Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике"
(подготовлен Минприроды России 11.10.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" (далее - законопроект) разработан Минприроды России в целях совершенствования законодательного регулирования деятельности российских операторов в Антарктике.
В соответствии со статьей 13 Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике каждая Сторона в пределах своей компетенции принимает соответствующие меры, включая принятие законов и правил, административные акты и принудительные меры, необходимые для обеспечения соблюдения положений указанного Протокола.
В настоящее время Федеральным законом от 05.06.2012 N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" (далее - Закон N 50-ФЗ) установлены следующие механизмы, обеспечивающие соблюдение природоохранных требований системы Договора об Антарктике: выдача разрешений российским физическим и юридическим лицам (операторам) на осуществление деятельности в Антарктике и контроль за соблюдением операторами требований и условий, предусмотренных указанными разрешениями, в том числе лицензионных требований при осуществлении в Антарктике лицензируемых видов деятельности (далее - контроль за операторами).
Вместе с тем, сфера применения законодательства о контрольно-надзорной деятельности и о лицензировании отдельных видов деятельности ограничена юрисдикцией Российской Федерации, тогда как территория Антарктики в юрисдикцию Российской Федерации не входит. В этой связи осуществление контроля за операторами в соответствии положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) входит в противоречие с частью 3 статьи IV Договора об Антарктике.
Проработка механизма установления особенностей организации и проведения проверок, возможность которого предусмотрена Законом N 294-ФЗ, показала нецелесообразность его распространения на контроль за операторами в силу специфики деятельности, осуществляемой в Антарктике.
В этой связи законопроектом предусмотрено внесение изменений в Закон N 50-ФЗ, направленных на уточнение установленных административных мер по обеспечению соблюдения российскими операторами требований и условий, предусмотренных системой Договора об Антарктике.
Данные уточнения предусматривают создание необходимой правовой основы для осуществления национальных инспекций в отношении российских операторов.
Выбор понятия "национальная инспекция" обусловлен необходимостью его дифференциации от термина "инспекция", проведение которой предусмотрено в статье VII Договора об Антарктике (каждая Договаривающаяся Сторона имеет право назначать наблюдателей для проведения любой инспекции во всех районах Антарктики).
Цель национальной инспекции также отлична от целей инспекции, проводимой в соответствии с Договором об Антарктике, т.к. целью мероприятий, проводимых в рамках национальной инспекции, является выявление нарушений, допущенных российскими операторами требований и условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности в Антарктике.
Кроме этого, в целях снижения административной нагрузки в отношении деятельности, осуществляемой в Антарктике, и оптимизации методов государственного регулирования отношений, возникающих в связи с выдачей российским операторам разрешения на осуществление деятельности в Антарктике:
- существующий в настоящее время механизм государственного контроля за операторами упраздняется, т.к. предлагаемый законопроектом механизм национальной инспекции является достаточной формой государственного регулирования для достижения целей и обязательств, предусмотренных системой Договора об Антарктике;
- из состава требований, предусмотренных разрешениями на осуществление деятельности в Антарктике, исключены требования по соблюдению лицензионных требований, поскольку контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляется лицензирующими органами, а не органом, осуществляющим выдачу разрешений на осуществление деятельности в Антарктике.
Финансирование расходов, возникающих в связи с принятием и реализацией законопроекта (около 5 млн. рублей ежегодно), планируется осуществить в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых Росгидромету в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект подготовлен в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе, системы Договора об Антарктике, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.