Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях применения положений пункта 1 статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 24.10.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях применения положений пункта 1 статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации", устанавливающий возможность предоставления бюджетных ассигнований из федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов ОАО "РЖД" без их учета в федеральной адресной инвестиционной программе, подготовлен во исполнение решений протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 12 сентября 2016 г. N АД-П9-130пр в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ установлено не применение положений об учете в федеральной адресной инвестиционной программе к объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется за счет бюджетных инвестиций и субсидий, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Госпрограмма) предусмотрено предоставление ОАО "РЖД" бюджетного финансирования в виде взносов в уставный капитал на реализацию следующих инвестиционных проектов:
- в рамках подпрограммы "Магистральный железнодорожный транспорт" Госпрограммы:
развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла;
создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань (далее - ВСМ);
развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования на участке Междуреченск - Тайшет;
модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей.
- в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)":
комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла;
строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск.
Каждый из указанных проектов в своем составе имеет большое количество мероприятий, предусматривающих в том числе проектирование и строительство по участкам, резервирование и изъятие земли, и т.д., которые могут осуществляться одновременно с целью возможной их реализации в определенные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации сроки.
Так, в рамках проекта "Строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск (I этап "Строительство двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка - Миллерово") предполагается разделение проекта на 8 укрупненных мероприятий согласно представленному ОАО "РЖД" актуализированному паспорту инвестиционного проекта.
По проекту "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" запланировано к реализации 25 мероприятий.
В рамках мероприятия "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей" предусмотрено к реализации 1436 мероприятий.
В инвестиционный проект "Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги" входит 24 мероприятия.
В рамках Программы реализации комплексного проекта развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла в 2012-2020 гг. и период до 2025 года, предусмотрено более 30 проектов, в рамках которых более 175 укрупненных мероприятий, таких как "строительство/реконструкция тяговых подстанций", "строительство 28 остановочных пунктов" и др.
Таким образом, ОАО "РЖД" за счет средств федерального бюджета, направляемых на увеличение уставного капитала общества, осуществляет реализацию комплексных инвестиционных проектов, включающих в себя множество мероприятий и этапов, при этом разработка проектно-сметной документации, выкуп земли и строительство осуществляется по каждому мероприятию отдельно.
В рамках Госпрограммы не предусмотрены проекты, реализацию которых осуществляет ОАО "РЖД", разработка проектно-сметной документации на которые осуществляется или будет осуществляться в целом по проекту, как например, на строительство (реконструкцию) аэродромной инфраструктуры аэропорта.
Все объекты, за исключением ВСМ являются ранее начатыми, по которым затрачены средства федерального бюджета, вместе с тем, каждый проект имеет большое количество объектов, подготовка по каждому их них необходимых документов для включения в федеральную адресную инвестиционную программу (далее - ФАИП) потребует значительного времени, что поставит под угрозу выполнение сроков реализации проектов, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
В случае включения мероприятий ОАО "РЖД" в ФАИП существует риск срыва сроков реализации объектов ОАО "РЖД", в том числе объектов по проекту строительства обхода Украины, из-за существующей практики одновременного оформления земельных участков, разработки проектной документации, получения на нее заключений ФАУ "Главгосэкспертиза России", что приведет к необходимости на 2-3 года переносить срок начала строительства данных объектов.
Другие риски:
- в действующем законодательстве отсутствует возможность использовать средства в рамках ФАИП на разработку проектной документации, получение заключений ФАУ "Главгосэкспертиза России", выкуп земельных участков, проведение технологического и ценового аудита;
- для продолжения реализации инвестиционных проектов компании в 2017 году необходимо принятие Правительством Российской Федерации решений по 9 объектам проекта "Развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла";
- в последующие годы нужно будет принять такие решения по проекту модернизации БАМа и Транссиба, в рамках которого в 2017 году работы планируется выполнять по 604 объектам, а всего в проект входит 1308 объектов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
"Об особенностях применения положений пункта 1 статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях применения положений пункта 1 статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" реализация его положений не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.