Проект Федерального закона "Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 12.10.2017 г.)
Проект
Федеральный закон
Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели разрешительной деятельности
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые основы разрешительной деятельности, которая осуществляется в целях предотвращения ущерба жизни и здоровью граждан, правам, свободам и законным интересам граждан и организаций, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, возможность нанесения которого связана с осуществлением гражданами, организациями определенной деятельности или с совершением ими определенных действий, а также недопущения избыточного вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие между гражданами, организациями и разрешительными органами по поводу предоставления по запросам (заявлениям) граждан, организаций разрешений, признания в установленных федеральными законами и международными договорами случаях выданных уполномоченными органами иностранных государств разрешений, переоформления разрешений, продления срока действия разрешений, разрешительного контроля, подтверждения компетентности обладателя разрешения, приостановления, возобновления и прекращения действия разрешений, а также отношения по организации разрешительной деятельности и отношения в сфере осуществления отдельных видов деятельности в уведомительном порядке.
2. Положения глав 1 - 3, 7 настоящего Федерального закона применяются ко всем формам разрешительной деятельности, если в настоящем Федеральном законе не указано иное.
3. Положения глав 4 и 5 настоящего Федерального закона применяются к формам и объектам разрешительной деятельности, не относящимся к:
лицензированию видов деятельности, установленных федеральными законами;
аккредитации в национальной системе аккредитации и иной аккредитации, установленной федеральными законами;
саморегулированию с обязательным членством субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях в соответствии с федеральными законами;
государственной сертификации.
Федеральными законами может устанавливаться иное регулирование, чем предусмотрено главами 4 - 5 настоящего Федерального закона, при этом в части, не урегулированной иными федеральными законами, в отношении положений глав 4-5 настоящего Федерального закона, применяются положения настоящего Федерального закона.
4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к:
предоставлению разрешения Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации при осуществлении полномочий, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами;
предоставлению разрешения на совершение однократного действия, которое совершается незамедлительно после предоставления разрешения и не порождает последствий после его совершения, оценка соответствия разрешительным требованиям для совершения которого может быть осуществлена на месте (в том числе при организации пропускного и внутриобъектового режима на объектах с регламентированным доступом);
включению в реестры или регистрации лиц, объектов, деятельности, действий, если такое включение в реестр или регистрация имеет информационно-справочное значение или направлено исключительно на защиту прав и законных интересов включаемого в реестр (регистрируемого) гражданина или организации, в случае, когда осуществление деятельности или совершение действий без включения в реестр или регистрации не влечет применения мер юридической ответственности или наступления иных неблагоприятных последствий со стороны государственных органов, органов местного самоуправления;
деятельности осуществляемой аккредитованными лицами в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством в области обеспечения единства измерений, а также лицами, осуществляющими деятельность в рамках систем добровольной сертификации;
предоставлению разрешений в рамках трудовых, служебных, гражданско-правовых отношений, в том числе аттестации, проводимой органами и организациями в отношении своих сотрудников или работников, а также работников подведомственных организаций;
государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
действиям по распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием), за исключением разрешений в сфере природопользования;
государственной регистрации недвижимости и государственному кадастровому учету недвижимости;
выдаче гражданам паспортов и других документов, удостоверяющих личность;
регистрационному учету граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
государственной регистрации актов гражданского состояния;
государственной регистрации юридических лиц, их филиалов и представительств, а также индивидуальных предпринимателей;
внесению в реестр сведений о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации;
внесению в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
осуществлению Банком России функций, предусмотренных федеральными законами;
саморегулированию в сфере финансового рынка, кредитных организаций и бюро кредитных историй;
деятельности арбитражных учреждений;
приобретению или прекращению физическим лицом предусмотренного федеральным законом статуса, если для приобретения или прекращения статуса требуется решение органа профессионального сообщества, в том числе к приобретению статуса адвоката;
осуществлению федеральным органом исполнительной власти в области обороны функций, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны;
осуществлению функций в рамках оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера;
такому предусмотренному законодательством предоставлению разрешений (допуска, доступа), которое в силу положений законодательства Российской Федерации может на равных условиях с органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляться иными лицами, в том числе к аккредитации журналистов;
регистрации страхователей в системе обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного социального страхования;
нетарифному регулированию.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
граждане (физические лица) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
начальные разрешительные требования - обязательные требования, предъявляемые к соискателю разрешения для предоставления разрешительным органом разрешения;
обладатель разрешения - гражданин или организация, которым было предоставлено разрешение;
объект разрешительной деятельности - деятельность или действие в отношении которых выдается разрешение;
организации - юридические лица и их филиалы и представительства, а также иные организации, в том числе иностранные, объединения и их филиалы и представительства, не являющиеся юридическими лицами, если в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные разрешительные требования, субъектом правоотношений является организация, не являющаяся юридическим лицом. В качестве действий организаций рассматриваются также действия их руководителей, должностных лиц и иных работников (при исполнении должностными лицами или иными работниками своих должностных (трудовых, служебных) обязанностей) либо их уполномоченных представителей;
оценка соответствия начальным разрешительным требованиям - действия разрешительного органа по установлению наличия оснований для выдачи разрешения соискателю разрешения путем проверки сведений, представленных соискателем разрешения и (или) полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешительным органом, на соответствие начальным разрешительным требованиями, по итогам которых может быть принято решение о предоставлении (не предоставлении) разрешения;
разрешение - предоставление права гражданину или организации осуществлять деятельность или совершить действие (действия) на основании решения разрешительного органа, выраженного в форме разрешительного документа или разрешительной записи;
разрешительная запись - информация в (на) существующем документе, в том числе электронном, или в реестре, в том числе электронном, удостоверяющая, что гражданину или организации предоставлено разрешение осуществлять деятельность или совершать действие, являющиеся объектом разрешительной деятельности;
разрешительная деятельность - совокупность действий разрешительного органа по оценке соответствия разрешительным требованиям, предоставлению разрешений, признанию в установленных федеральными законами и международными договорами случаях выданных уполномоченными органами иностранных государств разрешений, переоформлению разрешений, продлению срока действия разрешений, формированию и ведению реестра разрешений, осуществлению разрешительного контроля, подтверждению компетентности обладателя разрешения, приостановлению, возобновлению и прекращению действия разрешений;
разрешительный документ - документированный набор сведений, в том числе в электронной форме, удостоверяющий, что гражданин или организация получили разрешение осуществлять деятельность или совершать действие, являющееся объектом разрешительной деятельности;
разрешительный контроль - государственный контроль (надзор) или муниципальный контроль за соблюдением обладателем разрешения функциональных разрешительных требований в ходе осуществления деятельности или совершения действия (действий), являющихся объектом разрешительной деятельности, осуществляемый в рамках предусмотренного законодательством Российской Федерации вида государственного контроля (надзора);
разрешительный орган - осуществляющий разрешительную деятельность федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация или иной орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные полномочия, иной орган или организация, уполномоченный в порядке, предусмотренном федеральным законом, на осуществление разрешительной деятельности;
разрешительная процедура - установленный законодательством Российской Федерации порядок совершения юридически значимых действий соискателем разрешения, обладателем разрешения, разрешительным органом;
разрешительные требования - совокупность начальных и функциональных разрешительных требований;
соискатель разрешения - гражданин или организация, обратившееся в разрешительный орган с запросом (заявлением) о получении разрешения;
форма разрешительной деятельности - правовой режим, характеризующийся единством признаков объектов разрешительной деятельности и основных элементов разрешительной процедуры;
функциональные разрешительные требования - обязательные требования, предъявляемые к обладателю разрешения в ходе осуществления деятельности или совершения действия (действий), являющихся объектом разрешительной деятельности.
