Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"
(подготовлен Госкорпорацией "Росатом" 19.09.2017 г.)
Федеральная целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа), государственным заказчиком-координатором которой является Госкорпорация "Росатом", государственным заказчиком - НИЦ "Курчатовский институт", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 50 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 758; 2016, N 7, ст. 971).
Программа реализуется в составе государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".
Основаниями для подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" (далее - проект постановления) являются:
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";
порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 декабря 2015 г. N ДМ-П13-8741 (далее - поручение Правительства Российской Федерации);
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (в редакции Федерального закона от 22 ноября 2016 г. N 397-ФЗ);
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 N 157-ФЗ).
В части инвестиционных проектов Программы были проведены следующие изменения:
1. Инвестиционный проект "Строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР" (далее - проект МБИР).
В рамках проведенной в целях исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации работы по определению приоритетных мероприятий средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию инвестиционного проекта в 2016 году, были сокращены на 1 414,6 млн рублей. Соответствующие изменения в распределение объемов бюджетных ассигнований по расходам инвестиционного характера на 2016 год согласованы Минэкономразвития России письмом от 01 марта 2016 г. N 5178-ЕЕ/Д17и.
Кроме того, в связи с наличием на 01.01.2017 г. на лицевом счету АО "ГНЦ НИИАР" остатков бюджетных инвестиций 2016 года в объеме 1 517,4 млн рублей, средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию проекта МБИР в 2017 году, в объеме 2 771,45 млн рублей, направлены на реализацию первоочередных мероприятий Государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", что согласовано Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д17и-452.
Вышеуказанное изменение учтено Федеральным законом от 01 июля 2017 г. N 157-ФЗ.
В 2017 году будут в полном объеме освоены остатки бюджетных инвестиций 2016 года и ранее образовавшихся объемов дебиторской задолженности.
В целях недопущения образования незавершенного строительства указанные выше объемы сокращенного бюджетного финансирования по проекту МБИР 2016 года и перераспределенный объем средств федерального бюджета 2017 года предусмотрены к восстановлению в 2020 году с учетом индексов-дефляторов (письмо Минэкономразвития России от 25 октября 2016 г. N 32430-АВ/Д0Зи).
Учитывая, что Госкорпорацией "Росатом", в соответствии с Единым отраслевым порядком работы с дебиторской и кредиторской задолженностью Госкорпорации "Росатом" и ее организаций, утвержденным приказом от 19.10.2016 N 1/990-П, реализуются мероприятия направленные на сокращение имеющейся и недопущение образования новой дебиторской задолженности, предусматривающие, в том числе выстраивание оптимальных договорных отношений в части взаиморасчетов с контрагентами и заключение договоров на условиях, снижающих отвлечение средств в дебиторскую задолженность, объем бюджетного финансирования, предусмотренный на 2020 год, будет использован на оплату выполненных объемов работ и затрат по факту завершения подрядной организацией строительства основных сооружений, монтажа и пуско-наладки технологического оборудования.
Отдельно стоит отметить, что вышеуказанные изменения не повлияют на общую стоимость строительства проекта МБИР в ценах 2017 года.
Проект МБИР предназначен для замещения вырабатывающего продлённый ресурс исследовательского реактора на быстрых нейтронах БОР-60 и обеспечивает сохранение и усовершенствование исследовательской базы и для продолжения реакторных испытаний по проблемам безопасности, надежности, экономической эффективности как разрабатываемых проектов энергоблоков нового поколения, так и действующих АЭС и реакторных установок специального назначения.
Потенциальные экспериментальные возможности реактора МБИР достаточны для проведения экспериментальных исследований по программам развития отечественной ядерной индустрии, а также выполнения работ для зарубежных заказчиков, включая совместные международные проекты в рамках планируемого на базе МБИР международного центра исследований.
Таким образом, центр исследований МБИР позволит создать площадку для международного сотрудничества аналогично ИТЭР, ЦЕРН, ФАИР и другим научным организациям.
Перераспределение объемов бюджетных ассигнований (бюджетных инвестиций) на 2020 год позволит обеспечить завершение строительства проекта МБИР, являющегося частью государственной концепции создания новой технологической платформы атомной энергетики на основе быстрых реакторов и замыкания топливного цикла, в установленные в рамках Программы сроки.
