Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ "Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в области связи и порядок оформления результатов таких мероприятий"
(от 01.12.2017)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минкомсвязи России "Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания и порядка оформления результатов таких мероприятий" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкомсвязью России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=73453.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 26 сентября по 9 октября 2017 года.
В сводке предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта, представленной разработчиком, рассмотрены все поступившие замечания и предложения и предоставлены пояснения и комментарии о причинах учета (отклонения) указанных замечаний и предложений при доработке проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России не может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования в связи со следующим.
1. Статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) определен перечень мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
К ним относятся:
1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
2) административные обследования объектов земельных отношений;
3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;
7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Проектом акта не определено, какие мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями применяются при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
Таким образом, проектом акта необоснованно расширяется предмет проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций. Учитывая изложенное, проект акта подлежит доработке в части определения указанных мероприятий.
2. Кроме того, отмечаем, что в пункте 4 проекта акта указывается, что задание на проведение мероприятия по контролю должно содержать в том числе:
- наименование юридического лица, иной организации (с указанием следующих реквизитов: ОГРН, ИНН организации), фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (с указанием следующих реквизитов ОГРН, ИНН);
- наименование иных объектов контроля (сооружений, установок, (продукции) оборудования, устройств, других подобных объектов) или результата деятельности лиц, в отношении которых проводится мероприятие по контролю.
Также проектом акта устанавливается, что задание должно содержать место нахождения юридического лица либо филиала, представительства, обособленного структурного подразделения, в отношении которого проводится мероприятие по контролю.
При этом, исходя из норм статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями не являются проверками юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и не могут быть направлены на осуществление контрольных мероприятий в отношении заведомо определенных лиц или круга лиц. Таким образом, отражение в задании в обязательном порядке наименования юридического лица не может быть поддержано.
3. Подпунктом "б" пункта 3 проекта акта устанавливается, что основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю может служить поручение центрального аппарата Роскомнадзора.
При этом проектом акта не конкретизируется, должно ли поручение центрального аппарата быть основано на какой-либо информации, либо оно может приниматься по усмотрению сотрудниками Роскомнадзора.
Таким образом, в отсутствие однозначных критериев принятия решения о проведении внепланового мероприятия указанная норма может привести к избирательному правоприменению и злоупотреблению со стороны контролирующего органа.
Учитывая изложенное, считаем необходимым исключить подпункт "б" пункта 3 проекта акта или указать основания для принятия такого решения.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.