Статья 4. Нормативное правовое регулирование в сфере разрешительной деятельности
1. Нормативное правовое регулирование отношений в сфере разрешительной деятельности осуществляется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актам,
2. Нормативное правовое регулирование разрешительной деятельности по объекту разрешительной деятельности должно содержать указание:
1) на объект разрешительной деятельности;
2) на категорию лиц, которые могут быть соискателями разрешений, обладателями разрешений;
3) на разрешительный орган, предоставляющий разрешение;
4) на перечень начальных, функциональных разрешительных требований или перечень нормативных правовых актов, актов саморегулируемых организаций, участие в которых субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности является обязательным, в которых определяются такие разрешительные требования;
5) на перечень мероприятий, применяемых для оценки соответствия начальным разрешительным требованиям;
6) на срок действия разрешения или указание на бессрочный характер действия разрешения;
7) на общие сроки предоставления разрешения,
8) на основания отказа в предоставлении разрешения,
9) на основания и сроки переоформления, продления срока действия разрешений (если оно предоставляется на срок), выдачи дубликатов разрешений, приостановления, возобновления и прекращения действия разрешения (при наличии данных процедур);
10) на форму оценки соответствия функциональным разрешительным требованиям (если она является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации).
3. Нормативное правовое регулирование в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи может осуществляться по отдельным объектам разрешительной деятельности, по нескольким объектам разрешительной деятельности и по формам разрешительной деятельности (в том числе с указанием, для каких объектов разрешительной деятельности, относящимся к соответствующей форме разрешительной деятельности, применяется иное нормативное правовое регулирование или могут устанавливаться особенности нормативного правового регулирования).
При нормативном правовом регулировании разрешительной деятельности могут устанавливаться иные положения о разрешительной деятельности, кроме предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
4. Предусмотренное частью 2 настоящей статьи нормативное правовое регулирование осуществляется федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации таким образом, чтобы ими в совокупности обеспечивалось регулирование всех вопросов, перечисленных в части 2 настоящей статьи.
В случае, если федеральным законом предусмотрено осуществление разрешительной деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, данный федеральный закон может определять какие положения о разрешительной деятельности должны устанавливать, соответственно, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.
5. Нормативные правовые акты о формах разрешительной деятельности, перечисленных в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, принимаются в соответствии с регулирующими их федеральными законами.
6. Требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации, разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
7. К предоставлению, переоформлению, продлению срока действия разрешений, выдаче дубликатов разрешений, приостановлению, возобновлению и прекращению действия разрешений по запросам (заявлениям) соискателей разрешения или обладателей разрешения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, а также нормативными правовыми актами, указанными в части 4 настоящей статьи, применяется федеральный закон, регулирующий организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Разрешительный контроль регулируется федеральными законами, определяющими организацию и осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
8. В отношении государственных услуг по предоставлению, переоформлению, продлению срока действия разрешений, выдаче дубликатов разрешений, приостановлению, возобновлению и прекращению действия разрешений по запросам (заявлениям) соискателей разрешения или обладателей разрешения разрешительным органом в соответствии с установленной компетенцией принимается административный регламент предоставления государственной услуги.
В случае, если государственную услугу, указанную в абзаце первом настоящей части, предоставляет организация, не уполномоченная в соответствии с законодательством Российской Федерации утверждать административный регламент, он утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в сфере общественных отношений, к которой относится соответствующий объект разрешительной деятельности.
9. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
При этом в той части, в котором таким международным договором, допускается внутригосударственное нормативное регулирование по предмету этого международного договора, внутригосударственное нормативное регулирование должно соответствовать настоящему Федеральному закону настолько, насколько допускает этот международный договор.
Статья 5. Принципы организации и осуществления разрешительной деятельности
1. Организация и осуществление разрешительной деятельности должны основываться на принципах законности, недопустимости злоупотребления правом, компетентности, информационной открытости, обусловленности разрешительной деятельности рисками, недопустимости осуществления деятельности или совершения действия, являющихся объектами разрешительной деятельности, без получения разрешения, недопустимости требовать не предусмотренное нормативно-правовым регулированием в сфере разрешительной деятельности разрешение.
2. Принцип законности означает, что разрешительная деятельность осуществляется на основании и в точном соответствии с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов органами и должностными лицами, уполномоченными на осуществление указанной деятельности, в пределах предоставленных им полномочий.
3. Принцип недопустимости злоупотребления правом означает, что граждане и организации, разрешительные органы, не могут пользоваться своими правами исключительно в целях неправомерного ограничения конкуренции, создания преимуществ для отдельных участников правоотношений в процессе получения разрешения.
