Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение требований по созданию и эксплуатации автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ"
(от 22.09.2017 г. N 26830-АТ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по созданию и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" (далее - проект акта-1), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проектом акта-1 предусматривается установление мер ответственности за нарушение требований по созданию систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и за непредставление данных объектов контроля в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - государственный реестр).
По результатам рассмотрения проекта акта-1 и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта-1 процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены. Проект акта-1 направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта-1 и сводного отчета в срок с 14 апреля 2017 года по 16 мая 2017 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/04-17/00063994).
Предложения по проекту акта-1 поступили от граждан С.Н. Удодова, Е.А. Полесского, М.В. Мыльниковой, М.А. Князева, Н.В. Шамшевой, а также Российского союза промышленников и предпринимателей и Ассоциации "Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики". Указанные замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о причинах учета или отклонения.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта-1 с 4 сентября 2017 года по 8 сентября 2017 года. В рамках публичных консультаций поступили замечания от ПАО "ГМК "Норильский никель", Ассоциации "Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики", ПАО "Северсталь", Кемеровского акционерного общества "Азот", Комитета РСПП по экологии и природопользованию, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", ОАО РЖД, АО "КАУСТИК", АО "СУЭК", ПАО "НК "Роснефть", Рабочей группы по экологии и НДТ Ассоциации "СПЭ". Все поступившие замечания были рассмотрены и учтены при подготовке настоящего заключения.
По результатам анализа положений проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при доработке проекта акта.
1. В соответствии с пунктом 9 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и частью 4 статьи 12 Федерального закона от 21 июня 2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) объекты I категории должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ с 1 января 2018 г.
Если к 1 января 2018 г. указанные нормы не будут изменены и будет принят рассматриваемый проект акта, то с 2018 года органы государственного экологического надзора получат возможность привлекать владельцев объектов I категории к административной ответственности за неисполнение требований пункта 9 статьи 67 Закон N 7-ФЗ.
Привлечение хозяйствующих субъектов к ответственности в указанной ситуации будет неправомерным, поскольку до настоящего времени не сформирована нормативно-правовая база, определяющая требования к стационарным источникам выбросов загрязняющих веществ, форме и периодичности предоставления в государственный реестр информации о показателях выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время в адрес Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия поступил проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" (далее - проект акта-2). Проект акта-2 предусматривает четырехлетний срок создания системы автоматического контроля на действующих объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, со дня получения комплексного экологического разрешения или его пересмотра.
На основании пункта 6 статьи 11 Закона N 219-ФЗ хозяйствующие субъекты обязаны обратиться с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.
Следовательно, в случае вступления в силу проекта акта-2 с 1 января 2018 года у хозяйствующих субъектов с 1 января 2019 года будет четыре года для получения всей необходимой документации, проектирования, закупки и установки необходимого оборудования, то есть до 1 января 2023 года. При этом все пять лет с 1 января 2018 г. владельцы и собственники объектов I категории могут быть безосновательно привлечены к ответственности в соответствии с проектом акта-1.
Более того, по информации, представленной ОАО РЖД, стоимость оснащения одного источника (труба) колеблется от 8 до 10 млн. рублей. При наличии на предприятии 6 источников затраты составят от 48 до 60 млн. рублей. Даже для крупной компании такие затраты являются существенной нагрузкой и должны планироваться в инвестиционных программах развития с поэтапной реализацией. Процесс установки данного оборудования сложный: от момента выбора поставщика до закупки, установки и ввода в промышленную эксплуатацию может пройти несколько лет.
Считаем необходимым синхронизировать положения проекта акта-1 и проекта акта-2 и установить срок вступления в силу проекта акта-1 не ранее 1 января 2023 года.
2. Проектом акта-1 предлагается установить административную ответственность за умышленное невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по предоставлению в государственный реестр о показателях выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также предоставление недостоверной информации.
При этом статьей 8.5 КоАП РФ уже установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля.
Таким образом, проектом акта-1 создается конкуренция норм. При этом размер штрафов более чем в десять раз превышает нормы действующего законодательства. Следовательно, дифференциация составов административных правонарушений, а также определение мер административной ответственности должны быть дополнительно обоснованы разработчиком, либо проект акта-1 должен быть дополнен нормой об исключении действия нормы статьи 8.5 КоАП РФ в случае совершения правонарушения, предусмотренного проектом акта-1.
3. Кроме того, проект акта-1 не учитывает то, что требование по установлению автоматических приборов контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ будут являться обязательным только для объектов I категории. Считаем необходимым уточнить в проекте акта-1 круг лиц, на которых может быть распространено действие предлагаемых статьей КоАП РФ.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта-1 Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта-1 положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.