2. Инвестиционный проект "Строительство опытно-демонстрационного энергоблока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем на площадке закрытого административно-территориального образования "Северск" (далее - проект "БРЕСТ").
В результате проведенной в 2016 году работы по определению приоритетных мероприятий (в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России, направленными письмом от 22 июля 2016 г. N 21966-ЕЕ/Д17и), направленной на решение первоочередных задач, концентрации инвестиционных ресурсов на ключевых проблемах, а также на обеспечение в первую очередь реализации переходящих объектов и объектов с высокой степенью готовности, принято решение не начинать строительство БРЕСТ в рамках Программы в 2016 году.
Соответствующие изменения в распределении объемов бюджетных ассигнований по расходам инвестиционного характера согласованы Минэкономразвития России на 2016 год письмами от 19 августа 2016 г. N 25071-ЕЕ/Д17и и от 02 сентября 2016 г. N 26573-ЕЕ/Д17и, на период 2017 - 2019 годов - письмом от 17 августа 2016 г. N 24699-ЕЕ/Д17и.
Проектная документация на проект БРЕСТ разработана и утверждена в 2015 году. В настоящее время в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, продолжается выполнение мероприятий по постановке на баланс АО "ГНЦ РФ - ФЭИ" затрат, возникших в процессе создания проектной документации, в качестве нематериального актива (результата интеллектуальной деятельности), что позволит коммерциализировать полученные результаты.
3. Инвестиционный проект "Строительство модуля переработки отработавшего ядерного топлива реакторов на быстрых нейтронах" (далее - проект МП).
В связи с приостановкой строительства инвестиционного проекта БРЕСТ, строительство проекта МП, предназначенного для переработки отработавшего ядерного топлива, выгружаемого из энергоблока с реакторной установкой БРЕСТ, также исключено и будет в дальнейшем синхронизировано со сроками сооружения инвестиционного проекта БРЕСТ.
Проектная документация на проект МП разработана. В настоящее время в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, продолжается выполнение мероприятий по постановке на баланс АО "СХК" затрат, возникших в процессе создания проектной документации, в качестве нематериального актива (результата интеллектуальной деятельности), что позволит коммерциализировать полученные результаты.
Дополнительно стоит отметить, что строительство инвестиционных проектов БРЕСТ и МП до 2016 года не начиналось.
4. Инвестиционный проект "Строительство модуля фабрикации и пускового комплекса рефабрикации плотного смешанного уранплутониевого топлива для реакторов на быстрых нейтронах" (далее - проект МФР).
Инвестиционный проект приводится в соответствие положительным заключениям ФАУ "Главгосэкспертиза России" по проверке достоверности сетной стоимости от 31.03.2014 N 409-14/ГГЭ-8922/10 и на проектную документацию и результаты инженерных изысканий от 28.03.2014 N 403-14/ГГЭ-8922/10.
Стоимость строительства проекта МФР в ценах 2014 года составляет 17 457,3 млн рублей, что составляет 20 765,99 млн рублей в ценах соответствующих лет (с учетом экономии по результатам конкурсных процедур), в том числе средства федерального бюджета в объеме - 4 999,86 млн рублей и внебюджетные источники в объеме 15 766,13 млн рублей, без изменения установленного срока реализации инвестиционного проекта МФР (2020 год).
В период с 2013 - 2016 годов в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств за счет средств федерального бюджета проводилось финансирование только строительства модуля фабрикации плотного смешанного уранплутониевого топлива для реакторов на быстрых нейтронах.
В соответствии с согласованными Минэкономразвития России (письмо от 17 августа 2016 г. N 24699-ЕЕ/Д17и) изменениями в распределение объемов бюджетных ассигнований по расходам инвестиционного характера на период 2017 - 2019 годов, бюджетное финансирование перенесено с 2019 - 2020 годов на 2018 год.
Кроме того, по результатам проведённой сверки взаиморасчётов в проекте постановления учтены затраты 2014 года за счет средств внебюджетных источников в объеме 7,09 млн рублей, отнесенные на стоимость объекта капитального строительства, направленные на приобретение оборудования.
