Проект Федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 08.11.2017 г.)
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе реализации основных целей и направлений государственной политики Российской Федерации на территории Арктической зоны Российской Федерации, направленной на создание условий для комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, в том числе посредством формирования и обеспечения функционирования опорных зон развития.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) Арктика - северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки;
2) Арктическая зона Российской Федерации (далее - Арктическая зона) - часть территории Арктики, в пределах которой Российская Федерация обладает суверенитетом, суверенными правами и юрисдикцией, включающая территории (части территории) субъектов Российской Федерации, земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации до Северного полюса и находящиеся в пределах пространств, очерченных линиями, определяемыми международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а также внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, воздушное пространство над указанными территориями и акваториями, а также исключительную экономическую зону Российской Федерации и континентальный шельф Российский Федерации;
3) арктические субъекты Российской Федерации - субъекты Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в состав Арктической зоны;
4) заявители - высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых планируется сформировать опорную зону, а также хозяйствующие субъекты, реализующие (планирующие реализовывать) якорные проекты, предлагаемые к включению в опорную зону;
5) минерально-сырьевой центр - совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей в Арктической зоне, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям;
6) опорная зона развития (далее - опорная зона) - территория Арктической зоны, на которой реализуются взаимоувязанные проекты, направленные на комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны, достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусматривающие скоординированное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития, механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, а также особых режимов осуществления хозяйственной деятельности и территорий с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности;
7) территория с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности (далее - территории с преференциальными условиями) - часть территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;
8) уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере комплексного социально-экономического развития Арктической зоны;
9) управляющая компания - структура, созданная (определяемая) Правительством Российской Федерации, на которую возложены функции координационно-аналитического сопровождения функционирования опорных зон и мониторинга реализации и синхронизации мероприятий по строительству инфраструктуры опорных зон и инвестиционных проектов, реализуемых в опорных зонах;
10) участник опорной зоны - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Арктической зоне и заключившее в соответствии с настоящим Федеральным законом инвестиционное соглашение о реализации проекта (проектов), входящего (входящих) в опорную зону (для якорных проектов), или соглашение о ведении деятельности в опорной зоне (для не якорных проектов);
11) якорный проект - реализуемый (запланированный к реализации) в опорной зоне проект, направленный на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации, общая стоимость которого составляет не менее 100 миллиардов рублей и от реализации которого зависят иные проекты, реализуемые (запланированные к реализации) в опорной зоне.
Статья 3. Состав сухопутных территорий, входящих в Арктическую зону
1. Состав сухопутных территорий, входящих в состав Арктической зоны, включая территории (части территории) субъектов Российской Федерации, земли и острова, указанные в пункте 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации.
2. Арктическая зона выделяется как особый объект государственного управления и не является частью административно-территориального деления Российской Федерации.
Раздел II. Опорные зоны
Глава 1. Создание и прекращение существования опорных зон
Статья 4. Цели создания опорных зон
Опорные зоны создаются в целях ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны, привлечения инвестиций, освоения минерально-сырьевых центров в Арктике, а также развития Северного морского пути.
Статья 5. Порядок создания опорных зон
Решение о создании опорной зоны на территории одного арктического субъекта Российской Федерации или территориях нескольких арктических субъектов Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений Межведомственной рабочей группы по обеспечению формирования и функционирования опорных зон развития при Государственной комиссии по вопросам развития Арктики (далее - Межведомственная рабочая группа) в порядке, синхронизированном с процессом составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Статья 6. Порядок представления заявки о создании опорной зоны, состав заявки о создании опорной зоны
1. Заявитель (заявители) подаёт (подают) в уполномоченный федеральный орган заявку на создание опорной зоны.
Форма и требования к содержанию заявки устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
2. Заявка на создание опорной зоны должна содержать:
1) обоснования целесообразности и эффективности создания опорной зоны для решения задач развития Арктической зоны и арктических субъектов Российской Федерации;
2) прогнозный анализ социально-экономических последствий создания опорной зоны, включающий оценку рисков, в том числе социальных, прогнозную оценку динамики роста валового регионального продукта и объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в связи с созданием опорной зоны;
3) информацию о наличии и (или) потребностях в создании (реконструкции) объектов транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной, коммунальной, инженерной, социальной, производственной и иных инфраструктур для целей создания и функционирования опорной зоны.
Заявленная мощность указанных объектов инфраструктуры может превышать потребности планируемых к включению в опорную зону проектов, и рассчитывается на основании прогнозируемого спроса на объекты инфраструктуры (поставляемые с их использованием ресурсы) опорной зоны, определяемого по согласованию с уполномоченным федеральным органом с учетом планов по развитию опорной зоны (в том числе на основе имеющихся предварительных документов).
4) информацию об объёмах и источниках финансирования создания опорной зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета (бюджетов) субъекта (субъектов) Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования;
5) информацию о потребностях в создании территории (территорий) с преференциальными условиями;
6) обоснование спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемые в результате реализации инвестиционного проекта в опорной зоне, на российском и мировых рынках;
7) анализ логистических схем, планируемых к использованию (созданию) для доставки производимой в опорной зоне продукции (добываемого сырья) на российский и мировые рынки, а также оценку изменений объемов и направлений грузопотоков в связи с формированием и функционированием опорной зоны;
8) оценку потребности в привлечении работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда арктического субъекта (арктических субъектов) Российской Федерации, в границах которого (которых) предполагается формирование и функционирования опорной зоны;
9) оценку потребностей в технологиях и технических средствах, необходимых для формирования и обеспечения функционирования опорной зоны;
10) схему территориального планирования опорной зоны, согласованную с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых планируется сформировать опорную зону, местными администрациями муниципальных образований, на территории которых планируется сформировать опорную зону, и включающую:
- схему размещения объектов инфраструктуры опорной зоны;
- схему размещения участников опорной зоны;
- оценку объемов затрат на создание (реконструкцию) необходимой инфраструктуры опорной зоны, в том числе с учетом перспектив включения в опорную зону новых якорных проектов;
- прогноз показателей использования объектов инфраструктуры опорной зоны участниками опорной зоны и иными хозяйствующими субъектами и его обоснование;
- пояснительную записку, включающую перечень и характеристики объектов инфраструктуры опорной зоны, а также отражающую взаимосвязь предлагаемых к реализации (реализуемых) проектов между собой;
11) бизнес-план каждого проекта, планируемого к включению в опорную зону, содержащий в том числе информацию о планируемых инвестициях, сроках реализации и основных финансово-экономических и экологических показателях проекта, об инвесторах проекта и (если ранее были реализованы аналогичные проекты) их опыте реализации аналогичных проектов с сопоставимым объемом капитальных затрат, подготовленный в соответствии с методическими рекомендациями уполномоченного федерального органа.