4. Принцип компетентности разрешительных органов означает, что осуществление и участие в осуществлении разрешительной деятельности должно проводиться разрешительными органами, их работниками, экспертными организациями и экспертами, обладающими, соответственно, специальными знаниями, умениями, навыками и ресурсами, необходимыми для осуществления данной деятельности.
5. Принцип информационной открытости означает доступность для граждан и организаций сведений о разрешительной деятельности, о разрешительных требованиях, которые должны соблюдать граждане и организации, о правах и обязанностях разрешительных органов, их работников, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Принцип обусловленности разрешительной деятельности рисками означает, что установление разрешительной деятельности и выбор ее формы возможны исключительно в целях предотвращения нанесения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, организаций, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, возможность нанесения которого связана с осуществлением гражданами и организациями определенной деятельности или с совершением ими определенных действий.
7. Принцип недопустимости осуществления деятельности или совершения действия (действий), являющихся объектами разрешительной деятельности, без получения разрешения означает, что осуществление такой деятельности или совершение такого действия (действий) без разрешения является противоправным и влечет установленную законодательством ответственность.
8. Принцип недопустимости требовать не предусмотренное нормативно-правовым регулированием в сфере разрешительной деятельности разрешение означает, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе требовать от граждан и организаций наличия разрешений или прохождения разрешительной процедуры для осуществления деятельности или совершения действия (действий), если это не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации, а осуществление в этом случае деятельности или совершение действий не может влечь ответственность за неполучение разрешения.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области разрешительной деятельности
1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области разрешительной деятельности относятся:
1) проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере разрешительной деятельности;
2) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления разрешительной деятельности;
3) осуществление в рамках установленных законодательством Российской Федерации полномочий разрешительной деятельности, кроме разрешительной деятельности, осуществляемой в случаях, установленных федеральными законами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
4) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством о разрешительной деятельности.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области разрешительной деятельности относятся:
1) участие в проведении на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере разрешительной деятельности;
2) разработка и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам разрешительной деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами, и контроль за их исполнением;
3) осуществление разрешительной деятельности в части предоставления разрешений на осуществление отдельных видов деятельности или совершения отдельных действий в случаях, когда осуществление ими разрешительной деятельности предусмотрено федеральным законом;
4) осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
3. К полномочиям органов местного самоуправления в области разрешительной деятельности относятся:
1) разработка и принятие муниципальных правовых актов по вопросам разрешительной деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами, и контроль за их исполнением;
2) осуществление разрешительной деятельности в части предоставления разрешений на осуществление отдельных видов деятельности или совершения отдельных действий в случаях, когда осуществление ими разрешительной деятельности предусмотрено федеральным законом;
3) осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
4. Полномочия федеральных органов государственной власти в области разрешительной деятельности в части предоставления разрешений на осуществление отдельных видов деятельности или совершения отдельных действий в рамках разрешительной деятельности могут быть переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Формы разрешительной деятельности
1. Формами разрешительной деятельности являются:
лицензирование, аккредитация;
аттестация;
государственная сертификация;
государственная регистрация;
саморегулирование с обязательным членством субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;
иные формы разрешительной деятельности, введенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
2. Лицензирование состоит в предоставлении специального разрешения на право осуществления гражданином или организацией конкретного вида деятельности (лицензируемого вида деятельности) в целях предотвращения возможного ущерба правам, законным интересам, граждан или организаций, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
3. Аккредитация, в том числе государственная аккредитация, аккредитация в национальной системе аккредитации, состоит в подтверждении соответствия организации или индивидуального предпринимателя критериям (требованиям) аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности организации или индивидуального предпринимателя осуществлять публично-властные функции в определенной области деятельности, связанные с выдачей юридически значимых документов.
4. Аттестация, в том числе государственная аттестация, состоит в определении и признании квалификации физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, для целей наделения их специальным статусом, в том числе профессиональным, или отдельными специальными правами для осуществления профессиональной и иной деятельности.
5. Государственная сертификация состоит в подтверждении в случаях, установленных федеральными законами, соответствия разрешительным требованиям продукции, процессов производства продукции, а также средств производства для целей удостоверения такого соответствия перед третьими лицами, услуг.
6. Государственная регистрация состоит во включении в реестр субъектов или объектов правоотношений, в том числе информации о документах и (или) юридических фактах, продукции, если это включение является условием осуществления гражданином либо организацией деятельности или совершения действия (действий), использования объектов правоотношений, при этом за указанными деятельностью, действием (действиями) осуществляется разрешительный контроль.
7. Саморегулирование с обязательным членством субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях состоит в принятии организации, индивидуального предпринимателя или субъекта профессиональной деятельности, претендующих на вступление в саморегулируемую организацию, в члены саморегулируемой организации, на основании проведенной саморегулируемой организацией оценки выполнения такими лицами условий членства в саморегулируемой организации, установленных саморегулируемой организацией в соответствии с требованиями федеральных законов.
Положения настоящего Федерального закона не применяются к саморегулируемой деятельности с добровольным членством.
Глава 2. Организация разрешительной деятельности
Статья 9. Введение формы разрешительной деятельности, установление нового объекта разрешительной деятельности
1. Введение формы разрешительной деятельности, установление новых объектов разрешительной деятельности допускается только при условии проведения оценки социально-экономических последствий для граждан и организаций проектов федеральных законов, направленных на введение формы разрешительной деятельности, установление нового объекта разрешительной деятельности.
2. Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, вводящие форму разрешительной деятельности, устанавливающие новый объект разрешительной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере разрешительной деятельности, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации либо 1 апреля, либо 1 октября, но не ранее чем через 6 месяцев после дня их официального опубликования.
Положения настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов, подготовленных в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также в целях недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, предупреждения террористических актов и для ликвидации их последствий.
3. Объект разрешительной деятельности должен быть включен в реестр объектов разрешительной деятельности. Порядок ведения реестра объектов разрешительной деятельности, включения информации в реестр объектов разрешительной деятельности, состав информации реестра объектов разрешительной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Разрешительные требования
1. Разрешительные требования должны обеспечивать минимально необходимый состав характеристик (в том числе количественных и качественных), обусловленных объектом разрешительной деятельности.
