Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий"
(подготовлен Минздравом России 30.10.2017 г.)
В соответствии с частью 1 статьи 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791)приказываю:
1. Утвердить прилагаемый порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 года.
Министр |
В.И. Скворцова |
Утвержден
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от "___" _____________ 2017 г. N _____
Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок регламентирует применение телемедицинских технологий при организации и оказании медицинской помощи медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и определяет:
порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой;
порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями.
При организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий порядки оказания медицинской помощи по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и стандарты медицинской помощи применяются в части, не противоречащей настоящему Порядку.
2. Телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с целью получения заключения медицинского работника сторонней медицинской организации, привлекаемого в установленном порядке для проведения консультации и (или) участия в консилиуме врачей с применением телемедицинских технологий (далее - консультант (врачи участники консилиума)), либо протокола консилиума врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации в другую медицинскую организацию.
3. Телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями в целях профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента, принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).
4. При оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий дистанционное взаимодействие осуществляется посредством аудио и видеосвязи, передачи электронных сообщений при условии соблюдения требований настоящего Порядка.
5. Документирование информации о проведении консультации пациента с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
6. Консультации (консилиумы врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий проводятся в режиме реального времени и (или) отложенных консультаций.
Проведение консультации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме реального времени (синхронном) предусматривает консультацию (консилиум врачей), при которой лечащий врач/пациент (или его законный представитель) непосредственно взаимодействует с консультантом (врачами участниками консилиума);
Проведение консультации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме отложенных консультаций (асинхронном) предусматривает консультацию, при которой консультант дистанционно изучает медицинские документы пациента, готовит медицинское заключение без использования непосредственного общения с лечащим врачом/пациентом (или его законным представителем).
7. Телемедицинские технологии могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи:
первичной медико-санитарной помощи;
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
паллиативной медицинской помощи.
8. Телемедицинские технологии могут использоваться для проведения консультаций (консилиумов врачей) и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента.
9. Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий может оказываться в любых условиях (вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно). Условия оказания помощи определяются фактическим местонахождением пациента.
10. При оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий требования, предусмотренные порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний) в части стандартов оснащения соответствующих медицинских организаций (кабинетов, отделений) не применяются для медицинских организаций, предоставляющих консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий и осуществляющих дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента с применением телемедицинских технологий.
11. Консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий выполняются:
в экстренной форме - при острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни больного;
в плановой форме - при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни больного, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния больного, угрозу его жизни и здоровью.
12. Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий оказывается с учетом соблюдения установленных требований к срокам оказания медицинской помощи соответствующих форм. Исчисление сроков при осуществлении консультаций (консилиумов врачей) в плановой форме осуществляется с момента поступления запроса и необходимой медицинской документации.
Консультация с применением телемедицинских технологий считается выполненной после получения медицинского заключения по результатам консультации или протокола консилиума врачей запросившей организацией (пациентом или его законным представителем).
Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий оказывается:
а) бесплатно - в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) платно - на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
13. Ответственность за медицинское заключение (протокол консилиума врачей) по результатам консультации или консилиума врачей с применением телемедицинских технологий, лежит на консультанте (врачах - участниках консилиума).
14. Ответственность за принятие решений при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий лежит на лечащем враче, за исключением случаев, установленных нормативными актами.
15. Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется при условии предварительной регистрации медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - Единая система), медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, в Федеральном регистре медицинских работников Единой системы в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
16. Медицинская организация оказывает медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий с использованием Единой системы, государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинской организации, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее - иные информационные системы).
17. Специальное программное обеспечение, предназначенное для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека и используемое государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов РФ, медицинскими информационными системами медицинских организаций, иными информационными системами подлежит регистрации в качестве медицинских изделий в установленном порядке.
18. Медицинские изделия, предназначенные для использования при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, подлежат регистрации в установленном порядке.
19. Все материалы, полученные по результатам дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, медицинских работников и пациентов (или их законных представителей), включая материалы, направленные на консультацию, медицинские заключения по результатам консультаций и протоколы консилиумов врачей, данные, внесенные в медицинскую документацию пациента, данные, формирующиеся в результате дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента (далее - документация), а также аудио и видео записи консультаций и консилиумов врачей, текстовые сообщения, голосовая информация, изображения, иные сообщения в электронной форме (далее - сопутствующие материалы), подлежат хранению с обеспечением авторизованного доступа участникам дистанционного взаимодействия.
