Проект Приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении Методических рекомендаций по ранжированию проектов (программ) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе отдельных государственных программ Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 03.11.2017 г.)
В целях реализации пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242 "Об утверждении правил разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по ранжированию проектов (программ) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе отдельных государственных программ Российской Федерации (далее - пилотные государственные программы).
Министр |
М.С. Орешкин |
Утверждены
приказом Минэкономразвития России
от 2017 г. N_____
Методические рекомендации по ранжированию проектов (программ) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе отдельных государственных программ Российской Федерации
I. Общие положения
В целях определения перечня проектов (программ) и ведомственных целевых программ, необходимых и достаточных для обеспечения достижения целей пилотной государственной программы, ответственным исполнителем пилотной государственной программы осуществляется ранжирование проектов (программ) и ведомственных целевых программ (далее - ранжирование).
Ранжирование заключается в приоритизации ответственным исполнителем проектов (программ) и ведомственных целевых программ, обеспечивающих достижение целей пилотной государственной программы на основе применения критериев ценности и реализуемости (для проектов), позволяющих определить значимость проектов (программ) и ведомственных целевых программ относительно друг друга, а также их вклад в достижение целей пилотной государственной программы.
Ранжирование осуществляется на основе модели ранжирования (далее - модель ранжирования).
Модель ранжирования представляет собой модель, которая позволяет определить ценность проектов (программ) и ведомственных целевых программ в ходе достижения целей пилотной государственной программы с учетом стоимости их реализации и имеющихся потенциальных рисков и которая является инструментом поддержки принятия взвешенного, сбалансированного управленческого решения по отбору проектов (программ) и ведомственных целевых программ пилотной государственной программы.
Модель ранжирования разрабатывается и утверждается ответственным исполнителем пилотной государственной программы в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
Модель ранжирования утверждается ведомственным приказом федерального органа исполнительной власти, являющимся ответственным исполнителем пилотной государственной программы по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
II. Ранжирование проектов (программ) и ведомственных целевых программ.
Ранжирование проектов (программ) и ведомственных целевых программ осуществляется на этапе разработки (внесения изменений) пилотной государственной программы.
Ранжированию подлежат приоритетные проекты (программы), ведомственные проекты (программы), межпрограммные проекты (программы), отдельные мероприятия межпрограммных проектов (программ) и ведомственные целевые программы. Отдельные мероприятия, направленные на финансовое обеспечение деятельности центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов не подлежат ранжированию.
Ранжированию подлежат как новые проекты (программы) и ведомственные целевые программы, так и реализуемые в составе пилотной государственной программы. Реализуемые проекты (программы) и ведомственные целевые программы подлежат ранжированию с учетом актуальной оценки их значимости в достижении целей пилотной государственной программы, сформированной на основе достигнутых результатов и значений целей в ходе их реализации.
Результаты ранжирования подлежат согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
В случае несогласования результатов ранжирования Министерством экономического развития Российской Федерации, проекты (программы) и ведомственные целевые программы подлежат повторному ранжированию.
В случае внесения изменений в пилотную государственную программу, предусматривающих изменение состава проектов (программ) и ведомственных целевых программ пилотной государственной программы, а также их целей и сроков (этапов) реализации и объемов финансирования, ответственным исполнителем пилотной государственной программы осуществляется внеочередное ранжирование новых и реализуемых проектов (программ) и ведомственных целевых программ с учетом достигнутых результатов и значений целей в ходе их реализации.
Ранжирование осуществляется по критериям ценности и реализуемости с учетом оценки финансовых затрат на реализацию проекта (программы) или ведомственной целевой программы.
Критерии ценности характеризуют способность проектов (программ) и ведомственных целевых программ достигать цели пилотной государственной программы. Ранжирование по критериям ценности проводится в отношении проектов (программ) и ведомственных целевых программ.
Совокупность критериев ценности представляет собой группу критериев ценности. При выставлении баллов по критериям ценности используется бальная шкала от 0 (не влияет) до 100 (максимальное влияние) баллов на одну цель (1 балл соответствует 1% вклада в достижение цели). При этом один проект (программа) или ведомственная целевая программа может оказывать влияние (оцениваться) по нескольким целям одновременно. Ценность проектов (программ) и ведомственных целевых программ указывается ответственным исполнителем по форме таблицы 1 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.
Критерии реализуемости отражают возможности реализации проектов (программ), в том числе исходя из значимости потенциальных рисков.
Ранжирование по критериям реализуемости проводится только в отношении проектов (программ): приоритетных проектов (программ), ведомственных проектов (программ), межпрограммных проектов (программ) и отдельных мероприятий межпрограммных проектов.
