Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (подготовлен МЧС России 22.08.2017) (не действует)

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(подготовлен МЧС России 22.08.2017 г.)

 

Текст проекта

 

Досье на проект

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - законопроект) разработан в целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 06.07.2017 N Пр-1315 и направлен на повышение эффективности и оперативности принятия решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров за счет:

оптимизации системы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);

повышения роли Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Правительственная комиссия) при чрезвычайных ситуациях федерального характера;

определения единых подходов к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС.

Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона N 68-ФЗ предполагается исключить межрегиональный уровень функционирования РСЧС, что целесообразно по следующим причинам.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный округ не является субъектом или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и соответственно не наделен какими-либо полномочиями или обязанностями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с действующей классификацией чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) (постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304) и на основании данных ежегодных Государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за последние 5 лет (2012-2016 г.) произошла одна чрезвычайная ситуация межрегионального характера (всего за пять лет произошло 1587 ЧС различного характера).

В соответствии с Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утвержден Правительственной комиссией, протокол от 19.08.2016 N 6) на межрегиональном уровне создана группировка сил общей численностью 11509 человек. В ее состав входят силы и средства спасательных центров, региональных поисково-спасательных отрядов и авиационно-спасательных центров МЧС России. При этом данная группировка составляет около 1% от общей группировки сил и средств РСЧС на всех уровнях (более 1,3 млн. человек).

Таким образом, исключение межрегионального уровня управления РСЧС позволит повысить эффективность системы управления РСЧС и оперативность принятия решений при чрезвычайных ситуациях.

В статье 4 предлагается расширить основные задачи РСЧС, закрепив на законодательном уровне разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план действий) на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Это обеспечит соблюдение единых подходов при планировании мероприятий для органов управления и сил РСЧС в различных режимах функционирования.

В статье 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ органом повседневного управления, обеспечивающим координацию деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами РСЧС, силами и средствами гражданской обороны) (далее - обеспечение координации), организацию информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее - обеспечение информационного взаимодействия), на муниципальном уровне определяется единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) муниципального образования.

В настоящее время на территории Российской Федерации созданы и функционируют 2293 ЕДДС муниципальных районов и городских округов (в соответствии с данными Государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2016 год). Закрепление за ЕДДС задач обеспечения координации и информационного взаимодействия позволит на законодательном уровне сформировать законченную вертикаль органов повседневного управления, выполняющих единые задачи на всех уровнях РСЧС.

Законопроектом Правительственная комиссия наделяется дополнительными функциями по установлению федерального уровня реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций (в настоящее время полномочиями по установлению федерального уровня реагирования наделено Правительство Российской Федерации).

В соответствии с Положением о РСЧС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, Правительственная комиссия наделена полномочиями по введению режимов "повышенной готовности" и "чрезвычайной ситуации" для органов управления и сил РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций федерального характера. Возложение полномочий по установлению федерального уровня реагирования позволит привлекать силы и средства для принятия дополнительных мер по защите населения и территорий в соответствии с Федеральным планом действий и координироваться единым органом управления.

Дополнения в статью 17 Федерального закона N 68-ФЗ предлагается внести в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".

Статься 25 Федерального закона N 68-ФЗ приведена в соответствие со статьей 14 в части создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС.

Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Данные изменения направлены на определение единых подходов к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Реализация предложенных изменений будет осуществляться соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах установленной предельной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций, в соответствии со статьей 24 Федерального закона N 68-ФЗ, и не потребует выделения дополнительных средств.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.