Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс""
(подготовлен Минприроды России 01.12.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс"" подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 1064 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 366", а также с учетом решений Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (протокол совещания от 06.06.2011 N2(16), раздел I, пункт 6, протокол заседания от 13.06.2013 N1(23), раздел 2 пункт 3) и выездного совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в Ненецком автономном округе с участием полномочных представителей Президента Российской Федерации в Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации от 06.08.2011 г., г. Нарьян-Мар (протокол от 06.08.2011 г., раздел I, пункт 4.7б).
Поставленные Морской доктриной Российской Федерации задачи в области информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации, отмечаемые в последние годы мировые тенденции в развитии морской деятельности как средства решения экономических, оборонных и геополитических задач, требуют увеличения объема оперативных и режимных данных о состоянии Северного Ледовитого океана в научных и практических целях, дальнейшего развития экспедиционных наблюдений. Перспективы комплексных исследований в Высокоширотной Арктике связаны с использованием дрейфующих научно-исследовательских станций "Северный полюс" для реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, решений Совета Безопасности Российской Федерации (протокол заседания от 17.09.2008 г.) и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (декабрь 2008 г., июнь 2009 г.), в части решения геополитических, научно- технических, оборонных и экономических задач.
В соответствии с поручением Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации протокола заседания от 16 июля 2004 г. N 1(6), п. 12 часть II "О реализации национальной морской политики на Арктическом региональном направлении, включая международные аспекты решения вопросов разграничения морских пространств", Росгидрометом реализованы мероприятия по организации и проведению работ дрейфующих научно-исследовательских станций "Северный полюс - 33-40" в Высокоширотной Арктике, которые продолжили ряды наблюдений дрейфующих станций "Северный полюс", действовавших в советский период.
С помощью дрейфующих станций получены уникальные материалы наблюдений за состоянием природной среды Арктического бассейна в области изучения морского льда, атмосферы, озоносферы и биосферы, которые находят широкое применение для обеспечения различных видов деятельности в арктическом регионе, в том числе для обеспечения задач военно-морского флота, полетов авиации, решения задач по обоснованию внешней границы континентального шельфа, обеспечения выпуска прогнозов погоды и ледовых условий для безопасности различных видов хозяйственной деятельности, развития науки.
Работы станций "Северный полюс" имеют большое геополитическое значение, обеспечивая представительство Российской Федерации в высокоширотной Арктике и укрепляя научный приоритет и престиж Российской Федерации среди мирового сообщества в области полярных исследований, что значительно усиливает позиции Российской Федерации в решении актуальных вопросов деятельности стран в Арктическом регионе в рамках международных организаций.
В последнее десятилетие в Арктике в связи с потеплением климата количество многолетних льдов толщиной 2-3 м, пригодных для организации дрейфующих станций "Северный полюс" (далее - СП), существенно уменьшилось. Динамические процессы в ледяном покрове стали более интенсивными, существенно увеличилась вероятность разломов льдин, на которых располагаются дрейфующие станции. Указанное может привести к невозможности отыскания надежной ледовой платформы для организации СП. В период 2003-2010 годов потребовалась организация досрочной эвакуации СП-32, СП-34, СП-35, СП-37 и СП-40.
Деятельность станций связана с большими рисками для здоровья и жизни полярников, утраты дорогостоящего оборудования и экологического ущерба природной среде. Условия деятельности СП на льду ограничивают возможности применения современной энергоемкой научной аппаратуры, проведения лабораторных исследований на месте, что в конечном итоге существенно снижает отдачу научных исследований в общем балансе затрат на организацию и обеспечение жизнедеятельности дрейфующих станций СП.
Для продолжения и развития комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана предлагается реализовать инновационный проект по созданию плавучей ледостойкой самодвижущейся платформы с высокой прочностью корпуса, с автономностью по запасам топлива 2-3 года и сроком службы - не менее 25 лет - базы будущих дрейфующих научно-исследовательских станций "Северный полюс" - как форпоста российской науки в высоких широтах Арктики.
Строительство такой уникальной плавучей обсерватории предлагается осуществить на российских верфях, имеющих опыт создания различных платформ, в том числе ледостойких.
Согласно поручению Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (протокол совещания от 08.07.2010 г. N1(13), п.5.3) подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, являющееся основой для проектирования и строительства такой платформы, которое предлагается реализовать в 2018-2020 годах.
В результате выполненной работы предложен вариант самоходной платформы с упрощенными формами обводов и высокой ледовой прочностью корпуса, способной автономно дрейфовать в высоких широтах Северного Ледовитого океана более двух лет и самостоятельно (своим ходом) возвращаться из точки окончания дрейфа в точку начала следующего дрейфа по чистой воде. Основные тактико-технические данные платформы приведены в таблице 1.
Характеристика |
Самодвижущаяся платформа |
Ледовый класс |
Arc8 |
Водоизмещение, т: по КВЛ порожнем |
7500 5000 |
Дедвейт, т |
2500 |
Длина, м: наибольшая по КВЛ |
67,8 66,0 |
Ширина, м |
|
наибольшая |
22,5 |
по КВЛ |
21,5 |
Высота борта, м |
10,7 |
Осадка по КВЛ, м |
7,6 |
Тип энергетической установки |
ДЭУ |
Мощность энергетической установки, кВт |
3600 |
Движитель: тип мощность, кВт |
ВРК 2500 |
Скорость хода на чистой воде, узлы |
~8 |
Количество мест для экспедиции |
40 |
Численность судового экипажа, человек (в числе экспедиционного состава) |
6 |
На основании расчётов ЦНИИ им. Академика Крылова, номинированной Правительством Российской Федерации в качестве экспертной организации проектов надводного судостроения, мнения специалистов ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", принимая во внимание индексацию цен в судостроительной промышленности, ориентировочная стоимость проектирования и строительства платформы в 2018-2020 годах составит с учетом НДС - 6 966,6 млн. рублей., в том числе 363,0 млн. рублей проектные и изыскательские работы.