К бизнес-плану проекта должна быть приложена бухгалтерская отчетность инвесторов проекта за последние три отчетных года;
12) подготовленный в соответствии методическими рекомендациями уполномоченного федерального органа тест-паспорт, содержащий оценочные сведения о мощности, сроках и объемах финансирования работ по строительству (реконструкции) объекта инфраструктуры опорной зоны или (при наличии) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий и положительное заключение достоверности определения их сметной стоимости, которые должны быть выданы уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти арктических субъектов Российской Федерации;
13) копии инвестиционных соглашений о реализации проектов, входящих в опорную зону, заключенных между потенциальными участниками опорной зоны и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации), на территории (территориях) которого (которых) планируется сформировать опорную зону, и (или) государственными корпорациями, государственными компаниями, осуществляющими деятельность на территории Арктической зоны (далее - инвестиционные соглашения, стороны).
Инвестиционные соглашения должны содержать обязательства сторон подписать дополнительные соглашения, в которых будут конкретизированы условия обязательственных взаимоотношений сторон, определена ответственность сторон за невыполнение указанных условий, а также утверждён план-график реализации проектов, входящих в опорную зону, и строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры опорной зоны;
14) нотариально заверенные копии учредительных документов потенциальных участников опорной зоны.
Статья 7. Соглашение о подготовке заявки о создании опорной зоны (заявки на внесение изменений в созданную опорную зону).
1. Потенциальный участник опорной зоны и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации), на территории (территориях) которого (которых) планируется сформировать опорную зону, и (или) государственные корпорации, государственные компании, осуществляющие деятельность на территории Арктической зоны, вправе заключить соглашение о порядке подготовки заявки на создание опорной зоны (на внесение изменений в созданную опорную зону).
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации), на территории (территориях) которого (которых) планируется сформировать опорную зону, вправе уполномочить иной орган государственной власти субъекта Российской Федерации (иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации) или организации на заключение указанного соглашения.
3. Соглашение о порядке подготовки заявки на создание опорной зоны (на внесение изменений в созданную опорную зону) должно содержать следующие условия:
1) порядок предоставления информации потенциальному участнику опорной зоны для целей оценки им своего участия в инвестиционном проекте на территории опорной зоны;
2) порядок распределения расходов между сторонами по подготовке заявки на создание опорной зоны (на внесение изменений в созданную опорную зону).
Статья 8. Критерии оценки заявки о создании опорной зоны
Рассмотрение заявок о создании опорных зон осуществляется уполномоченным федеральным органом. При рассмотрении заявок особое внимание уделяется:
- комплектности представленной документации;
- необходимости обеспечения бюджетной эффективности якорного проекта (якорных проектов) опорной зоны;
- соответствию документам стратегического планирования Российской Федерации и задачам социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации;
- взаимоувязке предлагаемых к реализации (реализуемых) проектов между собой. Если подготовка к реализации и реализация проектов может осуществляться таким образом, что подготовка к реализации и реализация одного проекта не ухудшают основные финансово-экономические и экологические показатели других проектов и наоборот, взаимоувязка предлагаемых к реализации (реализуемых) проектов между собой предполагается;
Статья 9. Порядок и сроки рассмотрения уполномоченным федеральным органом заявки о создании опорной зоны
1. Уполномоченный федеральный орган проверяет заявку о создании опорной зоны (далее - заявка) на комплектность и в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения заявки направляет заявку для оценки в соответствии со сферами ведения в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
2. В случае предоставления заявителем (заявителями) заявки, отличающейся от требований к комплектности, установленных настоящим Федеральным законом, такая заявка не принимается к дальнейшему рассмотрению, о чём уполномоченный федеральный орган в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения заявки оповещает заявителя (заявителей).
3. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, в адрес которых уполномоченным федеральным органом была направлена заявка, не позднее чем через 30 (тридцать) рабочих дней со дня получения заявки направляют в адрес уполномоченного федерального органа заключение на указанную заявку (подготовленное в соответствии со сферами ведения).
Форма заключения устанавливается в соответствии с методическими указаниями уполномоченного федерального органа.
Если в указанные в настоящем пункте сроки заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, в адрес которых уполномоченным федеральным органом была направлена заявка, не представляют заключение на заявку, такая заявка считается согласованной.
По договоренности с уполномоченным федеральным органом (оформленной в виде соответствующего письма уполномоченного федерального органа в адрес заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций) для заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, в адрес которых уполномоченным федеральным органом была направлена заявка, может быть установлен иной срок подготовки заключений на заявку, который не может превышать 50 (пятидесяти) рабочих дней.
4. В случае если заявка содержит потребности в создании (реконструкции) объектов инфраструктуры уполномоченный федеральный орган после проведения оценки указанных потребностей готовит проекты необходимых изменений (дополнений) в государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы и федеральную адресную инвестиционную программу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. В случае если заявка содержит потребности в создании территории (территорий) с преференциальными условиями (расширении существующей территории с преференциальными условиями) уполномоченный федеральный орган после проведения оценки указанных потребностей готовит проект постановления Правительства Российской Федерации о создании территории с преференциальными условиями (о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации о создании территории с преференциальными условиями) в порядке установленным законодательством о территориях с преференциальными условиями.
6. Уполномоченный федеральный орган по результатам оценки заявки готовит сводное заключение и не позднее чем через 90 (девяносто) рабочих дней со дня получения заявки направляет указанное заключение в адрес заявителя (заявителей).
В составе указанного заключения уполномоченный федеральный орган направляет заявителю (заявителям), одно из следующих решений:
1) о передаче заявки в Межведомственную рабочую группу;
2) о необходимости доработки заявки (с указанием конкретных замечаний и предложений по доработке);
3) об отказе в передаче заявки в Межведомственную рабочую группу.
7. Подготовленный уполномоченным федеральным органом отказ должен быть мотивирован и допускается только в случае:
1) непредставления (не надлежащего представления) заявителем (заявителями) документов, установленных настоящим Федерльным законом;
2) не соответствия заявки основным направлениям государственной политики Российской Федерации в Арктике, документам территориального планирования Российской Федерации, а также задачам социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
Статья 10. Порядок и сроки рассмотрения уполномоченным федеральным органом доработанной заявки о создании опорной зоны
1. Доработанная заявка повторно направляется заявителем (заявителями) в адрес уполномоченного федерального органа после учёта всех замечаний и предложений.
