Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 30 июня по 27 июля 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/06-17/00067795).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 10 по 18 августа 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых позиции представили ТПП РФ, Алкогольная ассоциация Татарстана, ЗАО "Абрау-Дюрсо" (справка прилагается).
Согласно пунктам 21, 22 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществления инвестиций, определенного приложением N 16 Договора о Евразийском экономическом союзе, каждое государство-член в отношении всех мер, затрагивающих торговлю услугами, предоставляет услугам, поставщикам и получателям услуг другого государства-члена режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах своим собственным таким же (подобным) услугам, поставщикам и получателям услуг; каждое государство-член может выполнить указанные обязательства путем предоставления услугам, поставщикам и получателям услуг любого другого государства-члена формально такого же или формально отличного режима по отношению к тому, который предоставляется этим государством-членом своим собственным таким же (подобным) услугам или поставщикам либо получателям услуг.
Формально такой же или формально отличный режим считается менее благоприятным, если он меняет условия конкуренции в пользу услуг, поставщиков и (или) получателей услуг этого государства-члена по сравнению с такими же (подобными) услугами, поставщиками и (или) получателями услуг любого другого государства-члена.
Согласно положениям Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) запрещена реклама алкогольной продукции, кроме вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда.
Проектом акта предусмотрено распространение исключения из запрета рекламы в периодических печатных изданиях, в теле- и радиопрограммах алкогольной продукции, определенной статьей 21 Закона N 38-ФЗ, наравне с вином и игристым вином (шампанским), произведенными в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) из винограда, выращенного на территории Российской Федерации и государств-членов Евразийского экономического союза.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем представляется, что проектируемые нормы труднореализуемы.
Статья 21 Закона N 38-ФЗ была дополнена положением о возможности рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 490-ФЗ) в целях поддержания российских производителей указанной продукции в пакете с другими изменениями российского законодательства в части прослеживаемости винодельческой продукции. Законом N 490-ФЗ в том числе были определены требования о ведении реестра виноградных насаждений, подачи производителями вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, декларации об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции, специального режима маркировки такой продукции федеральными специальными марками и т.д.
В настоящее время единое регулирование производства алкогольной продукции на территории ЕАЭС, единые реестры либо иные информационные ресурсы, представляющие информацию, подтверждающую происхождение сырья, отсутствуют. Таким образом, и рекламопроизводители, рекламораспространители, и контролирующие органы Российской Федерации не могут располагать данными о происхождении сырья производимой в государствах-членах ЕАЭС винодельческой продукции.
При размещении рекламы российских производителей соответствующей продукции контролирующим органам могут быть предоставлены документы, подтверждающие происхождение как сырья, так и самой продукции.
Вместе с тем остается неясным, какие подтверждающие документы могут быть предоставлены в отношении вина и игристого вина (шампанского), произведенных производителями государств-членов ЕАЭС из винограда, выращенного на территории ЕАЭС.
Между тем статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе (размер административного штрафа для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей).
В отсутствие правовой определенности рекламопроизводители и рекламораспространители с большой степенью вероятности не будут размещать соответствующие рекламные материалы.
Обращаем внимание, что формирование нормативного правового регулирования производства российского вина, игристого вина (шампанского), произведенного из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, происходило в 2015-2016 годах. Вместе с тем до настоящего времени в средствах массовой информации реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, не размещалась.
Приложение: на л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона
"О рекламе" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 10 по 18 августа 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых позиции представили ТПП РФ, Алкогольная ассоциация Татарстана, ЗАО "Абрау-Дюрсо".
ТПП РФ: "Полагаем, что предлагаемые изменения могут вызвать затруднения при получении информации, подтверждающей факт производства вина и игристого вина (шампанского) на территории государств-членов Евразийского экономического союза, а также при получении сведений, подтверждающих факт производства указанной продукции из сырья (винограда), выращенного на территории Таможенного союза.
В настоящее время для размещения рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенного в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, запрашивается следующий комплект документов в целях проверки достоверности рекламы:
- федеральные специальные марки (подтверждение территории производства);
- сертификаты/декларации (обязательное подтверждение соответствия), либо официальное письмо с указанием кода ОКП товара;
- свидетельство о государственной регистрации продукции;
- лицензия на производство алкогольной продукции (в случае указания письма, подтверждающие происхождение сырья (Россия), с указаниями договоров поставки/приобретения сырья).
Федеральной специальной маркой, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", маркируется продукция, произведенная на территории Российской Федерации.
Для товаров, ввозимых из государств-членов Евразийского экономического союза, выдаются акцизные марки.
Соответственно, возникают следующие вопросы:
- каким образом осуществлять подтверждение факта производства вина и игристого вина (шампанского) на территории государств-членов Евразийского экономического союза (факт того, что товар ввезён из государства-члена Таможенного Союза, не является гарантией его производства в этом государстве;
- каким образом осуществлять подтверждение факта производства вина и игристого вина (шампанского) из сырья (винограда), выращенного на территории государства-члена Евразийского экономического союза.
В подтверждение факта производства вина и игристого вина (шампанского) на 3территории государств-членов Евразийского экономического союза, а также в подтверждение производства вина и игристого вина (шампанского) из сырья (винограда), выращенного на территории государств-членов Евразийского экономического союза, рекламодатели могут предоставлять подтверждающие письма с указанием необходимых сведений. В данной ситуации недобросовестные рекламодатели могут вводить контрагентов в заблуждение (в случае указания недостоверной информации)".
Алкогольная ассоциация Татарстана сообщила об отсутствии замечаний к проекту акта.
ЗАО "Абрау-Дюрсо": "Неоднозначно воспринимается фраза "вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации и в государствах-членах Евразийского экономического союза из выращенного на территории Российской Федерации и государств-членов Евразийского экономического союза винограда". Означает ли данная норма, что разрешается реклама вина/игристого вина (шампанского), произведенного в Российской Федерации из винограда, выращенного как в Российской Федерации, так и на территории государств-членов Евразийского экономического союза? Или же данная фраза должна быть изложена приблизительно следующим образом: "вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах-членах Евразийского экономического союза из выращенного на территории государств-членов Евразийского экономического союза винограда".
"Необходимо изложить фразу "вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации и в государствах-членах Евразийского экономического союза из выращенного на территории Российской Федерации и государств-членов Евразийского экономического союза винограда" таким образом, чтобы она воспринималась однозначно, иначе в процессе применения данной нормы возможны разночтения и, как следствие, конфликтные ситуации с Федеральной антимонопольной службой".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.