Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития инструментов финансового рынка"
(подготовлен Минфином России 28.09.2017 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития инструментов финансового рынка" (далее - Законопроект) предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), а также Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", направленных на совершенствование института ликвидационного неттинга.
Ликвидационный неттинг традиционно рассматривается как инструмент финансового рынка, позволяющий сокращать кредитные риски сторон по финансовым договорам. Как следствие, он способствует развитию финансового рынка и поддержанию стабильности финансовой системы. Для Российской Федерации обеспечение функционирования механизма ликвидационного неттинга имеет особое значение, поскольку его надежность способствует улучшению инвестиционного климата в стране и доверию иностранных контрагентов к российскому финансовому рынку.
Недостатки действующего регулирования данного института отмечены, в том числе в научных исследованиях, комментариях практикующих специалистов, а также в заключении международной юридической фирмы Clifford Chance, подготовленном для Международной организации свопов и деривативов (ISDA). Неопределённость, вызванная пробелами в национальном регулировании ликвидационного неттинга и неоднозначностью имеющихся положений законодательства, влечет дополнительные юридические риски для участников оборота, что в итоге сказывается негативным образом на издержках указанных лиц и привлекательности российского финансового рынка в целом.
В связи с указанным Законопроект содержит изменения по следующим направлениям совершенствования института ликвидационного неттинга:
- защита ликвидационного неттинга при оспаривании действительности одного или нескольких финансовых договоров, заключенных в рамках генерального соглашения (единого договора) или правил клиринга;
- исключение возможности необоснованного оспаривания ликвидационного неттинга, а также финансовых договоров, заключенных в целях обеспечения исполнения обязательств из производных финансовых инструментов, как сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одним кредиторам перед другими кредиторами, по основаниям, предусмотренным статьей 61.3 Закона о банкротстве;
- закрепление возможности использовать механизм ликвидационного неттинга в отношении нескольких нетто-обязательств, выявленных из различных генеральных соглашений (единых договоров) и / или правил клиринга;
- закрепление достаточности для целей возможности применения ликвидационного неттинга соответствия положений генерального соглашения (единого договора) об определении и расчете нетто-обязательства положениям примерных условий договоров, предусмотренных статьей 51.5 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Также Законопроектом предусмотрен ряд поправок, устраняющих неоднозначное толкование допустимости ликвидационного неттинга в рамках различных процедур банкротства, а также обеспечивающих единообразное регулирование механизма ликвидационного неттинга в различных нормативно-правовых актах.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.