Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, а также беспилотных авиационных систем и их элементов" (далее соответственно - проект акта, проект порядка), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=59840.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 5 декабря 2016 г. по 10 февраля 2017 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 31 июля по 4 августа 2017 года.
В ходе публичных консультаций были получены отзывы от АО "Концерн "Вега",ООО "Авиакомпания Волга-Днепр", ПАО "ОДК-Сатурн", АО "Гражданские самолеты Сухого", ПАО "Корпорация "Иркут", Группы "Кронштадт", НП "ГЛОНАСС",ПАО "Объединенная Авиастроительная Корпорация", ПАО "Авиакомпания "Сибирь", АО "Уральский завод гражданской авиации", Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, учтенные в настоящем заключении.
Кроме того, Минэкономразвития России было проведено совещание с представителями Минтранса России, Минпромторга России, Росавиации и заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности, результаты которого также учтены при подготовке настоящего заключения.
Как указано разработчиком в пункте 1.4 сводного отчета, разработка проекта акта обусловлена вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. N 1283 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1283), в соответствии с которым полномочиями по обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, за исключением гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 г., или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (с выдачей сертификата типа), наделяется Росавиация.
До вступления в силу постановления N 1283 органом, осуществлявшим сертификацию воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, являлся Межгосударственный авиационный комитет. Порядок сертификации установлен Авиационными правилами, часть 21 "Процедуры сертификации авиационной техники" (далее - Авиационные правила-21), которые введены в действие приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. N 474 "О введении в действие Авиационных правил. Часть 21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей".
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" внесены изменения в статью 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязательной сертификации также подлежат беспилотные авиационные системы.
Таким образом, к основным изменениям процедуры сертификации, предлагаемым проектом акта, можно отнести:
- изменение уполномоченного органа, осуществляющего сертификацию воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов;
- расширение области сертификации путем введения обязанности сертификации беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда массой свыше 30 кг, а также иностранные сверхлегкие воздушные суда массой до 750 кг.
Кроме того, к изменениям процедуры сертификации, поддержанным участниками публичных консультаций, можно отнести:
- установление сроков рассмотрения заявок, результатов сертификационных работ и иных документов заявителя уполномоченным органом;
- разделение ответственности за типовую конструкцию между держателем сертификата типа и разработчиком изменения.
Вместе с тем по итогам рассмотрения проекта акта в рамках подготовки настоящего заключения могут быть представлены следующие замечания в отношении положений проекта акта и рисков реализации на практике предлагаемого регулирования.
1. В соответствии с пунктом 9 проекта порядка авиарегистр уполномочивает сертификационные центры, принимающие участие в сертификации конкретного изделия. Согласно пункту 2 проекта порядка сертификационный центр - организация, аккредитованная уполномоченным органом принимать участие в сертификационных работах, проводимых заявителем, с целью оценки результатов работ и подготовки заключений о соответствии изделия сертификационному базису. В соответствии с пунктом 7 проекта порядка заявитель с участием назначенных сертификационных центров обеспечивает выполнение сертификационных работ.
При этом ни проектом акта, ни действующим законодательством Российской Федерации не установлен порядок аккредитации сертификационных центров, а также порядок уполномочивания (назначения) сертификационных центров.
На совещании, проведенном в Минэкономразвития России, представители разработчика и Росавиации подтвердили наличие проблемы, связанной с отсутствием порядка аккредитации сертификационных центров. При этом ими было отмечено, что сертификационные центры, аккредитованные межгосударственным авиационным регистром, продолжают свою работу.
Учитывая изложенное, Минэкономразвития России, обращая внимание на необходимость разработки и утверждения порядка аккредитации сертификационных центров, считает целесообразным определить в проекте акта порядок уполномочивания (назначения) сертификационных центров.
2. Также пунктом 9 проекта акта устанавливается, что авиарегистр формирует рабочие группы экспертов и комиссии, принимающие участие в сертификации конкретного изделия, а заявитель имеет право в любой доступной ему форме проинформировать авиарегистр о своих предложениях по составу рабочих органов.
При этом проектом акта не определено, кто может входить в состав таких рабочих групп и комиссий, порядок их формирования. Кроме того, проектом акта не указано, обязан ли авиарегистр учитывать предложения заявителя по составу рабочих органов и условия, при которых указанные предложения могут быть не учтены.
Таким образом, пункт 9 проекта порядка подлежит доработке.
3. Пунктом 10 проекта порядка установлено, что независимая инспекция в организации разработчика и на предприятии изготовителя уполномочивается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации не определен порядок уполномочивания независимых инспекций, а также не определен состав независимых инспекций.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным определить порядок уполномочивания независимых инспекций в проекте акта.
