Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Ростехнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 28 февраля по 14 марта 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 23 марта по 30 мая 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/02-17/00062564).
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан в соответствии с частью 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случае принятия проекта акта согласно пункту 7.1 сводного отчета предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы организаций, осуществляющих использование и содержание лифтов, платформ подъемных для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (без их количественной оценки).
В соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 7 по 15 июня 2017 г., в результате которых получены отзывы от ОАО "Мослифт", Ассоциации компаний обслуживающих недвижимость (АКОН), которые отражены в настоящем заключении.
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний к проекту акта в рамках подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие замечания.
1. Положениями пункта 1 статьи 1 проекта акта предлагается привлекать граждан к административной ответственности за нарушение порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах. При этом проектом постановления Правительства Российской Федерации "О порядке организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов" (размещен разработчиком на официальном сайте по адресу: http://regulation.gov.ru, ID проекта: 02/07/06-16/00049788, далее - проект Порядка) не установлены требования в отношении граждан.
Таким образом, представляется целесообразным исключить граждан в качестве привлекаемых к административной ответственности лиц за нарушение порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, из редакции проекта акта.
2. Согласно пункту 1 статьи 1 проекта акта нарушение порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Предлагаемый вид наказания представляется несоразмерным с возможным нанесением убытков должностному лицу. Наложение штрафа в виде дисквалификации может лишить должностное лицо всех доходов даже за незначительные нарушения.
Устанавливаемый размер административного штрафа должен быть экономически обоснован с точки зрения общественной опасности содеянного правонарушения и соразмерности ему. Размер штрафа следует устанавливать в соответствии с вышеуказанным принципом административного права.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России считает целесообразным исключить из пункта 1 статьи 1 проекта акта дисквалификацию за нарушение порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
3. Согласно положениям пункта 1 Примечаний в пункте 1 статьи 1 проекта акта Перечень нарушений порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом проектом Порядка предусматривается иной перечень, а именно Перечень грубых нарушений, устанавливаемый Приложением N 1 к проекту Порядка. Кроме того, в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Приложения N1 к проекту Порядка грубым нарушением является невыполнение предписаний представителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за эксплуатацией объекта, или лица, проводившего техническое освидетельствование, обследование. Вместе с тем пунктом 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уже установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Таким образом, представляется целесообразным доработать положения проекта акта в соответствующей части.
4. Согласно положениям пункта 2 Примечаний в пункте 1 статьи 1 проекта акта ответственность за нарушение порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, устанавливается для управляющих организаций. Вместе с тем в целях однозначного применения положений проекта акта представляется целесообразным согласовать положения проекта акта с положениями проекта Порядка.
5. В случае принятия проекта акта в предлагаемой редакции до вступления в силу соответствующего порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, 30-дневный срок вступления проекта акта в силу, предлагаемый разработчиком, представляется недостаточным.
Таким образом, представляется целесообразным синхронизировать срок вступления проекта акта в силу с моментом вступления в силу порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
Учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России считает, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.