2. Уполномоченный федеральный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения заявки направляет её для повторной оценки в соответствии со сферами ведения в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
3. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации в течение 25 (двадцати пяти) рабочих дней со дня получения доработанной заявки направляют в адрес уполномоченного федерального органа заключение об учёте замечаний и предложений по доработке заявки (подготовленное в соответствии со сферами ведения).
4. Уполномоченный федеральный орган по результатам оценки заявки готовит сводное заключение и не позднее чем через 50 (пятьдесят) рабочих дней со дня получения заявки направляет указанное заключение в адрес заявителя (заявителей).
В составе указанного заключения уполномоченный федеральный орган направляет заявителю (заявителям), одно из следующих решений:
1) о передаче заявки в Межведомственную рабочую группу;
2) о необходимости повторной доработки заявки (с указанием конкретных замечаний и предложений по доработке).
5. Заявка может быть доработана не более двух раз.
Статья 11. Состав документов о создании опорной зоны, направляемых уполномоченным федеральным органом в адрес Межведомственной рабочей группы
Уполномоченный федеральный орган направляет в адрес Межведомственной рабочей группы для рассмотрения и принятия решения о внесении в Правительство Российской Федерации проекта решения о создании опорной зоны следующие документы:
1) заявку;
2) подготовленное уполномоченным федеральным органом заключение о целесообразности создания опорной зоны с приложением заключений заинтересованных органов исполнительной власти и организаций на заявку (подготовленные в соответствие со сферами ведения);
3) проекты актов Правительства Российской Федерации о внесении изменений (дополнений) в государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы в связи с формированием опорной зоны (в случае необходимости);
4) проекты постановлений Правительства Российской Федерации о создании территорий с преференциальными условиями (о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации о создании территории с преференциальными условиями) в связи с формированием опорной зоны (в случае необходимости).
Статья 12. Порядок рассмотрения заявки о создании опорной зоны Межведомственной рабочей группой
1. Порядок формирования, состав, положение и регламент работы Межведомственной рабочей группы устанавливаются актами Правительства Российской Федерации.
2. Заседания Межведомственной рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Рассмотрение заявок происходит в сроки, синхронизированные с процессом составления и рассмотрения проекта бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
3. Решение о внесении в Правительство Российской Федерации проекта решения о создании опорной зоны (проекта решения о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны) принимается на заседании Межведомственной рабочей группы и оформляется протоколом Межведомственной рабочей группы.
4. Межведомственная рабочая группа может принять одно из следующих решений:
1) о подготовке проекта решения Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны.
2) об отказе в создании опорной зоны.
5. При наличии неурегулированных разногласий по подготовленным в связи с формированием опорной зоны проектам актов Правительства Российской Федерации о внесении изменений (дополнений) в государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы и о создании территорий с преференциальными условиями (о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации о создании территории с преференциальными условиями) Межведомственная рабочая группа вправе рассмотреть указанные разногласия и принять по ним соответствующие решения.
6. Решение Межведомственной рабочей группы также может содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в заявку или по предоставлению дополнительных обоснований и документации, исполнение которых возлагается на заявителя (заявителей) в соответствии с настоящим Федеральным законом и учитывается уполномоченным федеральным органом при подготовке соответствующего решения о создании опорной зоны.
Статья 13. Решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны
1. Проект решения Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны (о внесении изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны) вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2. В состав указанного решения в случае необходимости должны быть включены решения Правительства Российской Федерации о внесении изменений (дополнений) в государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы и о создании территорий с преференциальными условиями (о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации о создании территории с преференциальными условиями), подготавливаемые в связи с формированием опорной зоны.
3. Решение о создании опорной зоны предусматривает:
1) описание местоположения опорной зоны, основных объектов инфраструктуры опорной зоны и проектов, входящих в опорную зону;
2) схему территориального планирования опорной зоны (с описательной частью, в которой отражены основные параметры объектов инфраструктуры опорной зоны (в том числе их заявленные мощности) и взаимосвязь проектов, реализуемых (запланированных к реализации) в опорной зоне, между собой, а также информация о перспективных проектах, планируемых в дальнейшем к включению в опорную зону);
3) обязательства в месячный срок подписать дополнительные соглашения к инвестиционным соглашениям, в которых будут конкретизированы условия обязательственных взаимоотношений сторон их заключивших, определена ответственность сторон за невыполнение указанных условий, а также утверждён план-график реализации проектов, входящих в опорную зону, и строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры опорной зоны;
4) показатели эффективности функционирования опорной зоны.
4. Решение о создании опорной зоны может предусматривать возможность заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и (или) соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в соответствии со статьей ___*(1) Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" между участником опорной зоны (иным лицом, аффилированным с участником опорной зоны) и соответствующим публично-правовым образованием, на территории которого создаются и функционируют опорные зоны, в отношении необходимых объектов инфраструктуры опорной зоны на основании решения такого публично-правового образования.
Статья 14. Внесение изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны
1. Изменения в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны вносятся в случае:
- необходимости внесения изменений в схему территориального планирования опорной зоны;
- необходимости включения в опорную зону новых якорных проектов и (или) изменения параметров реализации якорных проектов.
2. Внесение изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны производится в той же форме и с соблюдением тех же требований, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом при подготовке решения Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны.
3. Инициировать внесение изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны имеет право уполномоченный федеральный орган при наличии соответствующей заявки (заявок), поданных заявителем (заявителями) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
4. Заявитель (заявители) подаёт (подают) в уполномоченный федеральный орган заявку на внесение изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны, подготовленную в соответствии с формой, установленной уполномоченным федеральным органом.
