17/00063201).
По итогам проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступившие замечания и предложения включены в сводку предложений и прокомментированы разработчиком.
Основанием для разработки проекта акта является пункт 9.2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козака от 21 ноября 2016 г. N ДК-П4-250пр.
Проект акта разработан с целью снижения количества случаев сознательного нарушения гражданами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами установленных норм и правил в сфере воздушного, морского и речного транспорта.
Проектом акта предусмотрено ужесточение ряда административных санкций,а также расширение состава правонарушений, за которые они предусмотрены.
По результатам анализа положений проекта акта с учетом информации, изложенной разработчиком в сводном отчете, необходимо отметить следующие замечания.
1. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация воздушного движения представляет собой обслуживание (управление) воздушного движения, организацию потоков воздушного движения, организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 проекта акта предлагается дополнить наименование статьи 11.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации "Нарушение правил использования воздушного пространства" фразой "и организации воздушного движения", тем самым распространив ее действие и на органы обслуживания воздушного движения.
По оценкам субъектов предпринимательской деятельности, предлагаемый размер штрафа равен или превышает месячный размер заработной платы диспетчера. Таким образом, увеличение размера административного взыскания может привести к затруднениям в части возможности оплаты такого штрафа правонарушителями, а также спровоцировать кадровый дефицит в отрасли*(1).
Обращаем внимание на то, что согласно пункту 3.4.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290, необходимо использовать категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие наличия выявленных разработчиком проблем в данной сфере общественных отношений. Отмечаем, что разработчиком не приведена количественная оценка правонарушений и их последствий в области эксплуатации воздушного и водного транспорта.
В этой связи отмечаем, что наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности кратного увеличения размера административных санкций.
Таким образом, считаем целесообразным проработать вопрос количественной оценки предлагаемого регулирования, а также представить обоснование увеличения размеров административных штрафов в предлагаемых проектом акта размерах.
2. Согласно пункту 2 проекта акта одним из видов административной ответственности в отношении юридических лиц за нарушение правил организации воздушного движения является приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основным предприятием, предоставляющим государственную услугу по аэронавигационному обслуживанию, является ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", структурные подразделения которого выполняют функции оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 Положения о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 901, деятельность такой системы не подлежит ограничению или прекращению.
Кроме того, обращаем внимание, что приостановление деятельности по организации воздушного движения на любой срок фактически означает запрет на выполнение полетов в конкретном аэропорту, что напрямую затрагивает законтрактованные интересы третьих лиц: авиакомпаний, пассажиров, обслуживающих организаций и других. Таким образом, необходим дифференцированный подход при использовании нормы об административном приостановлении деятельности в отношении нарушений правил использования воздушного движения и организации воздушного движения.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, не обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Количество специалистов службы движения согласно данным официального сайта ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" составляет около 10 тысяч человек (www.gkovd.ru)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.