4. Пунктом 45 проекта порядка устанавливается, что состав комплектующих изделий категории "А" и категории "Б" отражается в перечнях, формируемых заявителем в утвержденном им порядке.
При этом проектом акта не конкретизируются требования к указанному порядку, а также цели утверждения порядка формирования перечней комплектующих изделий самим заявителем.
В этой связи считаем обязанность по утверждению порядка формирования перечней избыточной.
5. Пунктом 48 проекта Порядка предполагается, что до начала этапа макета заявитель направляет в авиарегистр и рабочие органы авиарегистра, назначенные авиарегистром для проведения сертификационных работ, в том числе проект таблицы соответствия требованиям сертификационного базиса, оформленный в соответствии с приложением 10 к проекту акта.
Однако требования к таблицам соответствия в приложении 10 к проекту акта отсутствуют. Учитывая изложенное, считаем необходимым дополнить проект акта соответствующими требованиями.
6. Согласно пункту 50 проекта порядка работы на этапе макета проводятся заявителем совместно с макетной комиссией, состав которой утверждается авиарегистром. При этом заявитель имеет право в любой доступной форме проинформировать авиарегистр о своих предложениях по составу макетной комиссии.
В этой связи отмечаем, что ни проектом акта, ни законодательством Российской Федерации не установлены требования по составу макетной комиссии и порядок ее формирования. Кроме того, как и в случае с рабочими органами авиарегистра, проектом акта не указан порядок учета предложений заявителя по составу макетной комиссии.
Учитывая изложенное, указанная норма подлежит доработке.
7. Как указано в пункте 63 проекта порядка, до начала сертификационных испытаний заявитель оформляет, согласовывает с независимой инспекцией в организации-изготовителе, а также с назначенным ему сертификационным центром план-график проведения сертификационных испытаний, включающий в себя в том числе порядок предоставления в авиарегистр доказательной и эксплуатационной документации и иных сведений.
При этом в проекте акта не раскрывается, что подразумевается под порядком предоставления документации. В случае, если подразумеваются сроки предоставления доказательной и эксплуатационной документации, необходимо отметить, что пунктом 68 проекта порядка установлено, что в процессе проведения сертификационных заводских испытаний заявитель представляет на рассмотрение и согласование с сертификационными центрами и на утверждение в авиарегистр доказательную документацию по мере ее оформления.
Учитывая изложенное, пункт 63 проекта порядка подлежит конкретизации.
8. В ходе проведенного Минэкономразвития России совещания были подтверждены риски, связанные с трудностями сертификации воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов за рубежом, высказанные в рамках публичных консультаций.
Как было отмечено субъектами предпринимательской деятельности, проект акт не в полной мере гармонизирован с зарубежными аналогами, а именно авиационными правилами FAA (США), EASA (Европа), CAAC (Китай), TCCA (Канада),САА (Великобритания) и др.
При этом, как было отмечено представителями Росавиации и отрасли на совещании, действующие Авиационные правила-21 признаны всеми странами, взаимодействующими с Российской Федерацией в области сертификации авиационной техники. Учитывая, что процедура сертификации авиационной техники не изменилась, а главной причиной разработки проекта акта является передача полномочий по сертификации Росавиации, Минтрансом России совместно с иными заинтересованными органами исполнительной власти предложен альтернативный вариант решения проблемы - переиздание Авиационных правил-21 с учетом изменившейся компетенции Росавиации.
Вместе с тем указанный подход требует дополнительной проработки с Минюстом России в части соответствия законодательству Российской Федерации о подготовке нормативных правовых актов.
9. Также в ходе совещания были подтверждены риски, связанные с сертификацией беспилотных авиационных систем.
Во-первых, в настоящее время отсутствуют соответствующие условия, которые бы позволили сертифицировать беспилотные системы. В настоящее время отсутствуют утвержденные нормативы летной годности для беспилотных воздушных судов, что делает разработку сертификационных базисов, необходимых для проведения сертификации, невозможной.
Во-вторых, пунктом 16 проекта порядка устанавливается, что типовая конструкция беспилотного воздушного судна рассматривается только совместно с типовой конструкцией оборудования управления и контроля беспилотной авиационной системы, включая линии контроля и управления. Таким образом, в случае использования беспилотного воздушного судна с другим оборудованием управления и контроля необходимо проведение сертификации заново.
Таким образом, считаем целесообразным предусмотреть возможность сертификации беспилотного воздушного судна с несколькими типами оборудования управления и контроля, одобренными для управления данным беспилотным воздушным судном, а также с утвержденными линиями управления и контроля.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о том, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.