5. Заявка на внесение изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны должна содержать:
1) обоснования целесообразности и эффективности внесения соответствующих изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны для решения задач развития Арктической зоны и арктических субъектов Российской Федерации;
2) прогнозный анализ социально-экономических последствий внесения соответствующих изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны;
3) информацию о наличии и (или) потребностях в создании (реконструкции) объектов транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной, коммунальной, инженерной, социальной, производственной и иных инфраструктур для целей реализации проектов, планируемых к включению в опорную зону;
4) информацию об объёмах и источниках финансирования внесения соответствующих изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета (бюджетов) субъекта (субъектов) Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования;
5) информацию о дополнительных потребностях в создании территории (территорий) с преференциальными условиями;
6) обоснование спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемые в результате реализации инвестиционных проектов, планируемых к включению в опорную зону, на российском и мировых рынках;
7) анализ логистических схем, планируемых к использованию (созданию) для доставки производимой продукции (добываемого сырья) на российский и мировые рынки, а также оценку изменений объемов и направлений грузопотоков в связи с реализацией инвестиционных проектов, планируемых к включению в опорную зону;
8) оценку потребности в привлечении работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда арктического субъекта (арктических субъектов) Российской Федерации, в границах которого (которых) предполагается реализация инвестиционных проектов, планируемых к включению в опорную зону;
9) оценку потребностей в технологиях и технических средствах, необходимых для реализации инвестиционных проектов, планируемых к включению в опорную зону;
10) изменения в схему территориального планирования опорной зоны, согласованные с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сформирована опорная зона, местными администрациями муниципальных образований, на территории которых сформирована опорная зона, и включающие:
- схему размещения дополнительных объектов инфраструктуры опорной зоны (при наличии таких объектов);
- схему размещения новых участников опорной зоны;
- оценку объемов затрат на создание (реконструкцию) необходимой инфраструктуры опорной зоны (при необходимости создания такой инфраструктуры);
- прогноз показателей использования объектов инфраструктуры опорной зоны, в том числе новыми участниками опорной зоны, и его обоснование;
- пояснительную записку, включающую перечень и характеристики дополнительных объектов инфраструктуры опорной зоны (при наличии таких объектов), а также отражающую взаимосвязь предлагаемых к реализации (реализуемых) проектов между собой и с проектами, уже включёнными в опорную зону;
11) бизнес-план каждого проекта, планируемого к включению в опорную зону, содержащий в том числе информацию о планируемых инвестициях, сроках реализации и основных финансово-экономических и экологических показателях проекта, об инвесторах проекта и (если ранее были реализованы аналогичные проекты) их опыте реализации аналогичных проектов с сопоставимым объемом капитальных затрат, подготовленный в соответствии методическими рекомендациями уполномоченного федерального органа.
К бизнес-плану проекта должна быть приложена бухгалтерская отчетность инвесторов проекта за последние три отчетных года;
12) подготовленный в соответствии методическими рекомендациями уполномоченного федерального органа тест-паспорт, содержащий оценочные сведения о мощности, сроках и объемах финансирования работ по строительству (реконструкции) дополнительного объекта инфраструктуры опорной зоны или (при наличии) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации дополнительных объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий и положительное заключение достоверности определения их сметной стоимости, которые должны быть выданы уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти арктических субъектов Российской Федерации;
13) копии инвестиционных соглашений о реализации проектов, планируемых к включению в опорную зону, заключенных между потенциальными участниками опорной зоны и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации), на территории (территориях) которого (которых) планируется реализация проектов, предлагаемых к включению в опорную зону, и (или) государственными корпорациями, государственными компаниями, осуществляющими деятельность на территории Арктической зоны (далее - инвестиционные соглашения, стороны).
Инвестиционные соглашения должны содержать обязательства сторон подписать дополнительные соглашения, в которых будут конкретизированы условия обязательственных взаимоотношений сторон, определена ответственность сторон за невыполнение указанных условий, а также утверждён план-график реализации проектов, планируемых к включению в опорную зону, и строительства (реконструкции) дополнительных объектов инфраструктуры опорной зоны (при наличии таких объектов);
14) нотариально заверенные копии учредительных документов потенциальных участников опорной зоны.
Статья 15. Соглашения о реализации проектов, входящих в опорную зону
1. В течение 30 (тридцати) рабочих дней после принятия Правительством Российской Федерации решения о создании опорной зоны (о внесении изменений в решение о создании опорной зоны) или иного срока, установленного решением Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны (о внесении изменений в решение о создание опорной зоны), стороны заключают дополнительные соглашения к инвестиционным соглашениям.
2. Дополнительные соглашения к инвестиционным соглашениям должно содержать следующие условия:
1) обязательства сторон по выполнению положений схемы территориального планирования опорной зоны;
2) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти арктического субъекта Российской Федерации (высших исполнительных органов государственной власти арктических субъектов Российской Федерации), и (или) государственных корпораций, государственных компаний обеспечить выполнение положений схемы территориального планирования опорной зоны в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, в которых создаются и функционируют опорные зоны;
3) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти арктического субъекта Российской Федерации (высших исполнительных органов государственной власти арктических субъектов Российской Федерации), и (или) государственных корпораций, государственных компаний вносить изменения в сроки и объемы строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры опорной зоны, влияющие на участника опорной зоны-стороны инвестиционного соглашения и (или) реализацию им инвестиционного проекта (инвестиционных проектов), с предварительного согласия участника опорной зоны-стороны инвестиционного соглашения;
4) порядок предоставления участником опорной зоны согласия на внесение изменений в сроки и объемы строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры опорной зоны;
5) обязательства участника опорной зоны по выполнению минимального прогресса реализации инвестиционного проекта. Минимальный прогресс реализации инвестиционного проекта должен быть установлен сторонами путем установления минимальных натуральных и (или) стоимостных показателей реализации инвестиционного проекта для каждого квартала его реализации;
6) обязательства участника опорной зоны по уведомлению управляющей компании о привлеченном для его проекта финансировании (в том числе о заключенных соглашениях о финансировании проектов, в том числе кредитных соглашениях, соглашениях о предоставлении займов, принятых решениях об увеличении уставного капитала, решениях о выпуске ценных бумаг);
7) обязательство участника опорной зоны предоставить безотзывную банковскую гарантию или иное согласованное сторонами инвестиционного соглашения обеспечение исполнения обязательства, в том числе поручительство третьих лиц, по выполнению минимального прогресса реализации инвестиционного проекта в размере не менее пяти процентов от стоимости мероприятий, подлежащих выполнению таким участником опорной зоны на основании инвестиционного соглашения, в случае, если доля использования таким участником опорной зоны необходимой к созданию инфраструктуры опорной зоны составляет менее восьмидесяти процентов суммарной мощности или иного показателя использования соответствующей инфраструктуры;
8) обязательство участника опорной зоны осуществить взнос в Фонд поддержки проектов в Арктике в размере не менее двадцати процентов от стоимости инфраструктуры, создаваемой в порядке, предусмотренном инвестиционным соглашением (дополнительными соглашениями к инвестиционному соглашению), либо заключить (обеспечить заключение лицом, аффилированным с участником опорной зоны) концессионное соглашение в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и (или) соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве в соответствии со статьей ___ *(2) Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предполагающее объем инвестиций участника опорной зоны (соответствующего лица, аффилированного с участником опорной зоны) в размере не менее двадцати процентов от стоимости инфраструктуры, создаваемой в порядке, предусмотренном инвестиционным соглашением, в случае, если доля использования таким участником опорной зоны необходимой к созданию инфраструктуры опорной зоны составляет более восьмидесяти процентов суммарной мощности или иного показателя использования соответствующей инфраструктуры;
9) порядок создания объектов инфраструктуры опорной зоны и финансирования такого создания.
