Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)"
(N 30490-СШ/Д26и от 26.10.2017 г.)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)", разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов с учетом сложившейся практики применения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее - КИК), которая свидетельствует о необходимости учета специфики отражения отдельных операций иностранных компаний (структур без образования юридического лица), а также специфики осуществления контроля над ними со стороны российских налогоплательщиков.
Проект акта представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Ранее проект акта был представлен для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия письмом Минфина России от 25 августа 2017 г. N 03-12-09/54730. Однако проект акта был возвращен разработчику письмом Минэкономразвития России от 30 августа 2017 г. N 24507-СШ/Д26и, поскольку в отношении предлагаемого проектом акта регулирования разработчиком не были проведены процедуры, установленные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия. Так, в частности, проект акта не размещался для его публичного обсуждения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.regulation.gov.ru, разработчиком не были подготовлены и представлены сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет), а также сводка предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета.
Кроме того, отмечаем, что ранее письмом Минэкономразвития России от 26 июня 2017 г. N 17378-СВ/Д13и разработчик уже был проинформирован о необходимости проведения в отношении проекта акта всех установленных Правилами проведения оценки регулирующего воздействия процедур. Однако данная информация не была им принята во внимание.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета с 4 сентября 2017 г. по 29 сентября 2017 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=72802.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, по проекту акта поступило большое количество замечаний и предложений от заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности (Российского союза промышленников и предпринимателей, ПАО "НК "Роснефть", ООО "УК Полюс", гражданки Е. Абасовой). Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений.
Однако в нарушение пункта 20 Правил проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком не были рассмотрены замечания и предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, и в сводке предложений не указаны сведения об их учете или причинах отклонения.
Таким образом, процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были соблюдены не в полном объеме.
По мнению разработчика, указанному в прилагаемых к проекту акта материалах, представленные в ходе публичного обсуждения замечания и предложения могут быть рассмотрены при доработке проекта акта ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Концептуально важным замечанием, по мнению Минэкономразвития России, является следующее.
Проектируемым пунктом 31 статьи 3091 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливается, что в случаях реализации или иного выбытия долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов в течение периода, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность за финансовый год, прибыль (убыток) по каждой такой операции определяется как соответствующие доходы, уменьшенные на величину расходов.
При этом расходы определяются либо исходя из цены приобретения указанных активов (включая расходы на их приобретение и реализацию), в случае, если такие активы приобретены не ранее 2015 года, либо исходя из стоимости таких активов по данным учета (включая расходы на их реализацию), если активы приобретены ранее указанного периода.
Однако следует отметить, что в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации указанные активы могут не только приобретаться налогоплательщиками в результате сделок купли-продажи, но и могут быть получены ими в виде вклада в уставный капитал, по договору дарения или иным способом, отличным от сделок купли-продажи.
По мнению Минэкономразвития России и участников публичных обсуждений, указанные положения проекта акта ограничивают перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (определении убытков), что может привести к оспариванию налоговыми органами указанных расходов, возникновению в связи с этим конфликтных ситуаций и ущемлению законных прав налогоплательщиков.
В отношении остальных замечаний и предложений участников публичных обсуждений Минэкономразвития России считает необходимой детальную проработку и учет при доработке проекта акта ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. При этом в случае учета замечаний, указанных в настоящем заключении, во втором чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект акта может быть поддержан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.