Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 23.09.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен во исполнение поручения, изложенного в письме Аппарата Правительства Российской Федерации от 18 июля 2017 г. N П9-38124.
Проектом постановления предусматривается дополнение Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила), новым пунктом 2.3.4, в соответствии с которым водитель транспортного средства обязан при вынужденной остановке транспортного средства или дорожно-транспортном происшествии вне населенных пунктов находиться на проезжей части или обочине в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости в куртке, жилете или жилете-накидке с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.
Согласно статистическим данным за 6 месяцев 2017 года на дорогах Российской Федерации в темное время суток было зарегистрировано 7501 (на 10,2 % меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (далее - АППГ) наездов на пешеходов. В данных дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) погибло 1321 человек (- 10,0 % к АППГ), 6537 человек получили ранения (- 13,2 % к АППГ).
Указанная положительная динамика обусловлена реализацией пешеходами установленной в соответствии с пунктом 4.1 Правил их обязанности при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток вне населенных пунктов иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
В свою очередь количество наездов на водителей транспортных средств, вышедших из транспортных средств и находящихся на проезжей части или обочине, в отношении которых обязанность использовать предметы со световозвращающими элементами в темное время суток вне населенных пунктов не установлена, возросло. За 6 месяцев 2016 года было 63 (на 28,6 % больше, чем АППГ) таких ДТП, в которых погибло 17 человек (на 112,5 % больше, чем АППГ), получило ранения 55 человек (на 31 % больше, чем АППГ), за 6 месяцев 2017 года 66 (на 4,8 % больше, чем АППГ) таких ДТП.
В большинстве случаев указанные категории участников дорожного движения находились на проезжей части в темной одежде без световозвращающих элементов, что не позволяло водителям транспортных средств вовремя их заметить и принять соответствующие меры по недопущению наезда. Сопутствуют этому, в том числе неблагоприятные погодные условия (дождь, снег, туман).
Для обеспечения безопасности водителей транспортных средств при нахождении в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости на проезжей части или обочине в связи с вынужденной остановкой транспортного средства или ДТП они должны надевать куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала.
Требования к соответствующим курткам, жилетам, жилетам-накидкам пользователей, выполняющих дорожные работы и аналогичные виды деятельности, где работающие должны быть заблаговременно замечены водителями транспортных средств, установлены действующим ГОСТ 12.4.281-2014 "Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования", введенным в действие приказом Росстандарта от 26 ноября 2014 г. N 1813-ст. Полагаем, что государственные и муниципальные органы, эксплуатирующие транспортные средства, выполняя данные требования, уже должны были обеспечить соответствующей одеждой водителей транспортных средств, в связи с чем реализация проекта постановления не повлечет для них финансовых затрат.
Наличие у водителей защитных жилетов обязательно во многих европейских странах. Так, требования об обязательном ношении защитного жилета действуют в Италии и Испании с 2004 года, Австрии и Португалии - с 2005 года, Хорватии - в 2006 года, Бельгии, Болгарии, Норвегии - с 2007 года, Люксембурге и Венгрии - с 2008 года.
Водитель, покинув автомобиль для установки знака аварийной остановки либо после совершения аварии или находясь на резервной полосе автодороги, обязан надеть защитный жилет. Это правило распространяется в некоторых странах и на пассажиров автомобилей и мотоциклистов (Бельгия, Люксембург, Хорватия). Во время поездки защитный жилет должен висеть на спинке сидения водителя.
За отсутствие защитного жилета предусматривается административная ответственность в виде штрафа (в Австрии - 14 евро, Бельгии - 50 евро, Испании - 91 евро, Италии - от 34 до 138 евро, Словакии - от 50 до 150 евро).
В Португалии отсутствие жилета в автомобиле влечет ответственность водителя в виде штрафа в размере от 60 до 300 евро. Если водитель, выйдя из автомобиля при аварийной остановке, не надел жилет, размер штрафа составит от 120 до 600 евро.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Издание проекта постановления положительно отразится на состоянии безопасности дорожного движения, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и не повлечет за собой необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ.
|
МВД России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.