Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2009 г. N 440/09
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г.
рассмотрел в судебном заседании заявление муниципального учреждения здравоохранения "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Коми от 30.04.2008 по делу N А29-1061/2008, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.09.2008 по тому же делу по иску муниципального учреждения здравоохранения "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (далее - учреждение) к военному комиссариату г. Сыктывкара и Сыктывдинского района (далее - комиссариат) о взыскании 64 851 рублей 77 копеек расходов по единому социальному налогу (с учетом уточнения требований).
Суд установил:
решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.04.2008, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что компенсируемые за счет средств федерального бюджета выплаты суммы среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за периоды их участия в проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), являются компенсационными выплатами и не подлежат обложению единым социальным налогом.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 22.09.2008 оставил без изменения решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.04.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008.
Заявитель (учреждение) просит о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора, указывая, что выплаты за участие в призывной кампании являются заработной платой и подлежат обложению единым социальным налогом.
Рассмотрев материалы надзорного производства и доводы заявителя, суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Таким образом, не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.
Вместе с тем, согласно Закону о воинской обязанности и военной службе работники, участвующие в работе комиссии по медицинскому освидетельствованию призывников, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Как следует из Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности и военной службе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона о воинской обязанности и военной службе.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной кампании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены названными правилами и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для поликлиники не создает. Уплата единого социального налога с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности военкомата.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А29-1061/2008 Арбитражного суда Республики Коми для пересмотра в порядке надзора решения от 30.04.2008, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.09.2008 отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2009 г. N 440/09
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А29-1061/2008
Истец: Муниципальное учреждение здравоохранения "Сыктывкарская городская поликлиника N3"
Ответчик: Военный комиссариат г.Сыктывкара и Сыктывдинского района