5. Инвестиционный проект "Строительство полифункционального радиохимического исследовательского комплекса" (далее - проект ПРК).
Объем средств федерального бюджета на 2017 год, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и действующей редакций Программы, составляет 735,0 млн рублей.
В соответствии с ФАИП на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, доведенной Минэкономразвития России до Госкорпорации "Росатом" письмом от 28.12.2016 N 40453-ЕЕ/Д17и, финансирование за счет средств федерального бюджета по проекту ПРК на 2017 год ограничено до момента предоставления утвержденной в установленном порядке откорректированной проектной документации.
В апреле 2017 г. получены заключения на откорректированную документацию:
на проектную документацию и результаты инженерных изысканий от 11.04.2017 N 377-17/ГГЭ-8484/02 и по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства от 24.04.2017 N 427-17/ГГЭ-8484/10.
Бюджетное финансирование проекта ПРК было предложено Минэкономразвития России к перераспределению, в соответствии с п. 38 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1551, что согласовано распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 24.04.2017 N ДМ-П13-2995р.
Представленный проект постановления учитывает замещение сокращенных бюджетных средств 2017 года внебюджетными средствами по следующему графику:
2017 год - 50 млн рублей;
2019 год - 638,79 млн рублей;
2020 год - 114,22 млн рублей.
Замещение бюджетных средств 2017 года средствами внебюджетных источников в период 2017 - 2020 годов позволит обеспечить завершение строительства проекта ПРК в установленные в рамках Программы сроки.
6. Инвестиционные проекты НИЦ "Курчатовский институт".
В соответствии с Федеральным законом от 22.11.2016 N 397-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на реализацию инвестиционных проектов "Реконструкция ускорительного комплекса в г. Протвино, Московская область" и "Техническое перевооружение экспериментальной термоядерной установки токамак Т-15", сокращен на 300,2 млн рублей и составляет 535,4 млн рублей.
Наименование исполнителя мероприятия "Реконструкция ускорительного комплекса в г. Протвино, Московская область" федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий" изменено на федеральное государственное бюджетное учреждение "Институт физики высоких энергий имени А.А. Логунова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", в соответствии с приказом НИЦ "Курчатовский институт" от 10.01.2017 N 6.
7. Проект постановления учитывает привлеченные акционерными обществами внебюджетные средства в период до 2017 года на корректировку проектной документации:
a. инвестиционный проект "Строительство полифункционального радиохимического исследовательского комплекса" (АО "ГНЦ НИИАР") - в объеме 89,07 млн рублей в соответствии с условиями договоров от 24.04.2012 N 333/1211/100 и от 15.10.2015 N 17/4714/124/2015/64/4987-Д;
b. инвестиционный проект "Техническое перевооружение экспериментальной базы стенда "Плазматех-М" (АО "НИИЭФА") - в объеме 0,09 млн рублей в соответствии с договором от 22.09.2016 N 08/09/2016;
c. инвестиционный проект "Техническое перевооружение экспериментально-технологической базы для отработки технологии изготовления и исследования характеристик элементов модулей бланкета" (АО "НИИЭФА") - в объеме 1,93 млн рублей в соответствии с договором от 22.08.2016 N 9792/1, а также счетами от 15.11.2016 N 1050 и 11.11.2016 N 2255;
d. инвестиционный проект "Техническое перевооружение опытного реактора на быстрых нейтронах тепловой мощностью 60 МВт" (АО "ГНЦ НИИАР") - в объеме 0,25 млн рублей в соответствии с договором от 17.08.2016 N 12-13/11/2016/64/6041-Д;
e. "Техническое перевооружение комплекса конструкционных и сверхпроводящих материалов, объектов информационной сети управляемого термоядерного синтеза" (АО "ВНИИНМ") - в объеме 26,5 млн рублей в соответствии с договором от 21.12.2010 N 10904184.
Вышеуказанные затраты, необходимые для осуществления строительства (технического перевооружения) в соответствии с проектными материалами, учтены в объеме капитальных вложений, предусмотренных утвержденным в установленном порядке сводным сметным расчетом.
