Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минспортом России 17.10.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект, Закон о чемпионате соответственно) подготовлен с учетом анализа правоприменительной практики по результатам проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года, а также в целях выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 22.06.2017 N ВМ-П12-3981 и обеспечения выполнения правительственных гарантий.
Так, Законом о чемпионате дано следующее определение протокольного маршрута: маршрут, который утвержден в связи с подготовкой и осуществлением мероприятий, связывает объекты инфраструктуры между собой и по которому передвигаются лица, включенные в списки FIFA (пункт 27 статьи 2 ).
При этом Законом о чемпионате объекты инфраструктуры определены как предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 (далее - Программа подготовки).
Протокольные маршруты на период проведения в Российской Федерации Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года утверждены приказом Минспорта России от 13.06.2017 N 513.
Анализ данного приказа Минспорта России, а также реализации Стратегии транспортного обеспечения Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации и плана мероприятий по реализации Стратегии транспортного обеспечения Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 N 2858-р, по результатам проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - КК-2017) показывает, что протокольные маршруты связывают не только объекты инфраструктуры, но и железнодорожные вокзалы, а также значительное количество объектов размещения лиц, включенных в списки FIFA, которые в Программу подготовки не включены.
Кроме того, согласно соглашению о проведении спортивных соревнований, заключённому между АНО "Оргкомитет "Россия-2018" и FIFA, "Протокольные маршруты" означает официальный протокольный маршрут ФИФА, используемый для основного официального передвижения по принимающему городу в течение сроков соревнований или сроков связанных с соревнованиями мероприятий, в частности дороги от аэропортов и основных железнодорожных станций до стадиона, мест жеребьевки, штаб-квартиры ФИФА и гостиниц ФИФА, связанных со стадионами.
В связи с изложенным во избежание сложностей в правоприменительной деятельности, а также в целях регулирования транспортного обеспечения мероприятий и мероприятий по обеспечению безопасности перевозки лиц, включенных в списки FIFA, в ходе подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - Чемпионат), законопроектом предлагается определение протокольных маршрутов изложить в новой редакции, соответствующей их фактическому содержанию.
Законопроектом также предлагается внести изменения в Закон о чемпионате в части установления возможности въезда в Российскую Федерацию в течение периода, начинающегося за десять дней до даты проведения первого матча Чемпионата или КК-2017 и заканчивающегося в день проведения последнего матча Чемпионата или КК-2017, без оформления виз по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, а также персонифицированной карте зрителя (как на бумажном носителе, так и в электронной форме), получаемой такими гражданами и лицами без гражданства при наличии входного билета на матч или документа, дающего право на получение входного билета на матч.
В рамках проведения в Российской Федерации КК-2017 13436 иностранных зрителей, не имеющих на руках персонифицированной карты зрителя (далее - ПКЗ) на бумажном носителе (на заламинированном бланке), воспользовались возможностью загрузки электронной формы ПКЗ с целью въезда на территорию Российской Федерации по электронной форме ПКЗ без необходимости оформления виз. Данные показатели составляют половину от общего числа иностранных зрителей, посетивших матчи КК-2017 (всего 28729 иностранных зрителей посетило матчи КК-2017 с ПКЗ на бумажном носителе). При этом, учитывая значимость для всего футбольного мирового сообщества такого события, как Чемпионат, а также учитывая статистику Чемпионата мира по футболу, проходившего в 2014 году в Бразилии, можно предположить, что порядка 3 млн. зрителей посетят матчи Чемпионата, из которых около 1,5 млн. зрителей будут иностранными гражданами.
Стоит также отметить, что разница в сроках действия ПКЗ на бумажном и электронном носителях в ряде случаев была причиной возникновения спорных ситуаций при посадке пассажиров на борт воздушного судна и, как следствие, некомфортного въезда иностранных зрителей спортивных соревнований на территорию Российской Федерации.
Кроме того, в случае если ПКЗ на бумажном носителе не будет получена иностранными зрителями в срок с помощью доставки по причине форс-мажора, некорректности указанных в ПКЗ данных (по вине самих иностранных зрителей) и иных обстоятельств, использование электронной формы ПКЗ в течение периода, начинающегося за десять дней до даты проведения первого матча Чемпионата позволит предотвратить ситуацию невозможности въезда иностранных зрителей на территорию Российской Федерации для посещения матчей Чемпионата, а также избежать репутационных рисков со стороны Российской Федерации, как страны проведения Чемпионата.
Таким образом, электронная форма ПКЗ, действующая для въезда в Российскую Федерацию в те же сроки, что и ПКЗ на бумажном носителе, создаст более комфортные условия для иностранных зрителей, прибывающих в Российскую Федерацию, позволит избежать рисков, связанных с оформлением иностранными зрителями заявки на получение ПКЗ на бумажном носителе незадолго до начала матча, что в целом приведет к повышению уровня предоставления сервиса по обеспечению зрителей такого масштабного спортивного мероприятия, как Чемпионат (в первую очередь, иностранных зрителей, использующих ПКЗ для въезда на территорию Российской Федерации без оформления виз).
Кроме того, в целях устранения возможности безвизового въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан после завершения матчей Чемпионата законопроектом предлагается сократить период, в течение которого возможен въезд в Российскую Федерацию без оформления виз. Так, указанный период в соответствии с положениями законопроекта будет завершаться в день последнего матча спортивного соревнования.
Также в целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 22.06.2017 N ВМ-П12-3981 законопроектом предлагается установить возможность бесплатного проезда аккредитованным представителям средств массовой информации железнодорожным транспортом в дополнительных поездах. Право бесплатного проезда будет предоставляться на основании документа, удостоверяющего личность, и карты аккредитации в пределах нормы мест, утвержденных приказом Минтранса России от 30.12.2016 N 429.
Обязательство Российской Федерации о предоставлении аккредитованным представителям средств массовой информации права на бесплатный проезд на поездах между городами-организаторами содержится в Заявочной книге "Россия-2018".
Законом о чемпионате АНО "Оргкомитет "Россия-2018" и его дочерняя организация АНО "Арена-2018" наделены полномочиями по осуществлению проектирования, поставки, монтажа и демонтажа строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных соревнований.
По результатам проведения КК-2017 года в целях обеспечения надлежащего функционирования объектов данной категории представляется целесообразным наделить АНО "Оргкомитет-2018" и АНО "Арена-2018" полномочиями по эксплуатации строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных соревнований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и направлен на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.