Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2, 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 02.10.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2, 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2017 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма" и поручения Правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N ИШ-П4-5013.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации взаимосвязанные положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в части, ограничивающей выбор места постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), временно пребывающих в Российской Федерации, только местом их фактического проживания.
При этом Федеральным законом N 109-ФЗ предусмотрена постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания у физических лиц или у юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Данная правовая неопределенность не позволяет однозначно определить, кто конкретно должен выступать в качестве принимающей стороны: лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, или лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (находится), и соответственно, кто подлежит ответственности за нарушение правил миграционного учета.
Проектом федерального закона, направленным на совершенствование механизмов миграционного учета иностранных граждан, предлагается уточнить понятия "место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" и "сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации".
Также Федеральным законом N 109-ФЗ установлено, что иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина.
При этом иностранный гражданин, не исполнив законодательно установленную обязанность по постановке на учет по месту пребывания, допускает нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета, и несет административную ответственность по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С целью устранения данной правовой коллизии проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в статью 20 Федерального закона N 109-ФЗ.
Кроме того, часть 8 статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ откорректирована в связи с уточнением понятия "место пребывания".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация мер, предусмотренных проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.