Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - проект постановления и проект акта соответственно), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Ростехнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 22 июня по 19 июля 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/05-17/00065725).
Проект акта разработан во исполнение Плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2017 год. В случае принятия проекта акта согласно пункту 6.1 сводного отчета предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы организаций, осуществляющих эксплуатацию, строительство, реконструкцию опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, субъектов электроэнергетики (без их количественной оценки).
В соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 7 по 13 сентября 2017 г., в результате которых получено 7 отзывов от Ассоциации "Сообщество потребителей энергии", ООО "Деловая Россия", ПАО "Газпром нефть", ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "Россети", ПАО АНК "Башнефть" и РСПП, учтенных при подготовке настоящего заключения. Неучтенные замечания и предложения, рекомендуемые разработчику к рассмотрению на предмет их возможного учета при доработке проекта акта, отражены в справке о проведении публичных консультаций (прилагается).
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком в отношении проекта акта, а также информации заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности представляется целесообразным обратить внимание на следующее.
1. Проект постановления предусматривает исключение пункта 31 из Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила). Указанный пункт устанавливает порядок получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией с целью проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в Правилах.
В случае принятия проекта постановления в представленной редакции, предприниматели утратят возможность получения юридически значимого заключения для установления технической возможности технологического присоединения при получении доступа к услугам по передаче электрической энергии.
При этом, как правило, для потребителей отсутствие технической возможности на подключение означает необходимость исполнения затратных технических условий сетевой организации, расходы на реализацию которых зачастую значительно ухудшают экономические показатели производственных проектов, нуждающихся в технологическом присоединении, либо делают их не окупаемыми.
Так, например, согласно постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2012 г. по делу N А66-603/2012 установлено, что сетевая организация, занимающая доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии, нарушила законодательство о конкуренции путем навязывания заказчику невыгодных условий договора технологического присоединения в силу отсутствия технической возможности технологического присоединения. На основании заключений Ростехнадзора, выданных на основании пункта 31 Правил, судом вынесено вышеуказанное решение в связи с установлением факта наличия технической возможности технологического присоединения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2012 г. по делу N А03-18442/2010 установлено, что предприниматель обратился с заявкой об увеличении присоединенной мощности магазина. Обществом ссылаясь на отсутствие технической возможности был направлен проект договора и технические условия, подразумевающие расходы в сумме 2 250 тысяч рублей. Суд, ссылаясь на заключение Южно-Сибирского управления Ростехнадзора, выданного в соответствии с пунктом 31 Правил, посчитал обоснованным установление управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов платы в размере 3 850 рублей без учета НДС.
Согласно постановлению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июля 2009 года N Ф04-4397/2009(10979-А03-47) установлено, что иск заявителя к сетевой организации о понуждении выдать проект договора технологического присоединения удовлетворен правомерно в связи с отсутствием доказательств невозможности технологического присоединения истца к электрическим сетям ответчика в соответствии с заключением Ростехнадзора, выданным на основании пункта 31 Правил.
Таким образом, представляется нецелесообразным исключение пункта 31 из редакции Правил в связи с отсутствием иных органов, компетентных в выдаче вышеуказанных заключений.
2. Согласно подпункту "в" пункта 5 проекта акта пункт 11 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 455 (далее - Положение о режиме надзора на ОПО), организация, владеющая ОПО, обязана за счет собственных средств обеспечить доставку (вместе с работниками ОПО) уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) до объектов повышенной опасности, которые расположены в труднодоступных или отдаленных от населенных пунктов местностях.
При этом согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основным принципом защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля определено финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю.
Таким образом, представляется целесообразным исключить подпункт "в" пункта 5 из редакции проекта акта.
3. Согласно пункту 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371, исключение объекта из государственного реестра производится на основании заявления эксплуатирующих его организации или индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в случае ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации, утраты объектом признаков опасности, изменения критериев отнесения к ОПО или требований к идентификации ОПО. При этом в соответствии с пунктом 1 проекта акта исключение объекта из государственного реестра может быть произведено по результатам проведения мероприятий по контролю в отношении соответствующего объекта, если у него отсутствуют признаки опасности и юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие соответствующий опасный производственный объект, исключены из единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей соответственно. При этом в целях однозначного применения положений проекта акта представляется целесообразным уточнить возможность исключения из государственного реестра по результатам проведения мероприятий по контролю без соответствующего заявления эксплуатирующих организаций или индивидуального предпринимателя.
4. Согласно подпункту "а" пункта 5 проекта акта постоянный государственный надзор достигается посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора мероприятий по контролю, в том числе посредством объявления учебной тревоги (без развертывания основных средств аварийно-спасательных формирований и остановки технологических процессов) и проверки готовности организации, владеющей объектом повышенной опасности, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии (далее - ПМЛА) на опасных производственных объектах. При этом в целях однозначного применения положений проекта акта представляется целесообразным определить, что входит в состав основных средств аварийно-спасательных формирований в связи с отсутствием в действующем регулировании определения понятия "основные средства аварийно-спасательных формирований".
Кроме того, наделение представителя надзорного органа полномочиями по проверке системы управления промышленной безопасностью, объявлению учебной тревоги и проверке готовности организации к действиям по ПМЛА без детализации периодичности и сроков их проведения является фактором, устанавливающим необоснованно широкие дискриминационные полномочия.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
Учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России считает, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
|
А.М. Талыбов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.