10) ответственность сторон за несоблюдение вышеуказанных обязательств.
3. Инвестиционное соглашение (дополнительные соглашения к инвестиционному соглашению) может предусматривать, что объекты инфраструктуры опорной зоны подлежат созданию на основании концессионного соглашения, заключаемого в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" между участником опорной зоны (иным лицом, аффилированным с участником опорной зоны) и соответствующим публично-правовым образованием, на территории которого создаются и функционируют опорные зоны, и (или) соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключаемого в соответствии со статьей __ *(3) Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" между участником опорной зоны (иным лицом, аффилированным с участником опорной зоны) и соответствующим публично-правовым образованием, на территории которого создаются и функционируют опорные зоны.
4. Сторонами инвестиционного соглашения могут быть также муниципальные образования, на территории которых сформирована опорная зона. В случае, если сторонами инвестиционного соглашения также выступают муниципальные образования, на территории которых сформирована опорная зона, в инвестиционном соглашении предусматривается обязанность таких муниципальных образований утвердить документы территориального планирования в соответствии со схемой территориального планирования опорной зоны.
5. Инвестиционное соглашение может быть расторгнуто исключительно:
- в случае ликвидации опорной зоны,
- по решению суда.
Инвестиционное соглашение должно содержать последствия расторжения инвестиционного соглашения.
6. Перечень, сроки и объемы финансирования создания инфраструктуры опорной зоны, установленные инвестиционным соглашением, могут быть изменены по обоюдному соглашению сторон путём заключения дополнительных соглашений, при условии согласования проекта дополнительного соглашения федеральным уполномоченным органом.
Стороны заблаговременно информируют уполномоченный федеральный орган о намерении изменить инвестиционное соглашение.
В случае, если в соответствии с дополнительным соглашением к инвестиционному соглашению изменяются обязательства сторон по выполнению положений схемы территориального планирования опорной зоны, такие изменения вступают в силу только при условии внесения соответствующих изменений в схему территориального планирования опорной зоны в соответствии с абзацем 2 статьи 25 настоящего Федерального закона.
7. Вместо инвестиционного соглашения между участником опорной зоны с одной стороны и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации), на территории (территориях) которого сформирована опорная зона, с другой стороны в течение тридцати рабочих дней после принятия Правительством Российской Федерации решения о создании опорной зоны (о внесении изменений в решение о создании опорной зоны) или иного срока, установленного решением о создании опорной зоны (о внесении изменений в решение о создании опорной зоны), может быть заключен специальный инвестиционный контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных инвестиционных контрактах. В этом случае на специальный инвестиционный контракт распространяются положения пунктов 1-6 настоящей статьи.
8. Форма инвестиционного соглашения (дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению) устанавливается уполномоченным федеральным органом.
9. Инвестиционные соглашения заключаются на срок реализации инвестиционного проекта (инвестиционных проектов).
Статья 16. Включение в опорную зону не якорных проектов
1. Внесение изменений в опорную зону путём включения в неё не якорных проектов производится по представлению уполномоченного федерального органа при наличии согласований заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, заявки от арктического субъекта (арктических субъектов) Российской Федерации, на территории (территориях) которого (которых) сформирована опорная зона и (или) от участников опорной зоны, реализующих якорные проекты, и оформляется решением Межведомственной рабочей группы.
Включение не якорных проектов в опорную зону на этапе принятия решения о формировании данной опорной зоны (решения о внесении изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании данной опорной зоны) происходит в составе заявки на создание опорной зоны (заявки на внесение изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны).
2. Заявка на включение в опорную зону не якорных проектов должна содержать следующий комплект документов:
1) обоснования целесообразности и эффективности включения проекта в опорную зону, а также информацию о взаимосвязях проекта с якорными проектами, реализуемыми (запланированными к реализации) в опорной зоне;
2) информацию об использовании для целей реализации проекта объектов транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной, коммунальной, инженерной, социальной, производственной и иных инфраструктур опорной зоны;
3) информацию о целесообразности реализации проекта в рамках территории (территорий) с преференциальными условиями, созданными в рамках опорной зоны;
4) обоснование спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемые в результате реализации проекта, в том числе со стороны участников опорной зоны, реализующих якорные проекты;
5) анализ логистических схем, планируемых к использованию для доставки производимой продукции (добываемого сырья), а также оценку изменений объемов грузопотоков в связи с реализацией проекта;
6) оценку потребности в привлечении работников для целей реализации проекта;
7) оценку потребностей в технологиях и технических средствах, необходимых для реализации проекта;
8) бизнес-план каждого проекта, планируемого к включению в опорную зону, содержащий в том числе информацию о планируемых инвестициях, сроках реализации и основных финансово-экономических и экологических показателях проекта, об инвесторах проекта и (если ранее были реализованы аналогичные проекты) их опыте реализации аналогичных проектов с сопоставимым объемом капитальных затрат, подготовленный в соответствии методическими рекомендациями уполномоченного федерального органа.
К бизнес-плану проекта должна быть приложена бухгалтерская отчетность инвесторов проекта за последние три отчетных года;
9) проект соглашения об осуществлении деятельности в опорной зоне между потенциальным участником опорной зоны, реализующим (планирующим реализовывать) не якорный проект, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации), на территории (территориях) которого (которых) планируется реализация указанного проекта, и (или) участниками опорной зоны, реализующими (планирующими реализовывать) якорный проект, и (или) управляющей компанией;
10) нотариально заверенные копии учредительных документов потенциальных участников опорной зоны.
3. Заявитель (заявители) предоставляют схему территориального планирования опорной зоны, в которой должны быть отражены:
- схема размещения участников опорной зоны, реализующих (планирующих реализовывать) указанный проект;
- прогноз показателей использования объектов инфраструктуры опорной зоны для целей реализации проекта и его обоснование;
К схеме территориального планирования опорной зоны прикладывается пояснительная записка, отражающая взаимосвязь предлагаемых к реализации (реализуемых) проектов между собой и с якорными проектами, включёнными в опорную зону.
4. К заявке на включение в опорную зону не якорных проектов должны быть приложены позиции участников опорной зоны, реализующих якорные проекты, о целесообразности реализации указанных проектов и их взаимосвязи с реализуемыми ими (запланированными к реализации) якорными проектами, включёнными в опорную зону.