8. Инвестиционные проекты "Техническое перевооружение объектов технологического центра и информационной сети управляемого термоядерного синтеза" (АО "НИКИЭТ") и "Техническое перевооружение комплекса конструкционных и сверхпроводящих материалов, объектов информационной сети управляемого термоядерного синтеза" (АО "ВНИИНМ"):
проект постановления предусматривает отражение фактически привлеченные средства внебюджетных источников за счет проведенного опережающего финансирование в период до 2017 года, включенные в сводные сметные расчеты.
9. В паспорте Программы в позиции, касающейся ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей социально-экономической эффективности, из перечня ожидаемых конечных результатов на втором этапе реализации Программы исключен результат "завершение строительства термоядерного комплекса "Байкал" для исследований инерционного термоядерного синтеза, верификации кодов в условиях отсутствия полигонных испытаний", в связи с исключением из Программы инвестиционного проекта "Строительство термоядерного комплекса "Байкал", начиная с 2014 года.
10. В связи с сокращением средств федерального бюджета по мероприятию "Исследования и разработки в области управляемого термоядерного синтеза", принято решение о выделении в период 2018 - 2020 годов средств консолидированного инвестиционного ресурса Госкорпорации "Росатом" в объеме 783,6 млн рублей на реализацию мероприятий НИЦ "Курчатовский институт".
В части целевых индикаторов Программы были проведены следующие изменения:
В связи с проведенной работы по определению приоритетных мероприятий и отказом от старта строительства в 2016 году инвестиционных проектов БРЕСТ и МП, дальнейший расчет следующих целевых индикаторов теряет актуальность, начиная с 2017 года:
"Рост эффективности использования природного урана в ядерном топливном цикле";
"Снижение объемов выгружаемого отработавшего ядерного топлива и образующихся радиоактивных отходов, приходящихся на единицу электрической мощности атомных электростанций";
"Готовность к вводу в эксплуатацию опытно-демонстрационного комплекса в составе энергоблока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем, модуля переработки отработавшего ядерного топлива реакторов на быстрых нейтронах, модуля фабрикации и пускового комплекса рефабрикации плотного смешанного уранплутониевого топлива для реакторов на быстрых нейтронах".
В связи с изменением объемов финансирования мероприятий Программы в период с 2016 по 2020 годы изменены значения целевого индикатора "Удельный вес инновационной продукции и услуг, созданных путем реализации мероприятий Программы, в общем объеме продаж продукции и услуг отрасли".
Письмом от 25.04.2017 N 1-15/16911 Госкорпорация "Росатом" направила в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации ФЦП ЯЭНП за 1 квартал 2017 г., содержащий в том числе информацию по уточнению выполнения целевых индикаторов и показателей ФЦП ЯЭНП за 2016 год.
Были уточнены фактические значения следующих целевых индикаторов:
- значение целевого индикатора "Удельный вес инновационной продукции и услуг, созданных путем реализации мероприятий федеральной целевой программы, в общем объеме продаж продукции и услуг отрасли" уточнено по результатам подведения итогов и закрытия консолидированной отчетности за 2016 год и составляет 1,57;
- значение целевого индикатора "Рост эффективности использования природного урана в ядерном топливном цикле" уточнено по данным АО "Концерн Росэнергоатом" и составляет 11,1%.
Выводы
По результатам проведенной в 2016 году приоритизации мероприятий, а также сокращения средств федерального бюджета по проекту ПРК, объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета сокращается на 17 434,08 млн рублей.
Общий объем финансирования Программы составит 113 832,68 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета - 81 934,7 млн рублей и внебюджетные источники - 31 897,98 млн рублей.
Коэффициент бюджетной эффективности Программы составит 0,7.
Принятие проекта постановления позволит продолжить развитие и совершенствование технологий, способных обеспечить технологическое лидерство и конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, сохранить и усилить позиции Российской Федерации в мировой атомной энергетике.
Принятие проекта постановления не повлечет за собой изменения объема полномочий или компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В связи с отсутствием в Программе мероприятий, направленных на решение вопросов социально-экономического развития Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, согласование проекта постановления с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, установленное пунктом 10.2 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, не требуется.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.