Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)"
(подготовлен Минтрансом России 17.11.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)" направлен на повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований и предусматривает внесение изменений в подпрограмму "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)".
Общий объем финансирования Программы в результате внесенных изменений составит 9 086,0 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3 859,8 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 81,3 млрд. рублей, внебюджетных источников - 5 144,9 млрд. рублей.
Подпрограмма "Автомобильные дороги".
Настоящие изменения к подпрограмме "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 (далее - Программа, Подпрограмма), подготовлен с учетом пункта 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что бюджетные ассигнования Федерального дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в очередном финансовом году.
Настоящая корректировка осуществлена по отношению к редакции Программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. N 1138, предусматривающей в том числе продление срока действия Программы до 2021 года.
В Аппарате Правительства Российской Федерации проект указанного постановления доработан и приведен в соответствие Федеральному закону от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", в том числе учтено:
перераспределение 9,4 млн. рублей в рамках мероприятий общепрограммного характера (Минтранс России);
увеличение объема финансирования подпрограммы "Автомобильные дороги" (Минтранс России) на 15,0 млн. рублей в целях предоставления субсидий федеральному автономному учреждению "Российский дорожный научно-исследовательский институт" на осуществление разработки отраслевых сметных нормативов;
увеличение объема финансирования подпрограммы "Гражданская авиация" (Росавиация) на 398,0 млн. рублей в целях увеличения объема финансирования мероприятия "Строительство аэропортового комплекса "Центральный" (г. Саратов), 1 очередь строительства" в связи с необходимостью синхронизации сроков его строительства и сроков строительства объектов аэропортового комплекса (аэровокзала), реализуемых за счет средств инвестора, планируется соответствующее уменьшение финансирования по объекту в последующие годы;
увеличение объема финансирования подпрограммы "Автомобильные дороги" (Росавтодор) на 150,0 млн. рублей на расходы в целях осуществления и совершенствования правоприменительных процедур, направленных в том числе на заключение долгосрочных комплексных контрактов, предметом которых является осуществление 2 и более видов дорожной деятельности;
перераспределение 1 951,0 млн. рублей в рамках подпрограммы "Железнодорожный транспорт" (Росжелдор) на реализацию приоритетного объекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" с объекта "Строительство пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск в Республике Саха (Якутия)" в связи с риском не освоения бюджетных средств в 2017 году по причине расторжения государственного контракта с подрядной организацией в судебном порядке, возврат средств запланирован в 2018 году;
уменьшение объема финансирования подпрограммы "Морской транспорт" (Росморречфлот) на 50,0 млн. рублей в связи с не снятым в установленном порядке ограничением на финансирование объекта "Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик".
При настоящей корректировке объемы финансирования Подпрограммы приняты:
на 2016 год в соответствии со сводной росписью расходов федерального бюджета по состоянию на 31 декабря 2016 г.;
на 2017 год в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ с учетом восстановления в 2017 году остатков средств федерального бюджета, не использованных в 2016 году, в размере 6 187,1 млн. рублей.
При определении объемов финансирования по Подпрограмме учтено, что в 2017 году средства межбюджетных субсидий, по которым на 1 марта 2017 г. отсутствовали соглашения об их предоставлении, в общем объеме 293,1 млн. рублей были направлены в резервный фонд Правительства Российской Федерации в порядке, установленном распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2017 г. N 1068-р.
Настоящей корректировкой учтено, что общий объем неиспользованных остатков финансирования Подпрограммы по состоянию на 1 января 2017 г. составил 5 528,7 млн. рублей.
При этом в настоящее время не доведены в установленном порядке остатки ассигнований Федерального дорожного фонда 2016 года в размере 1,5 млн. рублей. Они должны быть включены в объемы финансирования Подпрограммы на 2017 год после их доведения.
В настоящей корректировке учтен перенос на 2017 год остатков средств, выделенных в рамках бюджетных инвестиций на строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального значения, в размере 377,0 млн. рублей. Кроме того, в настоящей корректировке учтены ассигнования на эти цели, переданные из федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790, в размере 86,2 млн. рублей. Таким образом, дополнительный объем финансирования, включенный в объем финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения на 2017 год, составляет 463,2 млн. рублей.