5. Заявка на включение в опорную зону не якорных проектов должна включать в себя не менее трёх таких проектов.
6. Уполномоченный федеральный орган проверяет заявку на включение в опорную зону не якорных проектов на комплектность и в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет её для оценки в соответствии со сферами ведения в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
В случае предоставления заявителем (заявителями) заявки на включение в опорную зону не якорных проектов, отличающейся от требований к комплектности, установленных настоящей статьёй, такая заявка не принимается к дальнейшему рассмотрению, о чём уполномоченный федеральный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения указанной заявки оповещает заявителя (заявителей).
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, в адрес которых уполномоченным федеральным органом была направлена указанная заявка, не позднее чем через 25 (двадцать пять) рабочих дней со дня её получения направляют в адрес уполномоченного федерального органа заключение на указанную заявку (подготовленное в соответствии со сферами ведения).
Форма заключения устанавливается в соответствии с методическими указаниями уполномоченного федерального органа.
Если в указанные в настоящем пункте сроки заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, в адрес которых уполномоченным федеральным органом была направлена заявка на включение в опорную зону не якорных проектов, не представляют заключение не неё, такая заявка считается согласованной.
7. Уполномоченный федеральный орган по результатам оценки заявки на включение в опорную зону не якорных проектов готовит сводное заключение и не позднее чем через 50 (пятьдесят) рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет данное заключение в адрес заявителя (заявителей).
В составе указанного заключения уполномоченный федеральный орган направляет заявителю (заявителям), одно из следующих решений:
- о передаче заявки на включение в опорную зону не якорных проектов в Межведомственную рабочую группу;
- о необходимости доработки заявки на включение в опорную зону не якорных проектов (с указанием конкретных замечаний и предложений по доработке);
- об отказе в передаче заявки на включение в опорную зону не якорных проектов в Межведомственную рабочую группу.
8. Подготовленный уполномоченным федеральным органом отказ должен быть мотивирован и допускается только в случае:
- непредставления (не надлежащего представления) заявителем (заявителями) документов, установленных настоящим Федерльным законом;
- не соответствия заявки на включение в опорную зону не якорных проектов схеме территориального планирования опорной зоны, а также выявленного отсутствия взаимосвязей указанных проектов с якорными проектами, реализуемыми (запланированными к реализации) в опорной зоне.
9. Рассмотрение Межведомственной рабочей группой заявок на включение в опорную зону не якорных проектов происходит по мере накопления подобных заявок в сроки, определяемые руководителем Межведомственной рабочей группой.
10. Решение о включении в опорную зону не якорных проектов принимается на заседании Межведомственной рабочей группы и оформляется протоколом Межведомственной рабочей группы.
Межведомственная рабочая группа может принять одно из следующих решений:
- о включении в опорную зону не якорного проекта;
- об отказе во включении в опорную зону не якорного проекта.
Решение Межведомственной рабочей группы также может содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в заявку на включение в опорную зону не якорных проектов или по предоставлению дополнительных обоснований и документации, исполнение которых возлагается на заявителя (заявителей) в соответствии с настоящим Федеральным законом и учитывается уполномоченным федеральным органом при подготовке и заключении с потенциальным участником опорной зоны, реализующим (планирующим реализовать) не якорный проект, соглашений об осуществлении деятельности в опорной зоне.
Статья 17. Соглашение об осуществлении деятельности в опорной зоне для проектов, решение о включении которых в опорную зону принимается Межведомственной рабочей группой.
1. В течение месяца после принятия Межведомственной рабочей группой решения о включении не якорного проекта в опорную зону между потенциальным участником опорной зоны, реализующим (планирующим реализовывать) указанный проект, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации), на территории (территориях) которого (которых) планируется реализация указанного проекта, и (или) участниками опорной зоны, реализующими (планирующими реализовывать) якорный проект, и управляющей компанией заключается соглашение об осуществлении деятельности в опорной зоне (далее - соглашение об осуществлении деятельности, стороны соглашения об осуществлении деятельности).
2. В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности участник опорной зоны обязуется:
- осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности;
- осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения (при наличии), в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности;
- обеспечивать взаимосвязь проектов с якорными проектами, реализуемыми в опорной зоне.
3. Форма соглашения об осуществлении деятельности устанавливается уполномоченным федеральным органом.
4. Соглашения об осуществлении деятельности заключаются на срок реализации инвестиционного проекта (инвестиционных проектов).
5. Соглашения об осуществлении деятельности может быть расторгнуто:
- в случае ликвидации опорной зоны;
- в случае исключения проекта из проектов, реализуемых (запланированных к реализации) в опорной зоне;
- по обоюдному решению сторон соглашения об осуществлении деятельности;
- в случае неисполнения участником опорной зоны условий соглашения об осуществлении деятельности;
- по решению суда.
Статья 18. Прекращение существования опорной зоны
1. Опорная зона создаётся бессрочно.
2. Функционирование опорной зоны прекращается по решению Правительства Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа в случае:
1) необходимости охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) расторжения всех заключенных соглашений о реализации якорных проектов;
3) завершения реализации всех якорных проектов.
Глава 2. Управление опорной зоной
Статья 19. Уполномоченный федеральный орган
Уполномоченный федеральный орган:
1) осуществляет работу по рассмотрению и отбору заявок, их оценке и согласованию, оценке необходимости создания в опорных зонах территорий с преференциальными условиями, а также внесению изменений (дополнений) в государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы, иные документы стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации;
2) представляет в Правительство Российской Федерации проекты решений Правительства Российской Федерации о формировании опорных зон (о внесении изменений в решения Правительства Российской Федерации о формировании опорных зон);
3) координирует реализацию осуществляемых федеральными органами исполнительной власти мероприятий, направленных на создание и обеспечение функционирования опорных зон;
4) осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями, осуществляющими деятельность в Арктической зоне, органами государственной власти арктических субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, участниками опорных зон по вопросам, связанным с созданием и обеспечением функционирования опорных зон;
6) рассматривает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения, направленные на развитие опорных зон, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, и осуществляет контроль реализации данных мер;
7) осуществляет согласование схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, в которых создаются и функционируют опорные зоны, а также изменения в них;
8) осуществляет согласование документов территориального планирования муниципальных образований, на территории которых расположены опорные зоны;
9) осуществляет контроль за взаимоувязкой проектов, реализуемых в опорной зоне;
10) осуществляет контроль за исполнением сторонами обязательств, установленных инвестиционными соглашениями;
11) осуществляет контроль за деятельностью управляющей компании и её дочерних структур;
12) согласовывает показатели прогнозируемого спроса на объекты инфраструктуры (поставляемые с их использованием ресурсы) опорной зоны, указываемые в заявке на создание опорной зоны;
13) осуществляет иные полномочия, связанные с формированием, функционированием и прекращением функционирования опорных зон, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Управляющая компания
1. Управляющая компания осуществляет следующие основные функции:
1) взаимодействие с участниками опорных зон, организация предоставления участникам опорных зон услуг, необходимых для осуществления деятельности в опорных зонах;
2) поиск инвесторов (в том числе иностранных) для реализации проектов в опорных зонах;
3) мониторинг реализации проектов, реализуемых (запланированных к реализации) в опорной зоне, выполнения сторонами обязательств, установленных инвестиционными соглашениями, и строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры опорной зоны; информирование уполномоченного федерального органа о возникновении рисков для реализации проектов, включённых в опорные зоны;
4) формирование запроса на развитие технической базы, создание новых видов техники и технологий, а также подготовку квалифицированных кадров для нужд реализации проектов, входящих в опорные зоны;
5) осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке закупок товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
6) осуществление иных функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Управляющая компания осуществляет функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом, самостоятельно или через свои дочерние структуры.
