Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 19.11, 19.18 и 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен МВД России 11.09.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19.11,19.18 и 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП) направлен на повышение ответственности за изготовление, сбыт и подделку документов, удостоверяющих личность, подтверждающих наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт, например, водительских удостоверений и документов, выдаваемых подразделениями по вопросам миграции.
Статьей 19.11 КоАП установлена ответственность за нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.11 КоАП, составляют действия, нарушающие порядок изготовления, использования или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации, либо бездействие, связанное с небрежным хранением таких бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1, части 2 статьи 28.3 КоАП).
Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации".
Ответственность за данное правонарушение установлена в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Статьей 19.18 КоАП установлена ответственность за представление ложных сведений для получения документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство.
Объективную сторону правонарушения составляет действие, связанное с представлением ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта), в том числе заграничного паспорта, либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство.
Данная статья обеспечивает охрану отношений, урегулированных Федеральными законами от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", от 15 августа 1996 г.N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" и от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими учет населения Российской Федерации.
Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел (часть 1 ст. 23.3 КоАП).
Между тем, процедура получения официальных документов предусматривает сообщение соискателем сведений, на основании которых уполномоченные должностные лица органа исполнительной власти принимают решение о выдаче запрашиваемого документа. При этом сведения могут быть искаженными или ложными, в результате чего возможна их необоснованная выдача.
Учитывая необходимость защиты общественных отношений в сфере получения документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство, а равно предоставления сведений, если такие сведения являются или могут являться основанием для выдачи иного официального документа, дающих права и освобождающих от обязанностей, необходимо установить меры повышающие ответственность физических и должностных лиц.
За подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт ответственность предусмотрена статьей 19.23 КоАП.
Объективная сторона правонарушения выражается в подделке документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1, части 2 статьи 28.3 КоАП), а также должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 103, части 2 статьи 28.3 КоАП).
Статья 19.23 КоАП корреспондирует статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации - подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. Данная статья устанавливает ответственность в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Критерием разграничения является субъектный состав.
По статье 19.23 КоАП предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
Установленный размер штрафа является незначительным и не отвечает характеру совершаемых правонарушений, в результате которых по фиктивным документам физическим и юридическим лицам предоставляются права, и на основании которых они освобождаются от обязанностей.
Учитывая необходимость защиты общественных отношений в сфере изготовления, использования и хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации, а также документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт, дающих права и освобождающих от обязанностей, необходимо установить меры повышающие ответственность юридических и физических лиц.
В целях усиления административной ответственности полагаем возможным внести изменения в статью 19.11 КоАП, предусмотрев увеличение штрафных санкции от одной тысячи до трех тысяч рублей (в настоящее время - от пятисот до одной тысячи рублей), а также дополнить ее новой частью 2, предусматривающей ответственность за повторное совершение данного правонарушения в виде административного штрафа от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В статью 19.18 КоАП, предусмотрев увеличение штрафных санкции от тысячи до трех тысяч рублей для граждан и от двух до трех тысяч рублей для должностных лиц (в настоящее время - от ста до трехсот рублей для граждан и от пятисот рублей до одной тысячи на должностных лиц), а также дополнить ее новой частью 2, предусматривающей ответственность за представление ложных сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для выдачи иного официального документа, предоставляющего права, или освобождающего от обязанностей или, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния в виде административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти до десяти тысяч рублей.
В статье 19.23 КоАП предусмотреть ответственность за повторное совершение юридическим лицом правонарушения, выражающееся в подделке документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт, установив санкцию в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
Также увеличить размер административного штрафа действующей части от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (в настоящее время - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей).
Принятие законопроекта позволит устранить существующий пробел в правовом регулировании и позволит эффективнее бороться с незаконным изготовлением документов, печатей, штампов или бланков, так как создаст условия для конфискации орудия совершения правонарушения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации. Принятие законопроекта не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.