В части бюджетных инвестиций, выделенных за счет средств Федерального дорожного фонда в виде межбюджетных субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального и местного значения, объем неиспользованных в 2016 году остатков средств составил 4 429,1 млн. рублей. При этом в настоящей корректировке учтено, что средства в объеме 106,8 млн. рублей и 37,1 млн. рублей были исключены из объемов финансирования Подпрограммы в связи с их передачей на цели, связанные с ликвидацией негативных последствий чрезвычайных ситуаций в регионах Российской Федерации, 293,1 млн. рублей переданы в резервный фонд Правительства Российской Федерации в порядке, установленном распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2017 г. N 1068-р, в связи с отсутствием по состоянию на 1 марта 2017 г. соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении соответствующих субсидий. Таким образом, вышеуказанный объем неиспользованных в 2016 году межбюджетных субсидий, подлежащий включению в Подпрограмму на 2017 год составляет 3 992,1 млн. рублей. Вместе с тем в настоящей корректировке учтено включение в объемы финансирования Подпрограммы на 2017 год межбюджетных субсидий в размере 518,3 млн. рублей, неиспользованных в 2016 году в рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480, на мероприятия, которые начиная с 2017 года переданы для реализации в Подпрограмму. С учетом вышеизложенного объем неиспользованных в 2016 году межбюджетных субсидий, подлежащий включению в Подпрограмму на 2017 год, составляет 4 510,4 млн. рублей.
Также в настоящей корректировке учтен перенос на 2017 год неиспользованных остатков средств, предусмотренных на 2016 год на расходы на мероприятия по научно-техническому и инновационному обеспечению Подпрограммы в части мероприятий по проведению прикладных научно-исследовательских работ, в размере 4,8 млн. рублей.
В части расходов на прочие нужды объемы неиспользованных в 2016 году остатков средств составляют 717,7 млн. рублей, в том числе:
по расходам на проведение работ в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства федеральной собственности - 97,6 млн. рублей;
по расходам на проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости - 56,8 млн. рублей;
по расходам на информационное обеспечение дорожного хозяйства - 18,7 млн. рублей;
по расходам на правовое обеспечение подпрограммы - 432,7 млн. рублей;
по расходам на мероприятия по созданию систем организации дорожного движения, созданию интеллектуальных систем организации движения на федеральных автодорогах, включая системы метеообеспечения, диагностики состояния автомобильных дорог, учета транспортных потоков - 48,6 млн. рублей;
по расходам на обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения - 1,1 млн. рублей;
по расходам на мероприятия по обеспечению транспортной безопасности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства - 62,2 млн. рублей.
При настоящей корректировке предусмотрен перенос вышеуказанных остатков средств на 2017 год с частичным перераспределением их между направлениями расходования. Кроме того, учитывалось, что на 2017 год на расходы на прочие нужды по Подпрограмме в целях обеспечения дополнительной потребности в финансировании работ в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства, по созданию системы весового контроля в рамках информационного обеспечения подпрограммы и мероприятий по созданию систем организации дорожного движения предусмотрено дополнительное направление средств Федерального дорожного фонда, ранее предусмотренных в Государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения в объеме 100 млн. рублей и на обеспечение платы концедента по концессионным соглашениям в объеме 102,4 млн. рублей, с одновременным переносом в эту Госпрограмму средств в размере 3,0 млн. рублей, ранее предусмотренных на правовое обеспечение подпрограммы, для оплаты административных штрафов федеральными казенными учреждениями, подведомственными Федеральному дорожному агентству. С учетом вышеизложенного (в том числе не доведенных в установленном порядке остатков ассигнований Федерального дорожного фонда 2016 года в размере 1,5 млн. рублей) объем расходов на прочие нужды по Подпрограмме на 2017 год изменен на 915,5 млн. рублей, в том числе:
по расходам на проведение работ в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства федеральной собственности - увеличен на 187,6 млн. рублей;
по расходам на информационное обеспечение дорожного хозяйства - увеличен на 164,8 млн. рублей;
по расходам на правовое обеспечение подпрограммы - увеличен на 432,3 млн. рублей;
по расходам на мероприятия по созданию систем организации дорожного движения, созданию интеллектуальных систем организации движения на федеральных автодорогах, включая системы метеообеспечения, диагностики состояния автомобильных дорог, учета транспортных потоков - увеличен на 145,4 млн. рублей;
по расходам на мероприятия по обеспечению транспортной безопасности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства - увеличен на 62,2 млн. рублей.
по расходам на проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости - снижен на 33,2 млн. рублей;
по расходам на обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения - снижен на 43,6 млн. рублей.
Данная корректировка предусматривает внесение изменений только в подпрограмму "Автомобильные дороги" Программы.
В отношении объектов капитального строительства соответствующие изменения внесены в федеральную адресную инвестиционную программу на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
При настоящей корректировке по ряду позиций, когда добавление вышеуказанных остатков приводило к возможности или необходимости завершения ранее начатых контрактов, внесены изменения, направленные на перераспределение объемов финансирования в последующие годы без изменения общего объема финансирования по Подпрограмме.
