Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтруда России "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 22 ноября по 5 декабря 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в период с 7 марта по 4 апреля 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/08/11-16/00059358).
Проектом акта утверждается новая редакция Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы), в целях сохранения здоровья, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
При подготовке настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил провело дополнительные публичные консультации по проекту акта с представителями предпринимательского сообщества, в рамках которых предложения и замечания поступили от Российского Зернового Союза, АО "Мелькомбинат N 3", ЗАО "Алейскзернопродукт" им. С.Н. Старовойтова, Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Продовольственный фонд" (справка прилагается).
Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени такой порядок Правительством Российской Федерации не определен.
Таким образом, проект Типовых норм подготовлен в отсутствие методики определения достаточности номенклатуры средств индивидуальной защиты и сроков их использования. Также разработчиком не представлены материалы, обосновывающие проектируемые нормы.
2. Типовыми нормами предусмотрена выдача следующих видов средств индивидуальной защиты: белье нательное хлопчатобумажное, белье нательное утепленное, валенки, полушубки, шапки-ушанки.
Обращаем внимание, что указанная продукция легкой промышленности не является объектом регулирования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (далее - ТР ТС 019/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 N 878.
Кроме того, проектируемые Типовые нормы содержат такую продукцию, как ботинки/полуботинки для защиты от пониженных температур, сапоги для защиты от механических воздействий и пониженных температур, боты/калоши диалектрические, головной убор, шлем/подшлемник для защиты от пониженных температур.
Между тем ТР ТС 019/2011 предусмотрены такие виды средств индивидуальной защиты, как средство индивидуальной защиты ног от пониженных температур/механических воздействий, средство индивидуальной защиты головы от пониженных температур/механических воздействий и др.
Таким образом, в целях исключения неоднозначности проектируемых норм, необоснованного ограничения выбора работодателя при закупках средств индивидуальной защиты, прошедших оценку соответствия требованиям ТР ТС 019/2011, представляется необходимым привести проектируемые нормы в соответствие с положениями ТР ТС 019/2011.
3. Проектом Типовых норм для отдельных видов средств индивидуальной защиты, подлежащих выдаче, детализируется, из какого материала они должны быть изготовлены (ботинки кожаные для защиты от механических воздействий, шлем на меховой подкладке и др.).
В то же время ТР ТС 019/2011 предполагает возможность использования разных материалов при производстве упомянутых средств индивидуальной защиты (например, "обувь специальная кожаная и из других материалов").
Таким образом, ограничение материалов, из которых произведены средства индивидуальной защиты, соответствующие требованиям ТР ТС 019/2011, представляется избыточным.
4. Пунктом 12 примечаний к Типовым нормам устанавливаются сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви в зависимости от климатических поясов.
Однако разработчиком не предоставлено обоснование устанавливаемых сроков носки. В отсутствие указанной информации с учетом относительной дороговизны отдельных видов специальной одежды может возникнуть риск возложения избыточных расходов на субъекты предпринимательской деятельности.
5. Для отдельных средств индивидуальной защиты Типовыми нормами устанавливается срок носки - "до износа".
Вместе с тем порядок определения степени износа разработчиком не установлен.
Таким образом, указанная норма представляется неопределенной и может привести к риску возникновения необоснованных претензий со стороны контролирующих органов в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
6. Разделом 5 Типовых норм утверждаются требования к средствам индивидуальной защиты для работников Государственной хлебной инспекции.
Обращаем внимание, что Государственная хлебная инспекция была упразднена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 708 "Об упразднении государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации".
Таким образом, положения раздела 5 Типовых норм подлежат исключению.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.