Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части ужесточения административной ответственности за нарушение требований в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании протоколов совещаний у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 2 ноября 2016 г. N ДК-П9-231пр, от 9 июля 2016 г. N ДК-П9-4078, от 21 февраля 2017 г. N ДК-П9-43пр.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является ужесточение ответственности в сфере водоснабжения в целях улучшения качества питьевого водоснабжения населения.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 18 июля 2017 года по 14 августа 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/07-17/00068429).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 31 октября 2017 года по 8 ноября 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Нижегородской области", ИМЦ "Тихоокеанский Проект", не содержащие замечаний в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, ассоциации "Совет производителей энергии", ООО "Пепсико Холдингс", ООО УК "Росводоканал", ООО "Сибирская генерирующая компания", содержащие замечания в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагается), рекомендуемых к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России считает целесообразным указать на следующие замечания.
1. Проектом акта предусматривается ужесточение административной ответственности за нарушение требований в сфере организации питьевого водоснабжения, самовольное подключение и использование централизованных систем водоснабжения и водоотведения (далее - ЦСВ), а также установление административной ответственности за нарушение требований к сбросу сточных вод в ЦСВ.
Вместе с тем в указанных в пункте 1.5 сводного отчета поручениях Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака в части внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) указано лишь на повышение административных штрафов в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а также введение административной ответственности органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, за неисполнение или ненадлежащее (нарушение установленных сроков) исполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" при выявлении несоответствия питьевой воды установленным гигиеническим нормативам (поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 9 июля 2016 г. N ДК-П9-4078), в том числе:
- в части внесения изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями;
- в части несоблюдения установленных сроков разработки, согласования и исполнения планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Таким образом, указанные протоколы совещаний у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 2 ноября 2016 г. N ДК-П9-231пр, от 21 февраля 2017 г. N ДК-П9-43пр не могут являться основанием для разработки проекта акта, что требует доработки сводного отчета в части исключения.
Учитывая, что ужесточение административной ответственности за самовольное подключение и использование ЦСВ посредством увеличения штрафных санкций для граждан и должностных лиц в 10-15 раз, а для юридических лиц в 5-6 раз инициировано разработчиком, полагаем целесообразным дополнительно обосновать указанное ужесточение.
2. Проектом акта предлагается дополнить КоАП РФ статьей 8.15.1, в соответствии с которой устанавливается административная ответственность, в том числе за следующие правонарушения:
- несоблюдение абонентами организаций, осуществляющих водоотведение (далее - ВКХ), установленных нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод;
- сброс абонентами ВКХ или иными лицами в ЦСВ веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу;
- отсутствие у абонентов ВКХ, обязанных в соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении разработать план снижения сбросов, разработанного и утвержденного в установленном порядке плана снижения сбросов, а также неисполнение абонентами плана снижения сбросов в установленные планом сроки;
- повторное совершение предыдущего указанного административного правонарушения.
Вместе с тем пунктом 120 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) установлено, что в случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований по соблюдению нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также за сброс веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, то размер платы за сброс сточных вод в ЦСВ определяется с учетом размера платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и с учетом коэффициентов компенсации, составляющих при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение года с момента совершения предыдущего нарушения по тому же показателю - 10, при последующих нарушениях в течение года по тому же показателю - 25.
В соответствии с пунктом 115 Правил N 644 абоненты, допустившие неоднократное (2 и более раза в течение календарного года) нарушение запрета на сброс веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, или неоднократное грубое превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, а также указавшие в декларации фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах или фактические показатели свойств сточных вод с грубым превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, обязаны утвердить план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод по согласованию с организацией, осуществляющей водоотведение.
В соответствии с пунктом 116(4) в случае, если абоненты в установленные сроки не утвердили план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод в отношении всех загрязняющих веществ (показателей), по которым были допущены нарушения, в указанные сроки, а также в случае невыполнения абонентами мероприятий утвержденного плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод в предусмотренные планом сроки, начиная с 1 января 2019 г. и до даты устранения указанных нарушений, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной в соответствии с Правилами N 644, дополнительно применяется коэффициент 2.
Таким образом, полагаем вышеуказанные санкции за несоблюдение требований к сбросу сточных вод в ЦСВ в виде применения повышающих коэффициентов согласно действующим Правилам N 644 достаточными.
Кроме того, разработчиком проекта акта не учтено положение пункта 114 Правил N 644, согласно которому между организацией ВКХ и абонентами ВКХ может быть заключен договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы частично.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.