Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 25 апреля 2017 г. N ДК-П9-2633.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является уточнение порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта с 5 мая 2017 года по 19 июня 2017 года, а также проекта акта и сводного отчета в срок с 22 июня 2017 года по 19 июля 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/05-17/00065829).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 9 октября 2017 года по 16 октября 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, Комиссии РСПП по жилищно-коммунальному хозяйству, ООО УК "Росводоканал", Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, содержащие замечания в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагаются), рекомендуемых к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России считает целесообразным указать на необходимость учета следующих замечаний в проекте акта.
1. В соответствии с пунктом 3 проекта акта Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), дополняются пунктом 6.1, согласно которому правила содержания общего имущества в МКД в части расчета расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, не применяются в субъектах Российской Федерации, в которых по состоянию на 1 ноября 2016 года действовал отличный от установленного Правилами предоставления коммунальных услуг порядок расчета размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Обращаем внимание, что указанное не предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным дополнительно обосновать вводимое регулирование либо исключить из проекта акта указанное положение, а также подпункт 2 пункта 6 проекта акта.
2. Подпунктом 2 пункта 4 проекта акта вносятся изменения в пункт 29 Правил N 491, в которых вводятся положения в формулировках "при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" и "при последующих включениях".
Из разъяснений Минстроя России*(1) следует, что под первоначальным включением расходов на оплату ресурсов на общедомовые нужды в состав платы за содержание жилого помещения понимается включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения за каждый расчетный период начиная с 1 января 2017 года и до расчетного периода, с которого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливается начало применения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях использования и содержания общего имущества в МКД, а под последующим включением понимается включение таких расходов в состав платы за содержание жилого помещения, начиная с расчетного периода, с которого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливается начало применения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем в нормативных правовых актах понятия "первоначальное включение" и "последующее включение" не раскрываются. Как следствие, в правоприменительной практике остается не ясным, что является первоначальным включением, а что - последующим.
Таким образом, в рассматриваемом проекте акта целесообразно уточнить, что понимается под указанными понятиями.
Кроме того, законодательством Российской Федерации в указанной сфере такие понятия не установлены.
3. Подпунктом 4 пункта 4 проекта акта Правила N 491 дополняются приложением, устанавливающим расчет платы за содержание жилого помещения.
Так, плата за содержание жилого помещения в МКД определяется по следующей формуле:
Рiсжп = Рiсои + Рiкр , где:
Рiсои - размер платы за услуги, по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, определяемая по формуле 1.1:
Рiсои = Rсои Si, где:
Rсои - размер платы за содержание жилого помещения, установленный на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, а в случае отсутствия такого решения размер платы за содержание жилого помещения, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом такого субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (руб./кв.м.);
Si - площадь помещения в МКД, занимаемого собственником;
Рiкр - сумма размеров платы собственника помещения в МКД за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
Обращаем внимание, что Правила N 491 в разделе III "Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества" регламентируют порядок установления органами публичной власти такой платы.
Пунктом 34 Правил N 491 предусмотрено, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления МКД, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления МКД, то есть равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Вместе с тем проектируемым положением не учитывается положение пункта 4 статьи 161 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным дополнить указанное положение после слов "а в случае отсутствия такого решения размер платы за содержание жилого помещения, установленный органом местного самоуправления" словами ", по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с действующим законодательством".
4. Исходя из представленной формулы 2 подпункта 4 пункта 4 проекта акта, плата за содержание жилого помещения в МКД определяется только для собственника. При этом плата за содержание жилого помещения вносится также и нанимателями.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно пункту 38 Правил N 491 при управлении МКД управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ несут расходы на содержание общего имущества с учетом внесения платы за содержание жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным в тексте расчета размера платы за содержание жилого помещения в МКД для формулы 2 отметить всех пользователей помещений в доме.
5. В формулах 2.1-2.5, 3 и 4 проектируемого приложения к Правилам N 491 размер расходов на оплату ресурсов для общедомовых нужд распределяется на каждого собственника помещения в МКД, исходя из отношения площади принадлежащего ему помещения в МКД и площади общего имущества в данном доме.