В ранжировании участвуют проекты (программы) и ведомственные целевые программы, по которым утверждены паспорта проектов (программ) и ведомственных целевых программ.
Утверждение ведомственных проектов (программ) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по согласованию с ответственным исполнителем государственных программы Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Совокупность критериев реализуемости представляет собой группу критериев реализуемости.
При выставлении оценок по критериям реализуемости используется бальная шкала от 0 (не влияет) до 5 (максимальное влияние) баллов. Реализуемость проектов (программ) указывается ответственным исполнителем по форме таблицы 1.
Проекты (программы) ранжируются исходя из следующих критериев реализуемости:
Критерий 1 - отсутствие организационных рисков (характеризуются вовлеченностью субъектов Российской Федерации, структурных подразделений ведомства и подведомственных ему организаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и иных организаций);
Критерий 2 - технологическая реализуемость (наличие технических и технологических решений, наличие необходимой инфраструктуры). Данный критерий может быть заменен отраслевым критерием, который более точно учитывает отраслевые риски реализации проектов пилотной государственной программы, по масштабу сопоставимым с Критерием 1.
По каждому критерию необходимо определить вес, который отражает значимость критериев относительно друг друга в группе. Определение весов рекомендуется осуществлять экспертным путем исходя из выделения в общем перечне наиболее значимых критериев ценности (целей) и критериев реализуемости, распределяя баллы в пределах:
- для группы критериев ценности от 1 до 10 (максимальный вес);
- для группы критериев реализуемости от 1 до 5 (максимальный вес).
Хотя бы один из критериев ценности и хотя бы один из критериев реализуемости обязаны иметь максимальный вес.
Реализуемость проектов (программ) указывается ответственным исполнителем пилотной государственной программы по форме таблицы 1 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.
В целях учета оценки финансовых затрат на реализацию проекта (программы) в рейтинге проектов (программ), определяется балльная оценка бюджета проекта (программы). Оценка бюджета проекта (программы) в баллах определяется как доля бюджета проекта (программы) в общем объеме бюджетных ассигнований на проектную часть государственной программы с округлением до целого значения и указывается в графе 5 таблицы 2 приложения к Методическим рекомендациям. В расчет включаются только объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренные в проектной части пилотной государственной программы.
При этом, в модели ранжирования принимается, что минимальный балл, используемый при оценке финансовых затрат на реализацию проекта, равен 1 баллу.
Рейтинг проекта устанавливается как отношение суммы баллов, полученной по итогам его оценки по критериям ценности и реализуемости, к его бюджету, выраженному в баллах (Таблица 2).
Результатом применения модели ранжирования являются:
- определение обеспеченности целей пилотной государственной программы проектами (программами) и ведомственными целевыми программами (насколько проекты (программы) и ведомственные целевые программы позволяют достичь заданных значений целей пилотной государственной программы);
- определение проектов (программ), имеющих наибольшую ценность и наилучшую реализуемость с учетом оценки бюджетов соответствующих проектов (программ), в целях последующего отбора в ходе их балансирования для включения в пилотную государственную программу.
III. Балансирование проектов (программ) и ведомственных целевых программ пилотной государственной программы.
В целях формирования перечня проектов (программ), подлежащих реализации в пилотной государственной программе, осуществляется их отбор с учетом следующей очередности:
- обязательные к реализации проекты (программы) пилотной государственной программы, если по ним не принято решений о досрочном завершении, инициируемые в рамках соответствующих решений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам;
- обязательные к реализации новые проекты (программы), инициируемые в рамках соответствующих решений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам;
- межпрограммные проекты (программы) и отдельные мероприятия межпрограммных проектов (программ);
- проекты (программы), не требующие финансирования из федерального бюджета;
- иные проекты (программы), имеющие наивысшую оценку по критериям ценности и реализуемости по итогам ранжирования, проведенного согласно разделу. II Методических рекомендаций (далее - иные отранжированные проекты (программы)).
Результаты проведенного отбора проектов (программ) приводятся в таблице 3 приложения к Методическим рекомендациям с учетом установленного Правительством Российской Федерации утвержденного объема бюджетных ассигнований федерального бюджета реализацию проектной части пилотной государственной программы.
Отдельной строкой в таблице 3 приложения к Методическим указаниям указывается процессная часть пилотной государственной программы (набор ведомственных целевых программ).
Проекты (программы), не вошедшие в пилотную государственную программу, включаются в перечень проектов, который может быть реализован в случае принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации (о выделении дополнительного финансирования или о пересмотре состава и (или) объемов финансирования проектов (программ) и (или) ведомственных целевых программ, включаемых в пилотную государственную программу, либо при пересмотре целей пилотных государственных программ).
