Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете"
(подготовлен Минфином России 31.10.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - законопроект) подготовлен на основе анализа и обобщения практики реализации требований представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Основными целями законопроекта являются упрощение порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами в государственные органы и совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации экономические субъекты, обязанные вести бухгалтерский учет, представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в различные государственные органы. Так, в согласно статье 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязательные экземпляры годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются в органы государственной статистики для формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Налоговым кодексом Российской Федерации установлена обязанность представления налогоплательщиками-организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы. Иными законодательными актами предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности, в другие государственные органы, органы надзора (в частности, федеральными законами "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации", "Об инвестиционных фондах", "О кредитной кооперации", Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Это приводит к избыточной административной нагрузке на отчитывающиеся субъекты, дублированию функций государственных органов по получению и обработке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Законопроект направлен на обеспечение реализации принципа "одного окна" при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы. В соответствии с законопроектом обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней должны представляться в один государственный орган - налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым является ФНС России, формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, а для иных государственных органов и заинтересованных лиц обеспечивает доступ к указанному информационному ресурсу.
Исходя из сложившейся практики, дисциплина представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы выше, чем в органы государственной статистики. В связи с этим положения законопроекта, предусматривающие формирование и ведение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, направлены на обеспечение, среди прочего, охвата и полноты формирования указанного информационного ресурса.
Законопроект также предусматривает, что представление экономическим субъектом обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в виде электронного документа. Большая часть экономических субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства, уже сейчас представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики, в налоговые органы в электронной форме. Так, по информации Росстата, бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2016 г. в органы государственной статистики в электронной форме представили 79% малых предприятий. Для остальных экономических субъектов переход на представление отчетности в электронной форме не потребует значительных затрат. По оценке ООО "1С", такие затраты могут составить около 850 руб. ежегодно в случае представления отчетности через уполномоченного представителя (включая ввод данных с бумажного носителя в электронную форму и направление в налоговый орган по установленному формату). Эти затраты в полной мере будут компенсироваться исключением административной нагрузки на экономические субъекты и их затрат, связанных с представлением бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики. Кроме того такой способ представления отчетности имеет ряд существенных преимуществ для экономических субъектов, в том числе снижение затрат времени на подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, сокращение количества технических ошибок, подтверждение доставки отчетности. При этом для субъектов малого предпринимательства в отношении представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа законопроектом предусматривается переходный период: для них такое требование планируется ввести в действие начиная с годовой отчетности за 2019 год.
В целях обеспечения условий для формирования и использования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности законопроект предусматривает возможность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа.
В интересах пользователей отчетности законопроект не устанавливает ограничения для доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности. В то же время по аналогии с порядком представления за плату сведений из иных информационных систем (например, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц) предусматривается предоставление сведений из указанного информационного ресурса за плату в случаях, когда заинтересованное лицо получает соответствующие сведения на бумажном носителе. Порядок и размер такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Законопроект содействует реализации задач государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 320, хотя его подготовка указанной государственной программой непосредственно не предусмотрена. В то же время в качестве ожидаемого результата основного мероприятия 7.7 указанной государственной программы предусмотрено надежное функционирование системы бухгалтерского учета на основе МСФО, обеспечивающей пользователей качественной и надежной информацией. Реализация законопроекта будет оказывать положительное влияние на достижение этой цели.
Законопроект обеспечивает первоначальный этап реализации принципа "одного окна" при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, а именно: передачу формирования и ведения государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности Федеральной налоговой службе и, соответственно, отмену представления этой отчетности в органы государственной статистики. После осуществления этого этапа для обеспечения полноценного функционирования указанного информационного ресурса предполагается осуществление ряда мер в данном направлении, в частности:
проведение "инвентаризации" законодательных и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, устанавливающих требования по представлению в государственные органы бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также требования по составлению и представлению в любых формах специальной отчетности, подготавливаемой на основе данных бухгалтерского учета;
оценка указанных требований с точки зрения дублирования в специальной отчетности данных, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в сравнении с административной нагрузкой на экономические субъекты в связи с выполнением этих требований;
осуществление мер по упрощению специальной отчетности, имея в виду исключение неоправданного дублирования в ней данных, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
внесение соответствующих изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих представление экономическими субъектами годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в один адрес и возможность получения государственными органами необходимых сведений из государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Принятие законопроекта будет содействовать снижению административной нагрузки на экономические субъекты при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, совершенствованию порядка формирования и администрирования общедоступного государственного информационного ресурса такой отчетности, повышению деловой культуры и дисциплины отчетности экономических субъектов и, в целом, - формированию благоприятной среды для предпринимательской деятельности и улучшению делового климата.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.