3. Финансовое обеспечение деятельности управляющей компании (и её дочерних структур) осуществляется за счет собственных средств, средств федерального бюджета, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Управляющая компания обязана ежегодно предоставлять в уполномоченный федеральный орган отчет о своей деятельности. Требования к структуре такого отчета и сроки его предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
Глава 3. Финансовое обеспечение реализации проектов в опорных зонах развития
Статья 21. Финансовое обеспечение создания (реконструкции) объектов инфраструктуры опорной зоны
1. Финансовое обеспечение создания (реконструкции) объектов инфраструктуры опорной зоны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета (бюджетов) арктического субъекта (арктических субъектов) Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.
2. Корректировка государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы осуществляется с учетом приоритизации мероприятий, направленных на создание объектов инфраструктуры опорных зон.
3. Финансирование строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры опорных зон относится к защищенным статьям федерального бюджета.
Статья 22. Фонд поддержки проектов в Арктике
1. В целях финансового обеспечения реализации в опорных зонах инвестиционных проектов может быть сформирован Фонд поддержки проектов в Арктике (далее - Фонд), представляющий собой финансовые средства, формируемые из взносов арктических субъектов Российской Федерации, федерального бюджета и хозяйствующих субъектов (в том числе участников опорных зон).
2. Объем бюджетных ассигнований Фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее половины суммы, внесённой в Фонд арктическими субъектами Российской Федерации и хозяйствующими субъектами (в том числе участниками опорных зон) в предыдущем финансовом году.
3. Средства Фонда подлежат использованию в целях:
1) софинансирования строительства объектов инфраструктуры опорных зон;
2) проведения научных исследований, касающихся разработки и внедрения новых технологий и технических средств, адаптированных к арктическим условиям хозяйствования;
3) проведения геологоразведочных работ на труднодоступных территориях;
4) иные цели, связанные с формированием и функционированием опорных зон, не противоречащие настоящему Федеральному закону.
4. Средства Фонда могут предоставляться для поддержки инвестиционных проектов в опорных зонах при условии, что проекты, соответствуют критериям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
При рассмотрении проектов особое внимание уделяется:
1) наличию инвестора, подтвердившего готовность к участию в инвестиционном проекте;
2) достижению положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
3) обоснованию невозможности реализации проекта без участия средств Фонда;
4) необходимости соответствия целей инвестиционного проекта целям и критериям создания опорных зон, а также показателям эффективности функционирования опорной зоны.
5. Средства Фонда выделяются:
1) в соответствии с соглашением, заключаемым между уполномоченным федеральным органом и участником опорной зоны, для финансирования части расходов на реализацию инвестиционных проектов опорной зоны;
2) в соответствии с соглашением, заключаемым между уполномоченным федеральным органом и высшим исполнительным органом государственной власти арктического субъекта Российской Федерации (высшими исполнительными органами государственной власти арктических субъектов Российской Федерации), или соглашением, заключаемым между уполномоченным федеральным органом и местной администрации муниципального образования (местными администрациями муниципальных образований), на территории (территориях) которого (которых) формируется опорная зона, и (или) государственными корпорациями, государственными компаниями, осуществляющими деятельность на территории Арктической зоны, для финансирования их обязательств по созданию инфраструктуры опорной зоны.
Форма указанных соглашений устанавливается уполномоченным федеральным органом.
6. Средства Фонда могут быть использованы для финансирования обязательств арктического субъекта Российской Федерации, муниципального образования, на территории которых создаются и (или) функционируют опорные зоны, по концессионным соглашениям и (или) соглашениям о государственно-частном партнерстве, соглашениям о муниципально-частном партнерстве, на основании которых создаются объекты инфраструктуры опорной зоны.
Глава 4. Правовое положение участников опорной зоны
Статья 23. Общие условия деятельности участников опорных зон
Участник опорной зоны осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и инвестиционным соглашением (дополнительными соглашениями к инвестиционному соглашению) или соглашением об осуществлении деятельности.
Статья 24. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса участника опорной зоны
1. Юридическое лицо, заключившее инвестиционное соглашение приобретает статус участника опорной зоны после принятия постановления Правительства Российской Федерации о формировании опорной зоны (о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации о формировании опорной зоны);
2. Юридическое лицо, намеревающееся реализовывать проект (проекты) в опорной зоне, решения по включению которого (которых) в опорную зону принимается Межведомственной рабочей группой, приобретает статус участника опорной зоны после заключения соглашения об осуществлении деятельности.
3. В случае прекращения действия инвестиционного соглашения (или соглашения об осуществлении деятельности) соответствующее юридическое лицо утрачивает статус участника опорной зоны.
4. Инвестиционное соглашение и соглашение об осуществлении деятельности в опорной зоне могут быть расторгнуты по соглашению сторон их заключивших или решению суда, а также в связи с прекращением существования опорной зоны.
Указанные в настоящем пункте соглашения могут быть расторгнуты судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий такого соглашения другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.
5. Существенным нарушением участником опорной зоны условий инвестиционного соглашения или соглашения об осуществлении деятельности в опорной зоне является:
1) неосуществление деятельности, предусмотренной указанными соглашениями, в течение двадцати четырех месяцев с момента вступления их в силу (для якорных проектов - с момента вступления в силу дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению, которым утверждён план-график реализации якорного проекта);
2) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений (при наличии), в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением;
6. В инвестиционном соглашении и в соглашении об осуществлении деятельности могут быть указаны иные действия сторон, признаваемые сторонами существенным нарушением условий соглашений.