IV. Содержание ведомственного приказа об утверждении модели ранжирования.
Ведомственный приказ об утверждении модели ранжирования должен содержать:
- оценку проектов (программ) и ведомственных целевых программ по критериям ценности и реализуемости по форме таблицы 1 приложения к Методическим рекомендациям;
- ранжирование проектов (программ) по форме таблицы 2 приложения к Методическим рекомендациям;
- перечень проектов, вошедших в предельные объемы бюджетных ассигнований по форме таблицы 3 приложения к Методическим рекомендациям;
- балансирование проектов (программ) и ведомственных целевых программ пилотной государственной программы по форме таблицы 4 приложения к Методическим рекомендациям;
- перечень проектов (программ), не включенных в государственную программу по результатам проведенного ранжирования по форме таблицы 5 приложения к Методическим рекомендациям;
- сведения об экспертном исследовании, проводимом при оценке проектов (программ) и ведомственных целевых программ (в т. ч. сведения об экспертах, осуществляющих экспертную оценку, количестве экспертов, протокольные или иные решения по результатам проведения обследования). Требования к экспертам, участвующим в экспертном исследовании определяет Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приложением к ведомственному приказу об утверждении модели ранжирования включаются все проекты (программы) и ведомственные целевые программы, участвующие в ранжировании.
Приложение
Таблица 1
Оценка проектов и процессов по критериям ценности и реализуемости
N |
Название проекта / процесса |
Тип проекта / процесса * |
Ценность, балл |
Сумма баллов по критериям ценности2 |
Реализуемость, балл |
Сумма баллов по критериям реализуемости3 |
|||||
Цель*(1) 1 |
Цель 2 |
Цель 3 |
Цель 4 |
Цель 5 |
Отсутствие организационных рисков |
Технологическая реализуемость |
|||||
|
Вес критерия |
|
от 1 до 10 |
от 1 до 10 |
от 1 до 10 |
от 1 до 10 |
от 1 до 10 |
от 1 до 5 |
от 1 до 5 |
||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Проектная часть |
||||||||||
1 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Проект 1 |
|
КЦ1 |
КЦ2 |
КЦ3 |
КЦ4 |
КЦ5 |
|
КР1 |
КР2 |
|
3 |
Проект 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Проект n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Процессная часть |
||||||||||
5 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
6 |
ведомственная целевая программа 1 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
7 |
ведомственная целевая программа 2 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
8 |
ведомственная целевая программа n |
|
|
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
9 |
ИТОГО проектная и процессная части 4 |
|
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
- |
*Тип проекта: приоритетный; ведомственный; межпрограммный. Тип процесса: обеспечивающий; ВЦП; межпрограммный
Принятые в Таблице сокращения:
КЦ |
- оценка по критериям ценности, балл (мин. - 0, макс. - 100), характеризует степень достижения стратегических целей госпрограммы по результатам реализации проекта, процесса (1 балл соответствует 1% вклада в достижение цели); |
КР |
- оценка по критериям реализуемости, балл (мин. - 0, макс. - 5); характеризует степень сложности при реализации проекта,, максимальная сложность - 0 баллов; |
Таблица 2
Ранжирование проектов (программ)
|
Название проекта
|
|
Сумма баллов по критериям ценности |
Сумма баллов по критериям реализуемости |
Финансирование |
Сводный рейтинг, балл4 |
||
N |
Тип проекта* |
федеральный бюджет, млн. руб. |
федеральный бюджет, балл |
Справочно: консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета), расходы государственных внебюджетных фондов и расходы юридических лиц, ( |
|
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Итого |
|
|
|
Бюджет проектной части |
- |
|
|
1 |
Проект 1 |
|
|
|
БП1 |
БП1-балл |
|
РП1 |
2 |
Проект 2 |
|
|
|
БП2 |
БП2-балл |
|
РП2 |
_ |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проект n |
|
|
|
|
|
|
|
*Тип проекта: приоритетный; ведомственный; межпрограммный.
