Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за невыполнение требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии по оформлению ветеринарных сопроводительных документов"
(подготовлен Минсельхозом России 11.10.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за невыполнение требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии по оформлению ветеринарных сопроводительных документов" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 18 сентября 2017 г. N АД-П11-86пр о подготовке к введению системы электронной ветеринарной сертификации (далее - поручение).
Законопроектом предусматривается дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 10.8.1, предусматривающей административную ответственность за перемещение (перевозку, перегон), передачу права собственности на животных, производство, перемещение (перевозку), передачу права собственности на товары, подлежащие государственному ветеринарному надзору, без оформления ветеринарных сопроводительных документов либо с ненадлежаще оформленными ветеринарными сопроводительными документами в случаях, когда оформление указанных документов является обязательным, а также признание утратившей силу части 2 статьи 10.8 Кодекса, устанавливающей ответственность за перевозку сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов.
Обязательность сопровождения товаров, подлежащих государственному ветеринарному надзору, ветеринарными сопроводительными документами (далее - подконтрольные товары) установлена статьей 2.3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон), перечень подконтрольных товаров утвержден приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами" (зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2016 г., регистрационный N 41118). Случаи, в которых оформление ветеринарных сопроводительных документов является обязательным, и порядок их оформления установлены приказом Минсельхоза от 27 декабря 2016 г. N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2016 г., регистрационный N 45094).
Внесение изменений в Кодекс обусловлено тем, что действующая формулировка части 2 статьи 10.8 Кодекса не в полной мере соответствует Закону (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") и подзаконным актам, принятым во исполнение Закона в 2015-2016 годах.
Так, в числе правонарушений, административная ответственность за которые установлена частью 2 статьей 10.8 Кодекса, имеются правонарушения, существенно различающиеся по степени общественной опасности и риска, которую они несут для обеспечения биологической и пищевой безопасности, термин "продукты животноводства" не используется в Законе.
Например, ответственность за перемещение без ветеринарных сопроводительных документов молока пастеризованного с молочной фермы приравнено и влечет идентичную ответственность с перевозкой инфицированных животных без сопроводительных документов из карантинной зоны, которая многократно опаснее в плане обеспечения биологической безопасности.
По этой причине необходимо уточнить терминологию, используемую в статье 10.8 Кодекса (в частности, термин "продукция животноводства", который не используется в статье 2.3 Закона), и дифференцировать составы административных правонарушений и тяжесть административного наказания в соответствии с общественной опасностью того или иного состава.
Частями 1-6 статьи 10.8.1 устанавливается различные меры ответственности за однократные в течение года административные правонарушения, связанные с перемещением, производством, передачей права собственности без оформления ветеринарных сопроводительных документов разных групп подконтрольных товаров, с которыми связан тот или иной уровень риска для биологической и пищевой безопасности - от самой опасной - живые наземные животные, до самой безопасной - продукция животного происхождения, подвергнутая дезинфицирующей переработке.
Частями 7-12 статьи 10.8.1 Кодекса устанавливается повышенная мера ответственности за эти же составы, но для случаев, когда с этими правонарушениями связан значительно более высокий уровень риска по причине неоформления ветеринарных сопроводительных документов нарушаются запреты и ограничения, установленные в связи с регионализацией территории или установлением карантина в соответствии со статьями 2.2 и 2.6 Закона.
Частями 13-15 статьи 10.8.1 Кодекса устанавливаются составы административных правонарушений и повышенные меры ответственности за повторное совершение правонарушений, предусматриваемых частями 1-6 данной статьи.
Частью 16 статьи 10.8.1 Кодекса устанавливается самая высокая мера ответственности за повторное совершение наиболее опасных правонарушений, предусматриваемых частями 7-12 данной статьи.
Частями 17-22 статьи 10.8.1 устанавливаются аналогичные меры ответственности в случае перемещения, производства, передачи права собственности на подконтрольные товары при наличии ветеринарных сопроводительных документов, оформленных с нарушения порядка их оформления.
Общественная опасность таких правонарушений ниже, чем общественная опасность правонарушений, предусмотренных частями 1-6 статьи 10.8.1 Кодекса, по той причине, что современная система оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде имеет встроенные механизмы технического обеспечения исполнения субъектами производства и оборота подконтрольных товаров норм и требований действующего законодательства. Эти механизмы обеспечиваются программными функциями федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее - система), поддерживающими ветеринарную сертификацию в электронном виде и делают технически невозможным оформить ветеринарные сопроводительные документы с самыми грубыми и опасными нарушениями. Соответственно, ответственность за правонарушения, устанавливаемая частями 17-22 статьи 10.8.1 Кодекса, ниже ответственности, устанавливаемой частями 1-6 данной статьи. Частями 18-22 статьи 10.8.1 Кодекса ответственность устанавливается на уровне предупреждения.
Несмотря на наличие в системе внутренних технических механизмов, способствующих обеспечению безопасности путем предотвращения правонарушений лицами, оформляющими ветеринарные сопроводительные документы, она не может по техническим причинам проверять соответствие установленным требования некоторых условий перемещения, например, в ней нет ни информации, ни алгоритмов обработки информации о транспортных средствах, требования к которым предъявляются при перевозке подконтрольных товаров. Не имея такой возможности, она не может предотвратить оформления ветеринарных сопроводительных документов в таких случаях. По этой причине в частях 23-26, 27-30 статьи 10.8.1 Кодекса, устанавливающих повышенную меру ответственности в случаях перемещения, производства, передачи права собственности на подконтрольные товары с нарушением порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов, повлекших нарушение запретов и ограничений, установленных в связи в связи с регионализацией территории или карантином в соответствии со статьями 2.2 и 2.6 Закона, либо повторного совершения правонарушений соответственно, применены сходные по сравнению с частями 7-12 и 13-16 статьи 10.8 Кодекса штрафные санкции.
В целях поощрения быстрой уплаты административного штрафа, лицом, совершившим правонарушение, предусмотренное частями 1-12, 14, 15, 17-29 статьи 10.8.1 Кодекса, пунктом 5 статьи 1 законопроекта вносится изменение в статью 32.2 Кодекса, направленное на снижение размера административного штрафа в случае их оплаты не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. При этом действие данного пункта не распространяется на наиболее опасные административные правонарушения, предусмотренные частями 13, 16 и 30 статьи 10.8.1 Кодекса.
Сроки вступления законопроекта в силу, устанавливаемые статьей 2 законопроекта, обусловлены необходимостью введения моратория на привлечение к административной ответственность в соответствии с пунктом 4 поручения, а также постепенного введения административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 10.8.1 Кодекса с учетом специфических рисков, связанных с теми или иными подконтрольными товарами. При этом, чем риск ниже, тем позднее вводится административная ответственность. Так, например, ответственность за перемещение без ветеринарных сопроводительных документов сырого молока устанавливается с 1 октября 2018 года, а за перемещение без ветеринарных сопроводительных документов живых животных - с 1 июля 2018 года.
Принятие законопроекта позволит дифференцировать административную ответственность за перемещение (перевозку, перегон), передачу права собственности на животных, производство, перемещение (перевозку), передачу права собственности на товары, подлежащие государственному ветеринарному надзору, без оформления ветеринарных сопроводительных документов либо с ненадлежаще оформленными ветеринарными сопроводительными документами в случаях, когда оформление указанных документов является обязательным, в зависимости от степени опасности соответствующих правонарушений, а также привести положения статьи 10.8 Кодекса в соответствии с Законом и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных доходов и расходов средств федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.