Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 03.11.2017 г.)
1. Общие характеристики проекта федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) вносится Министерством транспорта Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) в части закрепления для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (далее - районы Крайнего Севера) исключений из общего правила об обеспечении возможности альтернативного проезда в отношении платных автомобильных дорог или платных участков автомобильных дорог.
Данный законопроект подготовлен в соответствии с обращением губернатора Ямало-ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкина, по вопросу реализации проекта по возведению мостового перехода через реку Пур.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект федерального закона. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Развитие транспортной инфраструктуры для освоения Арктической зоны Российской Федерации является государственным приоритетом, который закреплен в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации. Районы Крайнего Севера обеспечивают значительную часть промышленного производства России (большей частью за счет добычи природных ископаемых, в том числе углеводородных). От результатов деятельности добывающих компаний на Севере России в значительной мере зависит доходная часть федерального бюджета.
Экстремальные экономико-географические условия привели к тому, что значительная часть населения районов Крайнего Севера проживает в отдаленных и труднодоступных местностях, не имея доступа к сети автомобильных дорог общего пользования.
Многие поселения имеют транспортное сообщение с развитыми территориями только посредством зимних автомобильных дорог и/или речного транспорта при этом в период сезонной недоступности указанных видов транспорта, единственной альтернативой остается воздушный транспорт.
В сложившихся условиях создание автомобильных дорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений не представляется возможным даже в долгосрочном периоде по причине высокой стоимости строительства и эксплуатации ("северные издержки").
В условиях бюджетных ограничений приоритетной формой реализации инвестиционных проектов в транспортной сфере является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). Реализация проектов строительства автомобильных дорог в районах Крайнего Севера существенно ограничена возможностями региональных бюджетов, большая часть которых направляется на исполнение социальных обязательств, а инвестиционная часть, как правило, весьма невелика.
Улучшить существующий уровень транспортной доступности в районах Крайнего Севера может строительство автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с привлечением частных инвестиций с последующим использованием их на платной основе.
Однако положения Федерального закона N 257-ФЗ содержат требования об обязательном обеспечении возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования при принятии решения об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе.
Данные ограничения приводят к невозможности использования механизмов ГЧП для обеспечения автомобильными дорогами отдаленных и труднодоступных местностей. В отношении районов Крайнего Севера данные положения Федерального закона N 257-ФЗ, призванные защищать права населения и бизнеса, приводят к ограничению возможностей удовлетворения их интересов.
Внесение соответствующих изменений в статью 37 Федерального закона N 257-ФЗ, отменяющих обязательное обеспечение возможности альтернативного проезда в районах Крайнего Севера, позволит решить проблему привлечения частных инвестиций для обеспечения ускоренного развития их транспортной инфраструктуры.
Дополнительно в целях обеспечения интересов населения предлагается закрепить условие бесплатного проезда легковых автомобилей по платным автомобильным дорогам (их участкам), которые не имеют альтернативного проезда и попадают под вышеуказанные исключения.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие законопроекта не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие законопроекта не предполагает изменений полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации и увеличения и (или) уменьшения его численности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.