Принятые в Таблице сокращения:
БП - бюджет проекта в млн. руб. (соответствующее значение графы "федеральный бюджет, млн. руб.");
БП-балл - бюджет проекта в баллах (соответствующее значение графы "федеральный бюджет, балл")
РП - рейтинг проекта
4- Рейтинг проекта рассчитывается следующим образом: РП1= (Сумма баллов по критериям ценности + Сумма баллов по критериям реализуемости) / БП1-балл (федеральный бюджет в баллах, и округляется до десятых долей)
Таблица 3
Перечень проектов, вошедших в предельные объемы бюджетных ассигнований
N |
Название проекта |
Тип проекта* |
Сводный рейтинг, балл |
Федеральный бюджет, млн. руб. |
Федеральный бюджет нарастающим итогом, млн. руб.7 |
Комментарий8 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Процессная часть 5 |
|
- |
|
|
|
|
Группа "Обязательные реализуемые проекты" |
|||||
1 |
Проект 1 |
|
|
|
|
|
2 |
Проект 2 |
|
|
|
|
|
3 |
Проект n |
|
|
|
|
|
|
Группа "Обязательные новые проекты" |
|||||
4 |
Проект 1 |
|
|
|
|
|
5 |
Проект 2 |
|
|
|
|
|
6 |
Проект n |
|
|
|
|
|
|
Группа "Межпрограммные проекты (программы) и отдельные мероприятия межпрограммных проектов (программ)" |
|||||
7 |
Проект 1 |
|
|
|
|
|
8 |
Проект 2 |
|
|
|
|
|
9 |
Проект n |
|
|
|
|
|
|
Группа "Проекты (программы), не требующие финансирования из федерального бюджета" |
|||||
10 |
Проект 1 |
|
|
|
|
|
11 |
Проект 2 |
|
|
|
|
|
12 |
Проект n |
|
|
|
|
|
|
Группа "Иные отранжированные проекты"6 |
|||||
13 |
Проект 1 |
|
|
|
|
|
14 |
Проект 2 |
|
|
|
|
|
15 |
Проект n |
|
|
|
|
|
*Тип проекта: приоритетный; ведомственный; межпрограммный.
5-процессная часть приводится одной строкой, без указания отдельных процессов
6-указываются в порядке снижения сводного рейтинга и включают все проекты, не вошедшие в разделы "Обязательные реализуемые проекты" и "Обязательные новые проекты";
7- бюджет с нарастающим итогом считается следующим образом: по строке проекта 1 приводится сумма объема бюджетных ассигнований по процессной части и объема бюджетных средств проекта 1 указанной группы; далее по проекту 2 Группы "Обязательные реализуемые проекты" приводится сумма средств по проекту 1 указанной группы (включающая расходы по процессной части) и объема бюджетных средств проект 2 и т.д.;
8-приводится обоснование распределения проектов на группы, ссылка на НПА, решения, согласно которым проект относится к категории "обязательных"
Таблица 4
Балансирование проектов (программ) и ведомственных целевых программ пилотной государственной программы
Названия проектов9 / процессов |
Тип проекта * |
Федеральный бюджет, млн. руб. |
Ценность, балл |
||||
Цель 1 |
Цель 2 |
Цель 3 |
Цель 4 |
Цель 5 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Итого10 |
х |
|
|
|
|
|
|
Проектная часть |
х |
|
|
|
|
|
|
Проект 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Проект 2 |
|
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
Проект n |
|
|
|
|
|
|
|
Процессная часть |
х |
|
|
|
|
|
|
Примечание: В случае если сумма баллов Цели менее 100, необходимо подготовить предложения о корректировке цели госпрограммы в сторону ее снижения для обсуждения на совещании курирующего вице премьера либо на основе Таблицы 1 и Таблицы 2 выбрать проекты, обеспечивающие 100 % итоговое достижение Цели, и подготовить предложения с дополнительной потребностью в финансировании выбранных проектов.
Таблица 5
Перечень проектов (программ), не включенных в государственную программу по результатам проведенного ранжирования
| |||||||||||||||
Названия проектов (программ) |
Тип проекта * |
Требуемый объем бюджетных средств из федерального бюджета, млн. руб. |
Ценность, балл (влияние на достижение целей) |
||||||||||||
Цель 1 |
Цель 2 |
Цель 3 |
Цель 4 |
Цель 5 |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||
Итого |
х |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Проектная часть |
х |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Проект 1 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Проект 2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Проект n |
|
|
|
|
|
|
|
-------------------------------------------
*(1)
n*вес цели 5;
3- Сумма баллов по критериям реализуемости для проекта рассчитывается следующим образом: КР1 *вес критерия "Отсутствие организационных рисков" + КР2*вес критерия "Технологическая реализуемость"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен проект Методических рекомендаций по ранжированию проектов (программ) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе отдельных госпрограмм.
Ранжирование заключается в приоритизации ответственным исполнителем проектов (программ) и ведомственных целевых программ, обеспечивающих достижение целей пилотной госпрограммы на основе применения критериев ценности и реализуемости (для проектов), позволяющих определить значимость проектов (программ) относительно друг друга, а также их вклад в достижение целей пилотной госпрограммы.
Предусматривается утверждение модели ранжирования.