В целях приведения показателей Подпрограммы в соответствие с параметрами финансирования, установленными на 2017 год Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ, в приложении N 3 к Подпрограмме объем финансирования по мероприятию "Правовое обеспечение подпрограммы" раздела VI "Прочие нужды для решения задачи по обеспечению устойчивости функционирования автомобильных дорог федерального значения" увеличен на 2017 год на 150,0 млн. рублей для финансирования осуществления и совершенствования правоприменительных процедур, направленных в том числе на заключение долгосрочных комплексных контрактов, предметом которых является осуществление 2 и более видов дорожной деятельности, включая:
внедрение в дорожном хозяйстве, в том числе при реализации Подпрограммы, методов проектного управления (проектной лаборатории) с проведением семинара по внедрению в дорожном хозяйстве, в том числе при реализации Подпрограммы, методов проектного управления (проектной лаборатории) - 100 млн. рублей;
- разработка обоснования проекта "Создание комплексного дорожно-испытательного полигона на территории Калужской области на основе Концессионного соглашения", направленного на обеспечение повышения качества строительства, реконструкции, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог, увеличения сроков службы автомобильных дорог, путем проведения испытаний, внедрения новых методик и технологий и т.д. - 50 млн. рублей.
С учетом изложенного объем финансирования Подпрограммы принят в размере 3 339,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 781,7 млрд. рублей. Объем финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации принят в размере 62,1 млрд. рублей с учетом объемов, предусмотренных соглашениями о предоставлении межбюджетных субсидий в рамках Подпрограммы на 2017 год.
При корректировке мероприятий Подпрограммы по укрупненным инвестиционным проектам строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения учитывалось, что объем инвестиций из федерального бюджета по объектам, находящимся в ведении Федерального дорожного агентства, с учетом средств, неиспользованных в 2016 году и перенесенных на 2017 год, установлен в размерах: на 2016 год - 98,1 млрд. рублей, на 2017 год - 113,3 млрд. рублей.
При настоящей корректировке по ряду объектов уточнены объемы финансирования с учетом утвержденной в установленном порядке проектной документации, а также с учетом выполнения ремонтных работ.
Общий объем финансирования федеральных автомобильных дорог, расположенных на территории Санкт-Петербургского транспортного узла, увеличен на 1,7 млрд. рублей, при этом объем финансирования реконструкции дороги М-11 "Нарва" - от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин) принят в размере 39,3 млрд. рублей, или на 4,9 млрд. рублей больше, чем установлено ранее, в целях улучшения связи морского торгового порта Усть-Луга с сетью автомобильных дорог.
Объем финансирования строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, принят в размере 143,5 млрд. рублей, или на 2,6 млрд. рублей больше, чем установлено ранее. При этом в целях исполнения положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части мер по обеспечению доступности труднодоступных территорий, к ранее принятым решениям дополнительно увеличены объемы финансирования строительства и реконструкции автомобильной дороги "Вилюй" (на 2,7 млрд. рублей).
В целях улучшения транспортного обслуживания населения агломераций крупных городов, в том числе Новосибирска, увеличен объем финансирования строительства и реконструкции автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" (на 0,6 млрд. рублей).
Увеличен на 1,0 млрд. рублей объем финансирования ликвидации грунтовых разрывов, что позволит ускорить обеспечение круглогодичного сообщения по федеральной дорожной сети.
Объем софинансирования мероприятий Подпрограммы из бюджетов субъектов Российской Федерации приведен в соответствие с объемами, фактически привлеченными к софинансированию Подпрограммы в 2016 году, а также предусмотренными в соглашениях о предоставлении межбюджетных субсидий в рамках Подпрограммы на 2017 год.
Вышеуказанные изменения Подпрограммы потребовали внесения отдельных изменений в приложение N 1 "Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы", а также в приложение N 2 "Описание важнейших инвестиционных проектов подпрограммы "Автомобильные дороги" в части актуализации объемов финансирования включенных в него инвестиционных проектов.
При настоящей корректировке также внесены необходимые изменения в адресное распределение межбюджетных субсидий, выделенных в рамках Подпрограммы, утвержденное в приложении к приложению N 4 к Подпрограмме.
Также внесены необходимые изменения в информацию специальных аналитических разделов, содержащих мероприятия, направленные на опережающее социально-экономическое развитие отдельных приоритетных территорий.
В связи с тем, что данная корректировка предусматривает внесение изменений в подпрограмму "Автомобильные дороги" Программы в части переноса на 2017 год остатков средств, не использованных Росавтодором в 2016 году, методика сбора исходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей будет разработана и включена в Программу при подготовке следующего проекта общей корректировки Программы.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления будет способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.