Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особых мер защиты прав потребителей из числа инвалидов, лиц пожилого возраста и детей"
(подготовлен Минтрудом России 25.08.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особых мер защиты прав потребителей из числа инвалидов, лиц пожилого возраста и детей" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 года (абзац пятый подпункта "б" пункта 1), предусматривающим установление особых мер защиты прав социально уязвимых категорий потребителей (инвалидов, лиц пожилого возраста, детей) и административной ответственности за их нарушение.
Нормы законодательства о защите прав потребителей имеют общий характер и распространяются на всех потребителей товаров (работ, услуг), включая инвалидов.
Вместе с тем развитие общественных отношений обуславливает необходимость определенной дифференциации в области защиты прав потребителей, требующей усиления мер защиты потребителей, находящихся в социально уязвимом положении, имеющих особые потребности, связанные с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом. К таким категориям относятся, в частности инвалиды, лица пожилого возраста, несовершеннолетние.
Проявление неопытности в делах, легкомыслия, слабоволия, а также подверженность влиянию чужого воздействия в сферах потребления, в том числе в сфере предоставления услуг, выполнения работ, купли-продажи товаров, как правило, свойственно социально уязвимым категориям, таким как лица пожилого возраста, несовершеннолетние, инвалиды, имеющим особые потребности, связанные с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом).
В этой связи требуется принятие специальных мер защиты указанных категорий лиц, связанных с удовлетворением их потребностей в доступной для них форме, усилением ответственности за нарушения должностными и юридическими лицами, а также гражданами законодательства о защите прав потребителей в отношении данных категорий лиц, обеспечение доступности объектов инфраструктуры и услуг в наиболее востребованных сферах (потребительской, туристской и др.).
Необходимость таких изменений продиктована и обязательствами в рамках международных соглашений.
Например, Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией, предполагает необходимость совершенствования законодательства о защите прав потребителей, поскольку обеспечение безбарьерной среды для лиц с устойчивыми нарушениями здоровья требует создания дополнительных условий для инвалидов в области гражданского оборота товаров (работ, услуг).
Законопроект призван решить указанные задачи, связанные с особой защитой социально уязвимых категорий граждан из числа инвалидов, лиц пожилого возраста, несовершеннолетних и предусматривает следующие изменения в законодательство.
В частности, предусмотрены изменения в Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", направленные на обеспечение доступа и доведения до указанных категорий потребителей информации при заключении договоров купли-продажи, договоров выполнения работ (или оказания услуг) в доступной для них форме, в том числе с использованием технологий, с учетом их особых потребностей, без дополнительной платы и своевременно (например, дублирования звуковой и зрительной информации о товарах (работах, услугах), а также знаков, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля).
Законопроектом вводится запрет на отказ или иное воспрепятствование потребителю в доступе к товарам (работам и услугам) по причинам, связанным с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности возрастом. На продавца товаров (исполнителя услуг или работ) возлагается обязанность по передаче товара (выполнению услуги или работы), пригодных для использования потребителем из числа инвалидов, пожилых лиц, детей с учетом их особых потребностей, если об этих потребностях продавец (исполнитель) был поставлен в известность.
Законопроектом также предусмотрены изменения в Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", касающиеся обеспечения доступности инвалидов к услугам и инфраструктуре в сфере туризма (туристским объектам и маршрутам).
Решение задачи обеспечения особых мер защиты социально уязвимых категорий потребителей в различных сферах, безусловно, требует усиления административной ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей в отношении указанных категорий лиц, а также уточнения положений гражданского законодательства, учитывая, что потребители из числа инвалидов, лиц пожилого возраста каждодневно сталкиваются с необходимостью оформления сделок по приобретению товаров, услуг, выполнению работ путем заключения договоров гражданско-правового характера, и при этом, особенно подвержены влиянию и воздействию, что зачастую приводит к злоупотреблениям со стороны продавцов товаров (исполнителей услуг) или просто к игнорированию их особых потребностей, связанных с ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья или возрастом.
В этой связи требуются изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Гражданский кодекс Российской Федерации.
Соответствующие изменения подготовлены.
Вместе с тем согласно статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в силу Федерального закона от 17.04.2017 N 69-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" изменения в указанные законодательные акты Российской Федерации не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
В этой связи изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федерации предусмотрены отдельными законопроектами (направляются одним пакетом).
Законопроект в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.