Социальный и экономический эффект.
Строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" позволит:
1. Создать уникальную научную базу - плавучую обсерваторию российских исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана с размещением на ней современных лабораторных комплексов;
2. Обеспечить российское присутствие в Арктике и укрепить престиж нашего государства как мирового лидера полярной науки;
3. Расширить проводимые исследования, в том числе выполнение сейсмических и геологических работ, гидроакустических исследований, проведение специальных экспериментов по механическим и пластическим свойствам льда и их влияния на ледовые сооружения, для решения задач перспективной добычи ресурсов с использованием платформ;
4. Обеспечить проведение исследований и работ в интересах обороны страны;
5. Значительно снизить риски и обеспечить максимальную безопасность деятельности и комфортность для труда и быта персонала;
6. Снизить экологические риски окружающей среде;
7. Обеспечить дополнительной загрузкой мощности российских производителей, создание дополнительных рабочих мест.
С 2004 г. существенно возросли финансовые затраты на аренду ледоколов для высадки и эвакуации станций: с 272,7 тыс. рублей/сутки до 6500,0 тыс. рублей/сутки в 2016 году, т.е. в 23,8 раза. Отказ от привлечения ледоколов для ежегодной высадки, эвакуации традиционных дрейфующих станций, а также смены их персонала, позволит ежегодно обеспечить существенную экономию бюджетных средств. Полученная экономия позволит расширить использование авиации при проведении ежегодных снабженческих операций и будет использована на проведение один раз в 2-3 года регламентных работ на платформе.
Эффективность затрат на одного члена экспедиции на ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" по отношению к одному члену экспедиции на дрейфующей станции "Северный полюс" возрастет в 2,6 раза, при этом объемы получаемой информации возрастут в 2 и более раз.
Дополнительные технологии исследований и приборные комплексы, которые предлагается развернуть на платформе
· ионосферные наблюдения - на основе приемной станции наклонного зондирования ионосферы (современный цифровой ионозонд нового поколения с линейно-частотной модуляцией ЛЧМ), комплекс, предназначенной для оперативной диагностики условий распространения КВ радиоволн внутри северной полярной шапки. Определение диапазона рабочих частот для КВ радиосвязи представляется крайне необходимым для обеспечения безопасности авиационных полетов через Северный полюс, а также для других потребителей, которые используют радиосвязь в КВ диапазоне радиоволн;
· геологические исследования - на основе пробоотборного комплекса для использования поршневых грунтовых труб и драг, мокрых и аналитических лабораторий, кернохранилища проводить расширенный комплекс геологических исследований осадочного слоя малоизученных труднодоступных районов Арктического бассейна;
· химические и экологические исследования - на основе аналитических комплексов, позволяющих выполнять высокоточный анализ содержания загрязняющих веществ, взвесей, газов, абиотических загрязнителей содержащихся в пробах воды, воздуха, льда, донных осадках;
· исследования ледовых нагрузок и механики разрушения льда - не проводившиеся ранее исследования механики деформаций и разрушения морского льда с целью совершенствования методов расчета локальных и глобальных ледовых нагрузок на суда и другие инженерные сооружения. Разработка и апробация систем мониторинга ледовых нагрузок на промышленные объекты с целью повышения уровня безопасности их эксплуатации;
· акустическая томография Арктического бассейна - слежение (мониторинг) за состоянием гидрофизических полей Северного Ледовитого океана;
· исследование пограничного слоя и свободной атмосферы в центральной Арктике - на основе усвоения данных о структуре пограничного слоя и свободной атмосферы, полученных с помощью аэростатных и самолетных (беспилотники) измерительных систем, совершенствование метода регионального долгосрочного и краткосрочного прогноза погоды;
· магнитные и гравитационные исследования - проведение наблюдений для уточнения магнитных и гравитационных полей (карт) в высокоширотной Арктике на основе современных магнитных и гравитационных регистрирующих комплексов.
В интересах ВМФ России предлагается включить в работу экспедиции на борту ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" в систему освещения надводной и подводной обстановки в Арктике и предусмотреть:
· установку и использование на судне опускаемой гидроакустической станции (комплекса) для осуществления мониторинга обстановки в подводной среде;
· установку и использование аппаратуры для измерения вертикального распределения скорости звука;
· установку и использование магнитометров;
· установку специализированных радио- и радиотехнических комплексов;
· установку приемо-передающей аппаратуры спутниковой связи для передачи информации на командные пункты и штабы Флота.
Принятие данного проекта постановления Правительства Российской Федерации повлечет за собой необходимость выделения в 2018 - 2020 годах бюджетных средств в размере до 6 966,6 млн. рублей, в том числе: в 2018 году 363,0 млн. рублей, в 2019 году 4 325,6 млн. рублей, в 2020 году 2 278,0 млн. рублей.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.