Раздел III. Меры по формированию и обеспечению функционирования опорных зон
Глава 5. Особенности территориального планирования
Статья 25. Особенности территориального планирования в опорной зоне
1. После принятия Правительством Российской Федерации решения о создании опорной зоны (о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны) ранее утвержденные документы территориального планирования субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на территориях которых создаётся опорная зона, должны быть приведены в соответствие со схемой территориального планирования опорной зоны.
2. Внесение изменений в схему территориального планирования опорной зоны допускается только с согласия участника опорной зоны, с которым заключено соглашение о реализации якорного инвестиционного проекта (инвестиционных проектов) на территории опорной зоны, если такие изменения влияют на участника опорной зоны-стороны соглашения и (или) реализацию им инвестиционного проекта (инвестиционных проектов).
Глава 6. Особенности осуществления градостроительной деятельности
Статья 26. Особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с размещением объектов инфраструктуры опорной зоны
1. Решение о подготовке документации по планировке территории опорной зоны принимает уполномоченный федеральный орган.
2. Подготовка и утверждение документации по планировке территории опорной зоны допускаются при отсутствии документов территориального планирования.
3. Подготовка и утверждение документации по планировке территории опорной зоны осуществляется в соответствии со схемой территориального планирования опорной зоны.
Проект схемы территориального планирования опорной зоны (проект изменений схемы территориального планирования опорной зоны) подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых планируется сформировать опорную зону (сформирована опорная зона), местными администрациями муниципальных образований, на территории которых планируется сформировать опорную зону (сформирована опорная зона), в целях соблюдения интересов указанных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования опорной зоны (проекта изменений схемы территориального планирования опорной зоны) устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с документацией по планировке территории опорной зоны.
5. До выдачи разрешения на строительство объектов, необходимых для реализации якорных проектов в опорной зоне, подготовительные работы могут выполняться с момента представления проектной документации, подготовленной в отношении объектов капитального строительства, необходимых для размещения объектов инфраструктуры опорной зоны, в целях проведения экспертизы такой проектной документации.
Перечень видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство, устанавливается уполномоченным федеральным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
6. Для получения разрешений на строительство линейных объектов, необходимых для функционирования опорной зоны, и на ввод таких объектов в эксплуатацию предоставление градостроительных планов земельных участков не требуется. При этом правила, установленные пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не применяются и уполномоченный федеральный орган проводит проверку соответствия проектной документации необходимых для функционирования опорной зоны объектов проектам планировки территории и проектам межевания территории.
7. Документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры опорной зоны утверждается без проведения публичных слушаний.
8. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры опорной зоны.
9. Вид разрешенного использования земельных участков, которые предназначены для размещения объектов инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке территории или решением об утверждении схем расположения земельных участков, определяется в соответствии с указанными документацией или решением.
Вид разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, считается установленным или измененным со дня утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или принятия решения об утверждении схем расположения земельных участков либо образования земельного участка в соответствии с указанной документацией.
10. Разрешение на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры опорный зоны выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, по согласованию с уполномоченным федеральным органом при условии соответствия проектной документации заявленным мощностям объектов инфраструктуры, предусмотренным схемой территориального планирования опорной зоны.
11. Если показатели создаваемых (реконструируемых) объектов инфраструктуры опорный зоны превышают показатели, предусмотренные действующими документами территориального планирования опорной зоны, и (или) арктического субъекта Российской, и (или) муниципального образования, на территории которого сформирована опорная зона, в течение 180 календарных дней после выдачи разрешения на строительство указанных объектов инфраструктуры опорной зоны изменения, устанавливающие новые увеличенные соответствующим образом показатели, должны быть внесены в документы территориального планирования.
Глава 7. Особенности применения в опорных зонах инструментов развития территорий
Статья 27. Особенности создания в опорной зоне территорий с преференциальными условиями
1. Территорий с преференциальными условиями могут быть созданы в рамках опорной зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации о территориях с преференциальными условиями.
2. Предложения о создании в рамках опорной зоны территорий с преференциальными условиями рассматриваются уполномоченным федеральным органом в рамках рассмотрения заявок о создании опорной зоны (о внесении изменений в решение Правительства Российской Федерации о создании опорной зоны).
3. Участники опорной зоны, реализующие (планирующие реализовывать) якорные проекты, приобретают статус резидентов территорий с преференциальными условиями после принятия решений Правительства Российской Федерации о создании таких территорий в рамках указанной опорной зоны (в случае если якорный инвестиционный проект предполагает необходимость создания таких территорий).
При этом якорные проекты должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, установленным для реализации проектов на территориях с преференциальными условиями.
Указанными участниками опорной зоны заключаются соглашения об осуществлении деятельности на территории с преференциальными условиями по форме и в порядке, предусмотренными законодательством Российской Федерации о территориях с преференциальными условиями.
4. Включение не якорного проекта в территории с преференциальными условиями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о территориях с преференциальными условиями.
5. В случае прекращения существования опорной зоны функционирование созданных в её рамках территорий с преференциальными условиями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о территориях с преференциальными условиями.
Прекращение существования созданных в рамках опорной зоны территорий с преференциальными условиями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о территориях с преференциальными условиями.
Глава 8. Особенности природоохранной деятельности в опорных зонах
Статья 28. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры опорной зоны
1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проектной документации объектов инфраструктуры опорных зон, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо проведение такой экспертизы, проводится при условии соответствия требованиям указанного Федерального закона проектной документации, материалов и иных документов, представляемых заказчиком непосредственно для её проведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы.
2. Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры опорных зон, указанных в части 1 настоящей статьи, не может превышать сорок пять дней после ее предварительной оплаты в полном объеме.
Глава 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с "___" _________ 20__ года.
Президент |
|
-------------------------------------------
*(1) Необходимо внесение изменений в 224-ФЗ, так как данный закон не предусматривает возможность заключения соглашения без проведения каких-либо конкурентных процедур на основании решения Правительства Российской Федерации.
*(2) Необходимо внесение изменений в 224-ФЗ, так как данный закон не предусматривает возможность заключения соглашения без проведения каких-либо конкурентных процедур на основании решения Правительства Российской Федерации.
*(3) Необходимо внесение изменений в 224-ФЗ, так как данный закон не предусматривает возможность заключения соглашения без проведения каких-либо конкурентных процедур на основании решения Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.