Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минюстом России 06.09.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения Федеральной службой судебных приставов возможности реализации в полном объеме полномочий по осуществлению федерального государственного контроля надзора за юридическими лицами, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности.
1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом N 230-Ф3 не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с применением методов, опасных для жизни и здоровья людей, оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.
На сегодняшний день в рамках реализации положений Федерального закона N 230-Ф3 Федеральной службой судебных приставов принято к рассмотрению более 4,5 тыс. обращений на нарушение законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, по 3,4 тыс. обращениям направлены ответы, более 1 тыс. - находятся на рассмотрении.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (статья 14.57 КоАП).
При этом действующее законодательство позволяет привлечь к административной ответственности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности, но не включенных в государственный реестр, так называемых "серых коллекторов".
Вместе с тем на практике, вопрос применения данной статьи и возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также "серых коллекторов", является проблемным.
В частности, при рассмотрении вопроса о привлечении указанных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.57 КоАП должностными лицами ФССП России, необходимо осуществить комплекс процессуальных действий, направленных на установление наличия или отсутствия события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе с точки зрения психологического давления на граждан, проведение экспертиз.
Так при выявлении административных правонарушений, связанных с раскрытием сведений о должнике, и любых других персональных данных должника неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений на жилом помещении, доме, строении, а также сообщение по месту работы должника, для установления личности правонарушителя, становления свидетелей, осмотра места совершения административного правонарушения, должностным лицам ФССП России требуются значительные временные затраты.
После выявления вышеуказанных правонарушений необходимо провести комплекс мер, который предлагается осуществлять в рамках предоставленных должностным лицам полномочий по проведению административного расследования.
Кроме того, возникают проблемы с истребованием сведений (информации), необходимых для разрешения дела. Например, должностное лицо ФССП России не имеет полномочий получать необходимую информацию от операторов сотовой связи, чтобы подтвердить количество состоявшихся телефонных переговоров, либо отправленных сообщений. Операторы сотовой связи чаще всего отказывают в предоставлении соответствующей информации, ссылаясь на законодательство Российской Федерации о защите персональных данных.
Приводя конкретные примеры можно указать на решение Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 г. по апелляционной жалобе ООО "Сентинел Кредит Менеджмент" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11.05.2017 года, принятого судьей Фроловым Н.Н. В частности, судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы не были учтены показания третьих лиц, с которыми осуществлялось взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, поскольку они отбирались должностными лицами не имеющими полномочий для сбора объяснений и доказательств по делу об административном правонарушении. Таким образом, все обстоятельства и доказательства, собранные по делу в рамках рассмотрения обращения заявителя, судом апелляционной инстанции приняты как ничтожные.
Учитывая выше сказанное, основной проблемой при рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности является сбор доказательств. В рамках возбуждения дела об административном правонарушении сбор доказательств является затруднительным, поскольку полномочия сотрудников ФССП России нормативными актами не определены и не закреплены.
В отношении статьи 14.57 КоАП не предусмотрена возможность проведения административного расследования (экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат согласно части 1 статьи 28.7 КоАП).
Законопроектом предлагается предусмотреть возможность до направления материалов административного дела в суд проведения административного расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Необходимо отметить, что количество поступающих и рассматриваемых обращений граждан постоянно растет, также как и количество выявляемых административных правонарушений, фактов привлечения к административной ответственности.
За первое полугодие 2017 года ФССП России принято к рассмотрению 6723 обращения граждан по фактам нарушения положений Федерального закона N230-ФЗ.
Следует отметить, что при осуществлении ФССП России контрольно-надзорных функций на протяжении 1 полугодия 2017 года наблюдается динамичный рост количества поступающих и рассматриваемых обращений граждан, а также количества выявляемых правонарушений и фактов привлечения нарушителей к административной ответственности.
Реализация законопроекта позволит проводить более тщательное расследование факту выявления административного правонарушения и выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, что в свою очередь снизит количество отмененных или прекращенных дел по административным правонарушениям, а также создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания по указанной категории административных правонарушений.
Предлагаемое законопроектом изменение не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.