Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 12.10.2017 г.)
Проект федерального закона "Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 г. N ДМ-П17-182 (пункт 5), данным во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 6 января 2017 г. N Пр-31.
По предмету регулирования предлагаемый Федеральный закон относится как к вопросам установления правовых основ единого рынка (пункт "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации), так и к вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения общественной безопасности, административного законодательства (пункты "б" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Основной задачей законопроекта является установление правовых основ разрешительной деятельности. В законопроекте дается нормативное закрепление понятия "разрешительная деятельность", под которой понимается совокупность действий разрешительного органа по оценке соответствия разрешительным требованиям, предоставлению разрешений, признанию в установленных федеральными законами и международными договорами случаях выданных уполномоченными органами иностранных государств разрешений, переоформлению разрешений, продлению срока действия разрешений, формированию и ведению реестра разрешений, осуществлению разрешительного контроля, подтверждению компетентности обладателя разрешения, приостановлению, возобновлению и прекращению действия разрешений, и в целом закрепляется относящийся к разрешительной деятельности терминологический аппарат, устанавливаются принципы разрешительной деятельности, ее формы (разрешительные режимы) и механизмы.
Законопроект устанавливает основные формы разрешительной деятельности (аккредитация, лицензирование, государственная сертификация, государственная аттестация, государственная регистрация и т.д.). Введение иных форм разрешительной деятельности допускается только при условии проведения оценки социально-экономических последствий для граждан и организаций проектов нормативных правовых актов, направленных на введение формы разрешительной деятельности.
Законопроектом предусматривается состав информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в нормативных правовых актах, регулирующих разрешительную деятельность (федеральном законе, указе Президента Российской Федерации или постановлении Правительства Российской Федерации). К указанной информации, в частности, относятся указание на объект разрешительной деятельности, разрешительный орган, перечень мероприятий, которые осуществляются в процессе выдачи разрешения, основания отказа в предоставлении разрешения.
Структура законопроекта разделена на несколько глав с различным применением к отраслевому законодательству в отношении форм разрешительной деятельности.
Положения глав 1-3 законопроекта, устанавливающие терминологический аппарат, цели и принципы организации и осуществления разрешительной деятельности, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области разрешительной деятельности, организацию разрешительной деятельности, гарантии прав соискателей разрешения, обладателей разрешения, применяются ко всем формам разрешительной деятельности.
Базовые гарантии для соискателей и обладателей разрешения, установленные в законопроекте, должны учитываться в разрешительной деятельности, осуществляемой в соответствии со всеми иными нормативными правовыми актами, регулирующими разрешительную деятельность, и при необходимости воспроизводиться и конкретизироваться этими нормативными актами.
Указанными гарантиями закрепляются права соискателя разрешения, обладателя разрешения при технических ошибках в оформлении ими документов, при изменении разрешительных требований, изменении требований к содержанию и форме разрешения, право на досудебное (внесудебное) обжалование действий либо решений должностных лиц разрешительных органов, коллегиальность принятия решения о предоставлении разрешения, отказа в предоставлении разрешения и иные.
Главы 4-5 законопроекта, устанавливающие требования к порядку предоставления разрешений (содержанию разрешений, уведомлению соискателя разрешения, обладателя разрешения, выдаче дубликата разрешений), оценке соответствия деятельности и действий обладателей разрешений функциональным разрешительным требованиям, приостановлению и прекращению (отзыву, аннулированию) разрешительным органом разрешений, относятся ко всем формам разрешительной деятельности, кроме лицензирования видов деятельности, установленных федеральными законами, аккредитации в национальной системе аккредитации и иной аккредитации, предусмотренной федеральными законами, саморегулированию с обязательным членством субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях в соответствии с федеральными законами. Федеральными законами в отношении этих положений может быть установлено специальное регулирование.
Одна из задач законопроекта - определить место разрешительной деятельности в системе других государственных и муниципальных услуг и функций. В связи с этим предусматривается, что на разрешительную деятельность в части предоставления разрешений, переоформления разрешений, продления срока действия разрешений, выдачи дубликатов разрешений, приостановления, возобновления и прекращения действия разрешений по запросам соискателей разрешения, обладателей разрешения и организации этой части разрешительной деятельности распространяются правила, относящиеся к предоставлению государственных и муниципальных услуг, а в части контроля за соблюдением разрешительных требований в ходе осуществления деятельности или совершением действий, являющихся объектом разрешительной деятельности, - правила об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Соответственно, в законопроекте избегается дублирование регулирования указанных услуг и функций, а устанавливаются только те нормативные положения, которые непосредственно связаны со спецификой разрешительной деятельности.
Законопроект направлен на обеспечение соответствия разрешительной деятельности современным управленческим и информационным технологиям. Так, предусматривается активное использование информационных технологий в разрешительной деятельности. Закладывается приоритет такой формы предоставления разрешения, как запись в соответствующем реестре разрешений. При этом устанавливается запрет государственным органам требовать предоставления разрешения в бумажной форме, в виде электронного документа в случае, если разрешение было предоставлено в виде разрешительной записи.
Ведение разрешительными органами реестров разрешений, к которым обеспечивается единый доступ, позволит создать сквозную систему учета выданных на всех уровнях власти разрешений, реализовать функции текущего мониторинга состояния системы разрешительной деятельности в Российской Федерации.
Законопроект включает также положения о деятельности, осуществляемой в уведомительном порядке, имея в виду, что получение разрешения на осуществление этой деятельности не требуется, но наличие уведомления позволяет уполномоченным органам осуществлять контроль за соблюдением при осуществлении этой деятельности обязательных требований, приостанавливать и прекращать ее в случае несоответствия им.
С учетом необходимости приведения нормативного регулирования в соответствие с Федеральным законом о разрешительной деятельности, подготовки разрешительных органов к работе по устанавливаемым им правилам планируется вступление его в силу с 1 января 2020 года. Некоторые базовые гарантии прав и законных интересов соискателей и обладателей разрешений, которые могут применяться и в существующей системе регулирования разрешительной деятельности, планируется ввести в действие до вступления в силу основной части Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.