Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России от 08.08.2017)
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2013, N 52, ст. 6975; 2014, N 30, ст. 4217; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3958) следующие изменения:
1) пункт 9 статьи 187.7 дополнить предложением следующего содержания: "Указанные требования Агентства к негосударственному пенсионному фонду не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих Агентству на собраниях кредиторов.";
2) пункт 3 статьи 189.82 дополнить абзацем следующего содержания: "Требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и в результате исполнения за банк компенсации приобретателю стоимости имущества, возвращаемого в порядке обратной передачи в соответствии со статьей 189.55 настоящего Федерального закона, не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих Агентству на собраниях кредиторов.";
3) пункт 2 статьи 189.85 дополнить абзацем следующего содержания: "Требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и в результате исполнения за банк компенсации приобретателю стоимости имущества, возвращаемого в порядке обратной передачи в соответствии со статьей 189.55 настоящего Федерального закон, включаются в реестр требований кредиторов независимо от даты закрытия реестра требований кредиторов.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029; 2008; N 52, ст. 6225; 2013, N 49, ст. 6336; 2014, N 52, ст. 7543) следующие изменения:
1) в статье 13:
а) часть 3 признать утратившей силу;
б) в части 4 слова "уполномоченный орган" заменить словом "Агентство";
2) в части 4.1 статьи 27 слова "или уполномоченного органа" исключить.
Статья 3
Подпункт "б" пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6225; 2011, N 29, ст. 4262; 2013, N 49, ст. 6336; 2014, N 52, ст. 7543) признать утратившим силу.
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) и Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве и дел о принудительной ликвидации финансовых организаций, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
3. Положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона), за исключением положений абзаца четвертого пункта 2 статьи 189.85, и Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в делах о банкротстве и делах о принудительной ликвидации финансовых организаций, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, к возникшим после вступления в силу настоящего Федерального закона отношениям по:
1) установлению требований кредиторов;
2) проведению собраний кредиторов, даты проведения которых назначены после вступления в силу настоящего Федерального закона, при условии, что на дату вступления в силу настоящего Федерального закона первое собрание кредиторов не проводилось.
4. Положения абзаца четвертого пункта 2 статьи 189.85 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются также в делах о банкротстве и делах о принудительной ликвидации кредитных организаций, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент |
В.Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на обеспечение справедливого баланса интересов участников дел о банкротстве и принудительной ликвидации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов.
В настоящее время участниками собрания кредиторов с правом голоса при банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций являются уполномоченный орган (ФНС России) и конкурсные кредиторы. К последним относятся в том числе вкладчики и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство).
Основную массу требований Агентства в деле о банкротстве банка составляют требования, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам. Такие требования, согласно Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), удовлетворяются в составе первой очереди кредиторов наравне с вкладчиками. При этом, учитывая значительный размер требований по вкладам, Агентство в большинстве случаев является доминирующим кредитором в деле о банкротстве (принудительной ликвидации) банка. Одновременно Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) этого банка.
Таким образом, Агентство в настоящее время пользуется в деле о банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций тремя привилегиями - первоочередное удовлетворение требований, возможность оказывать влияние на ход ликвидационных процедур посредством принятия решений на собраниях (комитетах) кредиторов и осуществление полномочий органов управления банка. Аналогичная проблема возникает и в делах о банкротстве (принудительной ликвидации) негосударственных пенсионных фондов, в которых Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) и является крупнейшим конкурсным кредитором по требованиям, возникшим в связи с выплатой гарантийного возмещения по обязательствам негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
Во избежание прямого конфликта интересов при совмещении Агентством функций конкурсного управляющего и статуса крупнейшего кредитора кредитных организаций Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" установлено, что в деле о банкротстве (принудительной ликвидации) требования Агентства представляет ФНС России. При этом законодательством не предусмотрен механизм предотвращения конфликта интересов применительно к иным требованиям Агентства, предъявляемым в деле о банкротстве (принудительной ликвидации) финансовой организации, которые не связаны с выплатой страхового возмещения, но удовлетворяются в первую очередь, например, требования Агентства, возникшие в рамках применения мер по предупреждению банкротства банка, требования Агентства к негосударственному пенсионному фонду, приобретенные при выплате гарантийного возмещения за счет фонда гарантирования пенсионных накоплений.
Такое положение Агентства противоречит концептуальным основам законодательства о несостоятельности (банкротстве), согласно которым привилегированные кредиторы обладают ограниченными правами и не имеют возможности участвовать в принятии решений в ходе процедур банкротства (статья 12 Закона о банкротстве). Более того, данный статус Агентства как кредитора предоставляет ему даже больше прав, чем "социальным" категориям кредиторов - лицам, которым причинен вред здоровью, и работникам. Такие кредиторы в настоящее время не обладают правом участвовать в принятии решений на собраниях кредиторов. Существующее совмещение статуса привилегированного и конкурсного кредитора предоставляет Агентству чрезмерную защиту и вызывает недовольство у вкладчиков и коммерческих кредиторов с незначительным размером требований, не способных оказывать влияние на ход ликвидационных процедур.
С учетом изложенного проектом федерального закона предлагается поразить Агентство в правах, исключив возможность его участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях (комитетах) кредиторов, в том числе через уполномоченный орган (ФНС России). Предлагаемый подход позволит более корректно решить проблему конфликта интересов, возникающего при совмещении Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией и ее кредитора. Данная мера также позволит перераспределить голоса на собраниях кредиторов в пользу наименее защищенной категории кредиторов - кредиторов третьей очереди, включая субъектов малого предпринимательства.
Одновременно законопроектом предлагается по аналогии с правилами банкротства негосударственных пенсионных фондов (пункт 9 статьи 187.7 Закона о банкротстве) предоставить возможность включения требований Агентства в реестр требований кредиторов независимо от даты его закрытия. Поскольку вкладчики имеют право обратиться в Агентство за получением страхового возмещения по вкладу в течение всего срока конкурсного производства, на практике возникают ситуации, когда право требования по вкладу переходит от вкладчика к Агентству уже после закрытия реестра требований кредиторов. И в этом случае такое требование Агентства подлежит удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, что негативным образом отражается на поступлениях в фонд обязательного страхования вкладов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.