Разрешительные требования могут относиться в том числе к лицам, осуществляющим деятельность или совершающим действие (действия), в том числе к работникам организаций и индивидуальных предпринимателей, их опыту работы и квалификации, числу работников, к наличию необходимых ресурсов для осуществления деятельности или совершения действия (действий), в том числе финансовых, к используемым материалам, оборудованию, технологиям, запасам, товарам, продукции, объектам недвижимости, иным объектам материального мира, в отношении которых или с использованием которых осуществляется деятельность или совершается действие.
В состав начальных разрешительных требований может входить требование о согласовании деятельности или действия (действий) с третьими лицами, чьи интересы затрагиваются при осуществлении такой деятельности или совершении действия (действий).
2. Функциональные разрешительные требования могут устанавливать дополнительные по сравнению с начальными разрешительными требованиями характеристики деятельности, осуществляемой на основе разрешения, или действия (действий), совершаемых на основе разрешения, соответствие которым не может быть установлено, пока соответствующие деятельность или действие (действия) не начаты. При отсутствии отличия функциональных разрешительных требований от начальных разрешительных требований начальные разрешительные требования признаются функциональными разрешительными требованиями.
3. Разрешительные требования размещаются на официальном сайте разрешительного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по каждому объекту разрешительной деятельности. Размещение разрешительных требований на официальном сайте разрешительного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" возможно путем ссылки на нормативные правовые акты, которыми они устанавливаются, при условии обеспечения перехода к тексту или структурным единицам соответствующих нормативных правовых актов на официальном сайте разрешительного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если разрешительные требования содержат сведения, составляющие государственную тайну или относимые к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, они не подлежат размещению на официальном сайте разрешительного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доводятся до сведения соискателя разрешения, обладателя разрешения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 11. Передача функций разрешительных органов
Функции разрешительного органа в случаях, установленных федеральными законами, могут быть переданы органам государственного внебюджетного фонда, публично-правовой компании, государственной корпорации, саморегулируемой организации, государственному или муниципальному учреждению, иным организациям, осуществляющим публично значимые функции.
Статья 12. Эксперты и экспертные организации в разрешительной деятельности
1. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в целях осуществления оценки соответствия начальным разрешительным требованиям могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Выбор эксперта, экспертной организации должен осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. В качестве экспертов привлекаются граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения разрешительными органами к оценке соответствия начальным разрешительным требованиям и мероприятиям разрешительного контроля.
3. В качестве экспертной организации могут выступать организации и индивидуальные предприниматели, которые были аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации Российской Федерации (в соответствии с областью аккредитации).
4. Привлечение экспертов и экспертных организаций осуществляется на бесплатной для соискателей разрешения, обладателей разрешения основе, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
5. Положения настоящей статьи не применяются к привлечению экспертов и экспертных организаций в рамках государственного контроля (надзора).
Статья 13. Оценка результативности и эффективности разрешительной деятельности
1. Оценка результативности и эффективности разрешительной деятельности осуществляется на основе показателей результативности и эффективности разрешительной деятельности.
2. Общий порядок определения показателей результативности и эффективности разрешительной деятельности, общий порядок оценки результативности и эффективности разрешительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Анализ практики применения законодательства в сфере разрешительной деятельности
1. Разрешительный орган не реже одного раза в год проводит анализ практики осуществления разрешительной деятельности, в том числе на предмет возможности исключения объектов разрешительной деятельности или их перевода в состав осуществляемых в уведомительном порядке либо в другую форму разрешительной деятельности.
Результаты анализа практики осуществления разрешительной деятельности размещается на официальном сайте данного разрешительного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. При анализе практики осуществления разрешительной деятельности должно осуществляться обобщение поступивших в разрешительный орган обращений граждан и организаций по вопросам разрешительной деятельности.
3. Результаты анализа практики применения законодательства в сфере разрешительной деятельности учитываются разрешительным органом при подготовке им позиции в рамках мониторинга правоприменения.
Статья 15. Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере разрешительной деятельности
1. В области разрешительной деятельности используются следующие электронные информационные ресурсы:
1) реестр объектов разрешительной деятельности, предусмотренный частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) реестры разрешений в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
3) информационные системы, используемые при предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере разрешительной деятельности и при осуществлении разрешительного контроля;
4) иные информационные ресурсы.
2. В информационных ресурсах, используемых в сфере разрешительной деятельности, при их создании, развитии, модернизации и эксплуатации обеспечиваются:
1) защита информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации
2) открытость информации, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) недискриминационный доступ к общедоступной информации;
4) полнота, достоверность, актуальность, сохранность информации и своевременность ее размещения;
5) однократность ввода идентичной информации;
6) обмен информацией с иными государственными информационными системами с использованием открытых и унифицированных форматов информационного взаимодействия;
7) взаимодействие с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3. Разрешение подтверждается разрешительной записью в соответствующем реестре разрешений.
В случае наличия противоречия между содержанием разрешительной записи, размещенной в реестре разрешений, и иными сведениями, приоритет имеют сведения, содержащиеся в реестре разрешений.
Федеральными законами может быть предусмотрено предоставление разрешений на бумажном носителе или в иной форме, а также выдача документа, подтверждающего факт внесения сведений о внесении разрешительной записи в соответствующий реестр разрешений.
В случае, если разрешение предоставлено в виде разрешительной записи государственные органы, органы местного самоуправления, не вправе требовать предоставление разрешения в бумажной форме, в виде электронного документа (в том числе выписки из реестра). На обладателя разрешения законодательством Российской Федерации может быть возложена обязанность по предоставлению такому государственному органу, органу местного самоуправления номера разрешительной записи.
4. Реестр разрешений является электронным информационным ресурсом, включающим исчерпывающий перечень предоставленных в определенной сфере деятельности разрешений и содержащим:
а) сведения, позволяющие идентифицировать обладателя разрешения;
б) дату предоставления разрешения, срок действия разрешения, либо указание на его бессрочность, в случае, если срок действия разрешения не установлен;
в) объект (объекты) разрешительной деятельности, на который выдано разрешение;
г) иную информацию, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Реестры разрешений, предусмотренные пунктом 2 части 1 настоящей статьи, ведутся разрешительными органами в порядке, установленном разрешительным органом, если иное не установлено федеральным законом.
6. Доступ к реестрам разрешений на сайте разрешительного органа является открытым, за исключением сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, при этом плата за данный доступ к реестрам разрешений не взимается.