20. Хранение документации, осуществляется в течение сроков, предусмотренных для хранения соответствующей первичной медицинской документации.
21. Срок хранения сопутствующих материалов составляет один год.
22. Хранение документации в случае использования государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации или Единой системы обеспечивается средствами указанных систем.
23. В случае оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий с использованием иных информационных систем, хранение документации и сопутствующих документов обеспечивается медицинской организацией, осуществляющей наблюдение пациента и (или) организацией, осуществляющей консультирование пациентов.
24. Предоставление медицинских документов (их копий) и выписок из них пациенту (или его законному представителю) осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 22 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
II. Порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой
Порядок проведения консультаций (консилиумов врачей) при оказании медицинской помощи в экстренной форме с применением телемедицинских технологий
25. Участниками консультаций (консилиумов врачей) при оказании медицинской помощи в экстренной форме являются:
лечащий врач, а также при необходимости специалисты, ответственные за обеспечение медицинской эвакуации;
консультант (врачи участники консилиума).
26. Необходимость проведения консультации (консилиума врачей) при оказании медицинской помощи в экстренной форме с применением телемедицинских технологий устанавливает лечащий врач.
27. По результатам проведения консультации (консилиума врачей) консультант оформляет медицинское заключение (протокол консилиума врачей). В случае проведения консилиума врачей протокол подписывается всеми врачами участниками консилиума.
28. Медицинское заключение протокол консилиума врачей направляется в электронном виде лечащему врачу либо обеспечивается дистанционный доступ к медицинским данным пациента.
Порядок проведения консультаций (консилиумов врачей) при оказании медицинской помощи в плановой форме
29. Участниками консультаций (консилиумов врачей) при оказании медицинской помощи в плановой форме являются:
лечащий врач;
консультант (врачи - участники консилиума).
30. Необходимость проведения консультации (консилиума врачей) при оказании медицинской помощи в плановой форме с применением телемедицинских технологий устанавливает лечащий врач.
31. Предварительно лечащий врач обеспечивает проведение обследования пациента по имеющемуся у пациента заболеванию или состоянию, по которому требуется консультация (консилиум врачей).
32. Лечащий врач формирует направление на консультацию, согласно требованиям к порядку оформления направлений на консультации. Согласование направления на консультацию осуществляется в установленном порядке.
33. Лечащий врач подготавливает клинические данные пациента (данные осмотра, диагностических и лабораторных исследований и т.д.) в электронном виде и направляет их консультанту (врачам - участникам консилиума) либо обеспечивает дистанционный доступ к медицинским данным пациента.
34. По результатам проведения консультации (консилиума врачей) консультант (врачи - участники консилиума) оформляет медицинское заключение (протокол консилиума врачей).
35. В случае проведения консилиума врачей протокол подписывается всеми участниками консилиума.
36. Медицинское заключение (протокол консилиума врачей) направляется в электронном виде лечащему врачу либо обеспечивается дистанционный доступ к медицинским данным пациента.
III. Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями
Консультации
37. Участниками консультаций являются:
пациент и (или) его законный представитель;
консультант(ы).
38. Выбор медицинской организации и (или) медицинского работника, предоставляющих услуги по проведению консультаций с применением телемедицинских технологий осуществляется пациентом и (или) его законным представителем самостоятельно.
39. Организации и (или) медицинские работники, участвующие в оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, предоставляет пациенту и (или) его законному представителю следующую информацию:
39.1. о медицинских организациях, участвующих в оказании консультации:
наименование медицинской и (или) иной организации;
место нахождения;
контактная информация (контактный телефон, адрес электронной почты);
лицензия на осуществление соответствующих видов деятельности;
перечень профилей оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
39.2. о медицинских работниках, участвующих в оказании консультации:
фамилия, имя, отчество (при наличии);
сведения об образовании (наименование образовательной организации, год окончания, специальность, квалификация, курсы повышения квалификации, сертификаты);
сведения о медицинской организации (наименование, место нахождения, контактные данные) или сведения об индивидуальном предпринимателе, осуществляющем медицинскую деятельность на основании лицензии, а также сведения о лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
занимаемая должность в медицинской организации;
стаж работы по специальности (лет);
сведения о квалификационной категории, ученой степени;
сведения о предыдущих местах работы по медицинской специальности (наименование организации, занимаемая должность, период работы (лет) (при наличии);
существенные условия договора на оказание соответствующих услуг;
график работы консультантов.
