Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)"
(подготовлен Минэкономразвития России 25.08.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях расширения имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства)" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 33 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р, в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Законопроект направлен на решение следующих основных задач:
- введение бессрочного права выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества;
- распространение указанного права на федеральное имущество;
- создание возможности для вовлечения земельных участков в механизм оказания имущественной поддержки субъектам МСП.
В настоящий момент в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) субъекты МСП, арендующие государственное или муниципальное имущество, могут воспользоваться в срок до 1 июля 2018 года преимущественным правом его выкупа. При этом предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ условия выкупа привязаны к сроку нахождения имущества в аренде.
Наделение субъектов МСП преимущественным правом выкупа имеет целью создание условий для вовлечения в полноценный хозяйственный оборот государственного или муниципального имущества, не используемого для реализации установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
По данным Росреестра, общее количество договоров, заключенных в рамках Федерального закона N 159-ФЗ, по состоянию на конец 2016 г. составило 50 304 единицы. При этом наибольшее количество сделок приходится в отношении муниципального имущества. Согласно данным за 2016 г. общее количество договоров купли-продажи имущества составило 4 224 единиц, из которых 1 139 договоров купли-продажи имущества, отчуждаемого из государственной собственности субъектов Российской Федерации (27 % от общего числа заключенных договоров), 2 977 договоров купли-продажи имущества, отчуждаемого из государственной собственности муниципальных образований (70,4 % от общего числа заключенных договоров), 108 договоров купли-продажи приходится на объекты недвижимости, продавцом которых является государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие (2,6 % от общего числа заключенных договоров).
Законопроект предусматривает введение бессрочного действия преимущественного права на выкуп арендуемого имущества. Данное предложение было поддержано большинством субъектов Российской Федерации и объединениями предпринимателей (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ") в рамках мониторинга практики применения Федерального закона N 159-ФЗ в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (пункт 12 перечня поручений от 25 сентября 2015 г. N ИШ-П13-6560).
При этом в соответствии с законопроектом отменяется привязка к дате, по состоянию на которую арендуемое имущество должно находиться в аренде у субъекта МСП в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества для реализации преимущественного права выкупа.
В то же время в настоящий момент на недвижимое имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, Федеральный закон N 159-ФЗ не распространяется.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов МСП в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные указанным Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизации не подлежит имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Отсутствие механизма выкупа арендуемого федерального имущества ставит арендаторов такого имущества - субъектов МСП в неравное положение с арендаторами муниципальной или региональной собственности.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 статьи 154) предусмотрено, что в федеральной собственности может находиться ограниченный (закрытый) перечень видов имущества, в первую очередь, предназначенного для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства,а также для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и исполнения ими возложенных на них публичных полномочий.
Однако на практике недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и не используемое для вышеуказанных целей, сдается в аренду, в том числе субъектам МСП.
Предоставление субъектам МСП преимущественного права выкупа недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, по аналогии с уже имеющимся у них преимущественным правом выкупа недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, представляется оправданным в целях уравнивания в правах арендаторов федерального имущества и арендаторов имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества.
Кроме того, в целях реализации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий по обязательному дополнению перечней государственного имущества и муниципального имущества, предназначенных сдачи в аренду субъектам МСП в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) (далее - перечни), а также повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, законопроектом предлагается дополнить статью 18 Федерального закона N 209-ФЗ положением, предусматривающим, что правообладатели такого имущества (государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия) вправе давать предложения о включении указанного имущества в перечни с согласия собственника имущества в лице уполномоченного органа по распоряжению государственной или муниципальной собственностью.
Необходимость создания нормативных оснований для вовлечения земельных участков в механизм имущественной поддержки субъектов МСП и установления особого порядка предоставления земельных участков субъектам МСП обусловлена следующим.
По состоянию на июнь 2017 года общее число объектов, включенных в перечни, составляет 44 922, из них объектов, находящихся в федеральной собственности - 708 единиц, объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - 7 793 единиц, объектов, находящихся в муниципальной собственности - 36 421 объектов.
Общее количество земельных участков, включенных в перечни, составляет 1 259 единиц (2,8 % от общего числа объектов, включенных в перечни).
Вместе с тем земельные участки практически не используются при оказании имущественной поддержки субъектам МСП в силу особенностей земельного законодательства Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 209-ФЗ земельные участки могут быть включены в состав государственного и муниципального имущества, предоставляемого субъектам МСП в целях имущественной поддержки. Однако Земельный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) не содержат механизмов предоставления земельных участков исключительно субъектам МСП.
Имущественная поддержка субъектов МСП с использованием земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, особенно актуальна для развития сельскохозяйственного производства и кооперации. Поддержка сельскохозяйственной кооперации выделена в отдельный приоритет в целевой модели улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по направлению "Поддержка малого и среднего предпринимательства", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р, и в паспорте приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести следующие изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон N 101-ФЗ:
1) устанавливается возможность проведения специализированных аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, включенных в перечни, только среди субъектов МСП;
2) закрепляется основание передачи субъектам МСП без проведения торгов земельных участков, включенных в перечни, в рамках государственных или муниципальных преференций, предоставляемых в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами);
3) запрещается передача в субаренду земельных участков, включенных в перечни и предоставленных в аренду субъектам МСП;
4) устанавливается предельный срок, на который заключаются договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - от пяти до десяти лет в целях достижения баланса между созданием долгосрочных условий ведения деятельности на земельном участке субъектом МСП и необходимого обеспечения конкуренции среди потенциальных арендаторов;
5) закрепляется требование о включении сведений о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечни, в состав сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении аукциона;
6) субъектам Российской Федерации предоставляется право по установлению максимальных размеров площадей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для цели включения в перечни и передачи в аренду субъектам МСП.
Предлагаемые изменения поддержаны субъектами Российской Федерации (например, Воронежской областью, Курганской областью, Магаданской областью, Краснодарским краем, Нижегородской областью).
Предоставление дополнительных возможностей по участию субъектов МСП в процедурах выкупа государственного или муниципального имущества, по приобретению в аренду земельных участков выступит действенной мерой, направленной на укрепление имущественной основы ведения предпринимательской деятельности.
Реализация законопроекта не повлияет на расходные статьи федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.