Статья 16. Государственно-правовой эксперимент в сфере разрешительной деятельности
В целях содействия экономическому развитию в отдельных отраслях экономики в порядке и случаях, определенных указами Президента Российской Федерации, может проводиться государственно-правовой эксперимент, состоящий в приостановлении на всей территории страны или на части территории на определенное время применения части разрешительных требований по объекту разрешительной деятельности или неосуществлении разрешительной деятельности по объекту разрешительной деятельности.
Глава 3. Гарантии прав соискателей разрешения, обладателей разрешения
Статья 17. Запреты для разрешительных органов, их должностных лиц при осуществлении разрешительной деятельности
При осуществлении разрешительной деятельности разрешительные органы, их должностные лица не вправе:
1) оценивать соблюдение соискателем разрешения или обладателем разрешения разрешительных требований, если их оценка не отнесена к компетенции соответствующего разрешительного органа, и проводить мероприятия по оценке соответствия начальным разрешительным требованиям, не предусмотренные законодательством о разрешительной деятельности;
2) оценивать соблюдение разрешительных требований, не опубликованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и не размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо не доведенных до соискателя разрешения, обладателя разрешения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
3) требовать от соискателя разрешения или обладателя разрешения представления документов, информации, проб (образцов) продукции, материалов, веществ, если это не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
4) отбирать при оценке соответствия начальным разрешительным требованиям пробы (образцы) продукции, материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний), измерений без оформления протоколов об отборе указанных проб (образцов) по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные разрешительными требованиями;
5) распространять информацию, полученную в процессе разрешительной деятельности и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать предусмотренные законодательством Российской Федерации сроки рассмотрения запросов (заявлений) соискателей разрешения или обладателей разрешения о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия разрешений, выдаче дубликатов разрешений, приостановлении, возобновлении и прекращении действия разрешений;
7) взимать в рамках разрешительной процедуры плату, не предусмотренную законодательством Российской Федерации;
8) нарушать при проведении разрешительного контроля иные запреты и ограничения, установленные для разрешительных органов и должностных лиц применительно к предоставлению государственных (муниципальных) услуг и к проведению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Статья 18. Гарантии права соискателя разрешения, обладателя разрешения на досудебное (внесудебное) обжалование
1. Соискатель разрешения, обладатель разрешения имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) либо решений должностных лиц разрешительных органов, затрагивающих их права и законные интересы и относящихся к запрашиваемому им или полученному им разрешению.
2. Порядок, особенности досудебного (внесудебного) обжалования действий, (бездействия) и решений разрешительных органов и их должностных лиц может устанавливаться федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
В случае отсутствия порядка досудебного (внесудебного) обжалования действий, (бездействия) и решений разрешительных органов и их должностных лиц в федеральном законе, принятом в соответствии с ним нормативном правовом акте, применяется общий порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий, бездействия и решений разрешительных органов и их должностных лиц, утвержденный Правительством Российской Федерации.
3. Решение в рамках досудебного (внесудебного) обжалования в случаях, когда объектом разрешительной деятельности является деятельность, принимается коллегиально.
4. Обязательность досудебного обжалования действий (бездействия) либо решений должностных лиц разрешительных органов, затрагивающих права и законные интересы соискателя разрешения, обладателя разрешения, для последующего обращения в суд может предусматриваться только федеральным законом.
Статья 19. Гарантии прав соискателя разрешения, обладателя разрешения при изменении разрешительных требований
При установлении ранее не предусмотренных разрешительных требований и при изменении разрешительных требований таким образом, что это влечет установление новых обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц или способствует их установлению либо приводит к возникновению или увеличению ранее предусмотренных нормативными правовыми актами расходов граждан и организаций, связанных с разрешительными требованиями, соответствующие изменения вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня официального опубликования нормативного правового акта, если федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации не установлен больший срок вступления в силу таких изменений, а применительно к ранее предоставленным разрешениям могут применяться не раньше чем через шесть месяцев со дня их официального опубликования.
Статья 20. Гарантии прав соискателя разрешения, обладателя разрешения при реализации положений актов государственных органов, органов местного самоуправления, содержащих разъяснения нормативных правовых актов о разрешительной деятельности и обладающих нормативными свойствами
Деятельность, осуществляемая соискателями разрешений, обладателями разрешений или действие (действия), совершаемое соискателями разрешений, обладателями разрешений, либо их бездействие, осуществляемые в соответствии с разъяснениями нормативных правовых актов о разрешительной деятельности, данными разрешительными органами в рамках нормативно установленных полномочий разрешительных органов на дачу разъяснений, не могут квалифицироваться как нарушающие законодательство Российской Федерации.
Статья 21. Гарантии прав соискателей разрешений, обладателей разрешений при технических ошибках в оформлении ими документов
1. При наличии технических ошибок в оформлении запроса (заявления), поданного для предоставления, переоформления, продления срока действия разрешения, выдачи дубликата разрешений, приостановления, возобновления и прекращения действия разрешений по инициативе обладателя разрешения, и (или) прилагаемых документов, не влияющих на возможность оценки соответствия разрешительным требованиям, совершения иных действий в соответствии с этими запросами (заявлениями), решение принимается разрешительным органом без учета этих ошибок.
Разрешительный орган устанавливает перечень технических ошибок в оформлении запроса (заявления), при допущении которых применяются положения настоящего пункта.
2. Если технические ошибки в оформлении запроса (заявления) и прилагаемых к нему документов препятствуют оценке соответствия разрешительным требованиям, совершению иных действий в соответствии с этими запросами (заявлениями), разрешительный орган не вправе отказывать в удовлетворении запросов (заявлений) соискателей разрешений, обладателей разрешений или возвращать им запросы (заявления) исключительно по этому основанию. Нормативными правовыми актами, регулирующими разрешительную процедуру, для таких случаев должно быть предусмотрено уведомление соискателя разрешения, обладателя разрешения о несоответствии его запроса (заявления) установленным требованиям с установлением сроков для исправления технических ошибок и приятием решения о приостановлении разрешительной процедуры на срок, необходимый для получения исправленного запроса (заявления) и прилагаемых к нему документов.