39.3. сведения о порядке и условиях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, включая:
порядок оформления информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
возможность получения анонимной (или с использованием технологии псевдонимизации) платной консультации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и порядок получения таких консультаций;
порядок идентификации и аутентификации пациента (или его законного представителя) с использованием единой системы идентификации и аутентификации (обязательно в случае получения консультаций в рамках программы госгарантий);
порядок оформления согласия пациента на обработку персональных данных, данных о состоянии его здоровья в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
характер оказания консультации (платная, бесплатная);
стоимость оказания консультации и порядок оплаты (в случае оказания платной консультации);
порядок получения медицинского заключения по результатам проведенной консультации;
технические требования к электронным документам, предоставляемым пациентом (или его законным представителем) медицинскому работнику;
режим оказания медицинской организацией медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
39.4. об информационных системах, используемых при консультации, и их операторах:
наименование информационной системы;
наименование и контакты оператора персональных данных информационной системы;
существенные условия договора на оказание соответствующих услуг, в том числе ответственность оператора.
40. При проведении консультаций пациентов и (или) их законных представителей с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного пациенту лечения, в том числе выписка рецепта на лекарственные препараты в форме электронного документа, при условии установления им диагноза по данному обращению и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации).
41. Результатом консультации является медицинское заключение, оформленное в соответствии с правилами, установленными для оформления результатов консультации, или соответствующая запись о корректировке ранее назначенного лечения лечащим врачом, в том числе выписка рецепта на лекарственные препараты в форме электронного документа, назначение необходимых дополнительных обследований, при условии предварительного установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации). В случае принятия решения необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации), консультант может дать рекомендации пациенту или его законному представителю пройти дополнительное обследование. Не допускается проведение консультаций с применением телемедицинских технологий для видов исследований, обязательным элементом медицинского заключения которых является диагноз (код диагноза (состояния) в соответствии с международной классификацией болезней десятого пересмотра МКБ-10).
42. При проведении консультаций пациентов и (или) их законных представителей
43. Информация, указанная в пункте 41 настоящего Порядка, может предоставляться пациенту и (или) его законному представителю путем ее размещения на информационном ресурсе, посредством которого осуществляется консультация.
Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента
44. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом, включая программу и порядок дистанционного наблюдения, после очного приема (осмотра, консультации) и установления диагноза заболевания.
45. Участниками дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента являются:
пациент и (или) его законный представитель;
лечащий врач по случаю обращения, в рамках которого осуществляется дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента.
46. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента осуществляется с использованием Единой системы, и (или) государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, и (или) медицинских информационных систем, и (или) иных информационных систем.
47. При дистанционном наблюдении за состоянием здоровья пациента в том числе может осуществляться:
дистанционное получение данных о состоянии здоровья пациента в автоматическом режиме при использовании медицинских изделий, имеющих функции передачи данных;
ручной ввод данных о состоянии здоровья пациента, в том числе ручной ввод данных с медицинских изделий, не имеющих функции передачи данных;
регистрация и контроль актуальности сведений о медицинских изделиях, имеющих функции передачи данных в информационных системах, используемых для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента;
направление сообщений лечащему врачу;
документирование фактов передачи и получения данных о состоянии здоровья пациента;
обработка данных о состоянии здоровья пациента;
доступ медицинского работника, который назначил дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации), к сведениям о состоянии здоровья пациента;
контроль показателей состояния здоровья пациента;
индивидуальная настройка предельных значений показателей состояния здоровья пациента;
направление сообщений пациенту;
экстренное реагирование при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений;
передача и отображение сведений о состоянии здоровья пациента в электронной медицинской карте пациента;
организация и ведение личного кабинета пациента;
настройка различных видов автоматизированных уведомлений.
48. Пациент (или его законный представитель) при осуществлении дистанционного наблюдения за состоянием его здоровья несет ответственность за:
обеспечение использования медицинских изделий в соответствии с инструкцией по их применению;
обеспечение собственноручного ввода достоверных данных о состоянии своего здоровья;
соблюдение правил пользования информационными системами, используемыми для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, установленными операторами указанных информационных систем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предложен порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Последние могут использоваться для проведения консультаций (консилиумов врачей) и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента.
Предполагается, что такая медпомощь будет оказываться как бесплатно в рамках ОМС, так и на возмездной основе.
Медработники, оказывающие медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, регистрируются в Федеральном регистре медицинских работников Единой госинформсистемы в сфере здравоохранения.
Кроме того, специальное программное обеспечение, предназначенное для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека и используемое информсистемами, подлежит регистрации в качестве медицинских изделий.