Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен во исполнение пункта 3 раздела II протокола Национального совета по обеспечению финансовой стабильности от 11 октября 2016 г. N 11 и представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проектом акта предлагается введение регулирования деятельности лизинговых компаний со стороны саморегулируемых организаций и Банка России, в частности, отнесение лизинговых компаний к числу некредитных финансовых организаций, наделение Банка России полномочиями по допуску хозяйственных обществ, банков и микрофинансовых компаний к осуществлению лизинговой деятельности путем их внесения в реестр субъектов лизинговой деятельности, обязательное членство лизинговых компаний в саморегулируемой организации.
Кроме того, проектом акта предусматривается:
- установление требований к минимальному размеру собственных средств (капитала) лизинговой компании и ее организационно-правовой форме;
- запрет на совмещение лизинговой деятельности с торговой и производственной деятельностью, а также деятельностью иных некредитных финансовых организаций, за исключением деятельности микрофинансовых компаний;
- запрет на привлечение лизинговыми компаниями денежных средств физических лиц на основании договоров займа.
Предлагаемое проектом акта регулирование будет распространяться на лизинговые компании (до 200 профессиональных лизингодателей), банки (более 550 организаций) и микрокредитные компании (около 2500 организаций).*(1)
Подготовка проекта акта является частью реформы рынка финансового лизинга, которая направлена на повышение прозрачности финансового положения субъектов лизинговой деятельности за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности; унификацию применяемых ими правил управления рисками и внутреннего контроля; улучшение их доступа к финансовым ресурсам для уменьшения стоимости лизинга для конечных клиентов из нефинансового сектора экономики; обеспечение защиты прав лизингополучателей и повышение доверия к данному рынку со стороны кредиторов и инвесторов.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 14 февраля 2017 г. по 1 марта 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 27 марта 2017 г. по 21 апреля 2017 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=62230.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, предложения по уведомлению о подготовке проекта акта поступили от гражданина П.А. Попова.
В ходе публичного обсуждения проекта акта разработчиком были получены замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Фонда поддержки малого бизнеса АПК "Санкт-Петербург - фермерам, садоводам и ЛПК", Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области В.А. Вязовых, ООО "ЮниКредитЛизинг", ООО "Уралпромлизинг", ООО "Инвест-Бизнес Лизинг", ПАО "Европлан", АО "Газпромбанк Лизинг", ООО "Мостлизинг", АО "ИКБ Лизинг", ООО "Сименс Финанс", ООО "Интерлизинг", ООО "Икар", ПАО "ТрансФин-М", АО "Балтийский лизинг", ООО "ЭКСПО-лизинг", ООО "ДЛЛ Лизинг", ООО "РАФТ Лизинг", АО "Сбербанк Лизинг", ООО "РБ Лизинг", ООО "Скания Лизинг", ООО "Альфа-Лизинг", ООО "Кредит Европа Лизинг", а также от ряда граждан.
Указанные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений, в которой указаны сведения об их учете либо о причинах отклонения.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком в целом были соблюдены.
Однако, по мнению Минэкономразвития России, разработчиком был допущен формальный подход к рассмотрению замечаний и предложений, полученных в ходе публичных обсуждений. По ряду замечаний и предложений экспертов разработчиком не были представлены аргументированные доводы по их отклонению.
В целях уточнения позиции разработчика по указанным замечаниям и предложениям 23 мая 2017 г. Минэкономразвития России была проведена рабочая встреча с участием представителей разработчика и Банка России (основного соисполнителя по проекту акта). На данной рабочей встрече ими были представлены дополнительные обоснования и доводы по отклоненным замечаниям участников публичных обсуждений, а также аргументация заявленных целей, задач и целесообразности введения в действие предлагаемого способа регулирования.
По итогам совещания достигнута договоренность о доработке проекта акта в части отсрочки (поэтапного введения) требований о запрете на совмещение лизинговой деятельности с торговой и производственной деятельностью, а также деятельностью иных некредитных финансовых организаций, за исключением деятельности микрофинансовых компаний.
С учетом значительного переходного периода и поэтапного введения требований принято решение поддержать регулирование, предлагаемое проектом акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая большое количество замечаний и предложений, полученных по результатам публичных обсуждений проекта акта, Минэкономразвития России считает необходимым рекомендовать Минфину России совместно с Банком России разработать и внедрить комплекс мероприятий по информированию заинтересованных представителей предпринимательского сообщества об основных положениях плана реформы рынка финансового лизинга, а также по их методической поддержке, в том числе с использованием официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и профильных средств массовой информации.
-------------------------------------------
*(1) По данным Банка России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.