Статья 22. Гарантии при изменении требований к содержанию и форме разрешения
Изменение требований к содержанию и форме разрешения не должно затрагивать уже предоставленные на день вступления в силу изменения требований разрешительные документы или сделанные на день вступления в силу изменения требований разрешительные записи, за исключением случаев, когда иное предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Статья 23. Гарантии коллегиальности принятия решения о предоставлении разрешения, отказа в предоставлении разрешения
Решение о предоставлении разрешения, отказа в предоставлении разрешения, приостановлении действия разрешения, прекращении действия (аннулировании, отзыве) разрешения, принимаются коллегиально комиссией, состоящей не менее чем из трех должностных лиц (работников) разрешительного органа, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Статья 24. Гарантии права соискателя разрешения на полноту информирования о несоблюдении им требований к оформлению запроса (заявления) и составу прилагаемых документов
1. В случае отказа в предоставлении разрешения, приостановлении предоставления разрешения, разрешительный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан информировать соискателя разрешения обо всех несоответствиях требованиям к оформлению запроса (заявления) и составу прилагаемых документов.
2. В случае, если соискателю разрешения в соответствии с законодательством Российской Федерации было отказано в предоставлении разрешения или совершении иного действия по запросу (заявлению) соискателя разрешения или направлено уведомление о несоблюдения требований к оформлению запроса (заявления) и составу прилагаемых документов, после повторного направления им запроса (заявления) и прилагаемых документов (или устранения указанных недостатков) разрешительному органу запрещается, соответственно, отказывать в предоставлении разрешения или совершении иного действия по запросу (заявлению) соискателя разрешения, возвращать запрос (заявление) о предоставлении разрешения, направлять уведомление о несоблюдении требований с указанием на иное, чем было указано соискателю обращения ранее, несоблюдение требований к оформлению запроса (заявления) и составу прилагаемых документов, если соответствующие недостатки имелись при первичном направлении запроса (заявления).
В случае направления уведомления о несоблюдения требований к оформлению запроса (заявления) и составу прилагаемых документов срок предоставления разрешения приостанавливается до момента поступления в разрешительный орган запроса (заявления), учитывающего требования к оформлению запроса (заявления) и составу прилагаемых документов, указанные в уведомлении.
Статья 25. Гарантии от необоснованного взимания платы за совершение разрешительным органом действий в рамках разрешительной процедуры
Государственная пошлина, оплата услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, иная плата в рамках разрешительной процедуры взимается исключительно в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статья 26. Гарантия права соискателя разрешения на отзыв запроса (заявления) о получении разрешения
Заявитель в рамках разрешительной процедуры вправе отозвать запрос (заявление) о получении разрешения. При этом разрешительный орган принимает решение о прекращении процедуры предоставления разрешения, а плата, внесенная в рамках разрешительной процедуры, возмещению не подлежит.
Статья 27. Гарантии возмещения вреда, причиненного при осуществлении разрешительной деятельности, и компенсации расходов, возникших при осуществлении разрешительной деятельности
1. Вред, причиненный гражданам, организациям вследствие действий (бездействия) должностных лиц (работников) разрешительного органа, признанных неправомерными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством.
2. При определении размера вреда, причиненного гражданам, организациям неправомерными действиями (бездействием) разрешительных органов, их должностными лицами (работниками), также учитываются расходы граждан, организаций, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые граждане, организации, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи в связи с действиями (бездействием) разрешительных органов, их должностными лицами (работниками).
Статья 28. Недопустимость установления требования о получении нескольких разрешений для одной деятельности, одного действия
1. В качестве условия получения разрешения не может быть предусмотрено наличие у соискателя разрешения другого разрешения.
2. Установление требования о наличии разрешений у работников соискателя разрешения (организации или гражданина) в качестве условия предоставления разрешения не допускается (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
Статья 29. Толкование в пользу соискателя разрешения, обладателя разрешения
Все неустранимые противоречия и неясности нормативных правовых актов, регулирующих разрешительную деятельность, толкуются в пользу соискателя разрешения, обладателя разрешения.
Настоящая статья не применяется при предоставлении или продлении разрешений на деятельность или действие, непосредственно связанные с угрозой жизни и здоровью граждан, безопасности государства, в случаях установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Глава 4. Порядок предоставления разрешений
Статья 30. Содержание разрешения
1. В разрешительном документе должны быть указаны:
1) наименование разрешительного органа, предоставившего разрешение;
2) сведения об обладателе разрешения;
3) дата предоставления разрешения;
4) срок действия разрешения, если разрешение предоставляется на определенный срок или указание на бессрочный характер действия разрешения;
5) деятельность или действие (действия), которые могут осуществляться или совершаться в соответствии с разрешением;
6) место, где осуществляется деятельность или совершается действие, если деятельность или действие связаны с конкретным местом;
7) иные сведения, предусмотренные федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
2. Особенности содержания разрешительной записи, проставляемой на документе, могут быть предусмотрены федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
3. Сведения, содержащиеся в разрешительном документе, могут конкретизироваться в приложении к разрешительному документу.
Статья 31. Выписка из реестра, содержащего разрешительную запись
1. Если иное не установлено федеральными законами, обладатель разрешения, предоставляемого в виде разрешительной записи в реестре, вправе получить оформленную в виде отдельного документа выписку из реестра, содержащего разрешительную запись
2. За предоставление выписки из реестра, содержащего разрешительную запись, может взиматься плата, размер и порядок взимания которой устанавливается соответствующими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Статья 32. Общие требования к порядку предоставления разрешений
1. Состав документов, необходимых для предоставления разрешения, должен быть направлен на обеспечение возможности установить соответствие соискателя разрешения, начальным разрешительным требованиям.
2. В случае выявления несоответствия документов, поданных соискателем разрешения или обладателем разрешения, установленным законодательством Российской Федерации требованиям к их составу, включая нарушения требований к оформлению заявления о предоставлении разрешения и (или) прилагаемых к нему документов, разрешительный орган уведомляет об этом соискателя разрешения и предоставляет соискателю разрешения срок на устранение выявленных нарушений и (или) представление отсутствующих документов. Решение об отказе в предоставлении разрешения в таком случае разрешительным органом не принимается, предоставление разрешения приостанавливается за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В случае не устранения указанного несоответствия документов установленным требованиям в течение месяца со дня уведомления соискателя разрешения, обладателя разрешения, документы оставляются без рассмотрения.
3. В случае отзыва соискателем разрешения или обладателем разрешения запроса (заявления), поданного им в разрешительный орган, поданные ими документы не подлежат возврату, за исключением личного обращения соискателя разрешения, обладателя разрешения в разрешительный орган. При этом время и дату выдачи документов в случае личного обращения определяет разрешительный орган.
4. Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, то в случае пропуска срока принятия разрешительным органом решения в рамках разрешительной процедуры, запрашиваемого соискателем разрешения, обладателем разрешения, решение считается принятым в соответствии с запросом (заявлением) соискателя разрешения, обладателя разрешения. В этом случае днем принятия соответствующего решения является последний день срока принятия разрешительным органом решения в рамках разрешительной процедуры, запрашиваемого соискателем разрешения, обладателем разрешения, а разрешительный орган обязан выдать в течение 3 рабочих дней соответствующий разрешительный документ или сделать разрешительную запись, в том числе в реестре разрешений.
Обладатель разрешения не может быть привлечен к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности за осуществление деятельности или совершение действия (действий) без разрешения с момента предоставления разрешения в соответствии с положениями абзаца первого настоящей части.
Статья 33. Уведомление соискателя разрешения, обладателя разрешения
1. Лицо может быть уведомлено разрешительным органом посредством вручения уведомления непосредственно гражданину или организации или их представителям либо направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо направления электронного документа способом, обеспечивающим подтверждение доставки такого уведомления и его получения.
2. Если информация о совершении в отношении соискателя разрешения или обладателя разрешения юридически значимых действий размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе, то данное лицо считается уведомленным со дня, следующего за днем размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо по истечении иного срока, установленного указанными нормативными правовыми актами. При этом при наличии в реестре разрешений адреса электронной почты обладателя разрешения информация о совершении в отношении обладателя разрешения юридически значимых действий должна направляться разрешительным органом на адрес электронной почты обладателя разрешения в день размещения информации в реестре разрешений.
3. Срок направления уведомления, указанного в части 1 настоящей статьи, не может превышать трех рабочих дней со дня принятия решения разрешительным органом.
Статья 34. Cроки в разрешительной процедуре
1. Установленный нормативными правовыми актами о разрешительной деятельности срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется месяцами, календарными днями или рабочими днями.
2. Течение срока, исчисляемого месяцами или календарными днями, начинается на следующий календарный день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
3. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
4. Если последний день срока, исчисляемого месяцами или календарными днями, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
5. Течение срока, исчисляемого рабочими днями, начинается на следующий рабочий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
6. Установленные частями 2 - 5 настоящей статьи правила исчисления сроков применяются также для определения срока действия разрешения.
7. Разрешение вступает в силу со дня внесения информации о нем в реестр разрешений.
Срок внесения сведений о принятии разрешительным органом решения о выдаче разрешения в соответствующий реестр разрешений не может превышать трех рабочих дней со дня принятия разрешительным органом решения о выдаче разрешения.
Статья 35. Порядок принятия решения о предоставлении разрешения
1. Основанием для предоставления разрешения является установление разрешительным органом соответствия гражданина, организации начальным разрешительным требованиям.
2. Если на осуществление деятельности или совершение действия (действий), составляющих объект разрешительной деятельности, связанные с ограниченными ресурсами, претендует несколько соискателей разрешения, нормативными правовыми актами, регулирующими разрешительную деятельность, может предусматриваться проведение торгов как форма выбора соискателя разрешения, которому предоставляется разрешение, из соискателей разрешения, соответствующих разрешительным требованиям.
Статья 36. Признание разрешений, выданных уполномоченными органами иностранных государств
В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, разрешения, выданные уполномоченными органами иностранных государств, признаются имеющими юридическую силу, аналогичную юридической силе разрешений, предоставленных в Российской Федерации, без осуществления процедуры признания.
Статья 37. Изменение сведений, предоставленных ранее в разрешительный орган для предоставления или переоформления разрешения
Федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, может быть предусмотрена возможность обладателя разрешения самостоятельно внести изменения в сведения, предоставленные ранее в разрешительный орган и внесенные в реестр разрешений. Указанная возможность обеспечивается соответствующими функциями информационных ресурсов, используемых в разрешительной деятельности.
Статья 38. Выдача дубликата разрешительного документа, повторное совершение разрешительной записи
В случае утраты разрешительного документа, выданного на бумажном носителе, документа с разрешительной записью или его порчи обладатель разрешения вправе обратиться в разрешительный орган с заявлением о предоставлении дубликата разрешительного документа, повторном совершении разрешительной записи.
Глава 5. Оценка соответствия деятельности или действия (действий) функциональным разрешительным требованиям. Приостановление и прекращение действия разрешения
Статья 39. Оценка соответствия деятельности или действия (действий) функциональным разрешительным требованиям
1. Если объектом разрешительной деятельности является деятельность, срок действия разрешения на которую не ограничен, то нормативные правовые акты, регулирующие разрешительную деятельность, могут предусматривать или периодическую оценку соответствия деятельности или мероприятию по плановому государственному контролю (надзору). При этом федеральными законами или положениями о виде контроля может не предусматриваться плановый государственный контроль (надзор) и иная форма оценки функциональным разрешительным требованиям.
Периодическая оценка функциональным разрешительным требованиям осуществляется в форме планового государственного контроля (надзора) или иной формы оценки функциональным разрешительным требованиям (в том числе подтверждения компетентности), если она предусмотрена федеральными законами.
2. Не допускается установление по одному объекту разрешительной деятельности планового разрешительного контроля и иной формы оценки функциональным разрешительным требованиям, а также двух и более видов разрешительного контроля с одним предметом контроля.
Статья 40. Приостановление действия разрешения
1. Разрешительный орган приостанавливает действие разрешения (полностью или в части) в случаях, установленных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации.
2. Срок приостановления действия разрешения определяется временем, необходимым для устранения нарушения разрешительных требований. Предельный срок приостановления действия разрешения по видам разрешительной деятельности, объектам или группам объектов разрешительной деятельности не может превышать 60 календарных дней.
3. В случае, если при рассмотрении в суде обращения разрешительного органа об аннулировании разрешения истек срок приостановления действия разрешения, то он продлевается до вступления решения суда в законную силу.
4. Сведения о приостановлении действия разрешения и возобновлении действия разрешения вносятся разрешительным органом в соответствующий реестр разрешений.
Статья 41. Прекращение действия (аннулирования, отзыва) разрешения
1. Действие разрешение подлежит прекращению (аннулированию, отзыву) в случаях:
1) истечение срока действия разрешения (если он установлен);
2) совершение действия (действий), на осуществление которого выдано разрешение;
3) представление обладателем разрешения в разрешительный орган заявления о прекращении деятельности, в отношении которой выдано разрешение;
4) смерть, признание безвестно отсутствующим или умершим обладателя разрешения;
5) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица разрешения на один и тот же вид деятельности);
7) признание судом решения о предоставлении разрешительным органом разрешения незаконным;
8) привлечение обладателя разрешения к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица разрешительного органа, повлекшее невозможность проведения или завершения мероприятий по государственному контролю (надзору) в отношении обладателя разрешения;
9) установление разрешительным органом факта предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых разрешительным органом предоставлено разрешение, переоформлено разрешение, продлен срок действия разрешения;
10) иной случай, установленный федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации.
2. Действие разрешение прекращается (аннулируется, отзывается) в силу положений настоящего Федерального закона в случаях, установленных пунктами 1-2 части 1 настоящей статьи.
Действие разрешение прекращается (аннулируется, отзывается) разрешительным органом в случаях, установленных пунктами 3-8, 10 части 1 настоящей статьи.
В иных случаях действие разрешения прекращается (аннулируется, отзывается) по решению суда.
3. Принятие разрешительным органом решения о прекращении действия (аннулировании, отзыве) разрешения осуществляется в коллегиальном порядке.
4. Федеральными законами может быть предусмотрен срок, до истечения которого лицо, в отношении которого разрешительным органом принято решение о прекращении действия (аннулировании, отзыве) разрешения, в случаях, установленных федеральными законами, не вправе обратиться за получением нового разрешения на тот же объект разрешительной деятельности, при этом данный срок не может превышать трех лет.
Глава 6. Уведомительный порядок осуществления отдельных видов деятельности
Статья 42. Виды деятельности, осуществляемые в уведомительном порядке
Граждане и организации обязаны уведомить уполномоченный орган, определяемый законодательством Российской Федерации, о начале осуществления следующих видов предпринимательской деятельности:
1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
2) предоставление бытовых услуг;
3) предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;
4) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
6) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд граждан, организаций);
7) предоставление услуг по перевозкам грузов транспортными средствами, общая масса которых составляет свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд граждан, организаций);
8) производство текстильных материалов, швейных изделий;
9) производство одежды;
10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
11) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
12) издательская и полиграфическая деятельность;
13) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны);
14) производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
15) производство молока и молочной продукции;
16) переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей;
17) производство соковой продукции из фруктов и овощей;
18) производство масложировой продукции;
19) производство сахара;
20) производство мукомольной продукции;
21) производство безалкогольных напитков;
22) производство эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений;
23) производство тары и упаковки;
24) производство мебели;
25) производство средств индивидуальной защиты;
26) производство пожарно-технической продукции;
27) производство низковольтного оборудования;
28) производство строительных материалов и изделий;
29) оказание социальных услуг;
30) турагентская деятельность;
31) перевозки морским транспортом грузов (за исключением опасных грузов);
32) перевозки внутренним водным транспортом грузов (за исключением опасных грузов);
33) перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением опасных грузов);
34) перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;
35) перевозки грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки с железнодорожных выставочных путей прибывших вагонов, их возврата на железнодорожные выставочные пути;
36) производство продуктов из мяса и мяса птицы;
37) переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов;
38) производство детского питания и диетических пищевых продуктов;
39) производство прочих пищевых продуктов;
40) демонстрация фильмов;
41) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности;
42) осуществление деятельности в сфере обращения медицинских изделий (за исключением проведения клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта);
43) экспертиза подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники;
44) эксплуатация радиационных источников, содержащих радионуклидные источники 4 и 5 категорий опасности;
45) предоставление ветеринарных услуг.
Статья 43. Порядок предоставления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
1. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется в уполномоченный орган, определяемый законодательством Российской Федерации для каждого из таких видов деятельности. Соответствующий уполномоченный орган осуществляет в части оценки соответствия деятельности обязательным требованиям, приостановления и прекращения такой деятельности функции разрешительного органа, установленные настоящим Федеральным законом, если это предусмотрено федеральными законами.
2. Предъявление требований о получении гражданами и организациями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, не допускается.
3. В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается информация о соблюдении гражданином, организацией обязательных требований, которые для целей последующего контроля применяются в качестве функциональных разрешительных требований.
4. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.
5. В уполномоченный орган в соответствии с частью 6 настоящей статьи представляется информация об изменении следующих сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе:
1) адресе организации, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц;
2) адресе места осуществления деятельности;
3) адресе места жительства гражданина - индивидуального предпринимателя;
4) реорганизации юридического лица;
5) параметрах деятельности и используемых производственных объектах в случаях, предусмотренных федеральными законами.
6. Если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящей части, информация об изменении сведений, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, представляется гражданином, организацией в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно (в том числе в форме электронного документа) или через многофункциональный центр не позднее десяти рабочих дней со дня изменения указанных сведений.
Сведения, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 5 настоящей статьи, в отношении российских юридических лиц, граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут предоставляться в порядке межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
7. Правительством Российской Федерации устанавливаются форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр, в том числе в форме электронных документов, а также порядок их учета.
Глава 7. Заключительные положения и порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Статья 44. Заключительные положения
1. Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона разрешения на объекты разрешительной деятельности продолжают действовать после вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. С 2025 года не требуется получение разрешений на осуществление деятельности или совершение действия (действий), не содержащихся в реестре объектов разрешительной деятельности, предусмотренном частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, а осуществление разрешительного контроля в отношении таких деятельности или действия (действий) не допускается.
3. Положения нормативных правовых актов Российской Федерации, противоречащие положениям глав 1 - 3, 7 настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 45. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Положения части 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 2025 года.
3. Положения статей 17, 20, 29 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.