Вместе с тем в проекте акта не учитывается, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД может распределяться не только пропорционально размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в МКД, но и в ином порядке, принятом до вступления в силу данного Федерального закона, решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в МКД.
Учитывая изложенное, формулы по распределению коммунального ресурса с учетом площади общего имущества в МКД и площади жилого (нежилого) помещения в данном доме требуют уточнения в указанной части.
6. В расчетных формулах определения платы за содержание жилого помещения, проектируемых в приложении к Правилам N 491, размер платы, подлежащей внесению за расчетный месяц потребителем, определяется путем суммирования расходов, рассчитанных исходя из размера платы за содержание жилого помещения, утвержденного в зависимости от способа управления МКД решением общего собрания собственников помещений в МКД, органами управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или органом местного самоуправления, и размера расходов на оплату ресурсов для общедомовых нужд за соответствующий месяц.
При этом не учитывается ситуация, когда в отношении МКД утвержден и действует размер платы за содержание жилого помещения с учетом расходов на оплату ресурсов для общедомовых нужд, что может привести к их двойной оплате потребителями в таком доме в случае применения приведенных в проекте акта формул.
Так, в соответствии с редакцией ЖК РФ, действовавшей до принятия Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2017 г. размер платы за содержание жилого помещения в зависимости от способа управления МКД должен был устанавливаться решением общего собрания собственников помещений в МКД, за исключением случаев первоначального включения расходов на оплату ресурсов для общедомовых нужд в состав платы за содержание жилого помещения, органами управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или органом местного самоуправления с учетом включения в такой размер расходов на оплату ресурсов для общедомовых нужд.
После вступления в силу указанного федерального закона (10 августа 2017 г.) соответствующий размер платы должен устанавливаться без учета расходов на оплату ресурсов для общедомовых нужд.
Таким образом, в случае если в период с 1 января 2017 г. по 10 августа 2017 г. решением общего собрания собственников помещений в МКД или решением органа местного самоуправления был утвержден размер платы за содержание жилого помещения на год вперед и включает сумму за оплату ресурсов для общедомовых нужд, то при реализации проекта акта в представленной редакции потребители в таком доме заплатят за ресурсы для общедомовых нужд дважды.
Таким образом, в проекте акта следует уточнить, что в случае если утвержденный в отношении МКД размер платы за содержание жилого помещения включает размер расходов на оплату ресурсов для общедомовых нужд, то такой размер платы используется в проектируемых расчетных формулах Приложения к Правилам N 491 без учета указанных расходов.
7. Пунктом 7 проекта акта предлагается внести изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Так, пункт 31 Правил N 354 дополняется подпунктом "у(3)", согласно которому лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги, обязано направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов в ресурсоснабжающую организацию на установку коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, а в случае их наличия направлять указанные средства на реализацию мероприятий для МКД (группы МКД) как в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, так и в отношении помещений в МКД, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, примерная форма перечня которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем остается не ясным, какая именно разница имеется ввиду.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 8 проекта акта порядок и срок осуществления ресурсоснабжающей организацией оборудования МКД коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса не может превышать тридцати дней с момента поступления от исполнителя, в случае отсутствия установленного общедомового (коллективного) прибора учета коммунального ресурса, средств, полученных от применения повышающих коэффициентов к размеру платы за коммунальные услуги в МКД, и средств, полученных при применении повышающих коэффициентов к стоимости коммунального ресурса.
При этом общедомовой прибор учета является дорогостоящим оборудованием*(2), следовательно для формирования необходимого финансового резерва на его приобретение и установку требуется более продолжительный период времени применения повышающих коэффициентов, чем 1 расчетный период.
Вместе с тем указанное изменение не учитывает, что при передаче приборов учета, установленных за счет средств, собранных в результате применения повышающих коэффициентов, у организаций возникнут риски, связанные с квалификацией данной передачи как безвозмездной (дарения юридическим лицом), что влечет риск доначисления НДС на стоимость общедомового прибора учета и невозможность учета данных расходов на установку приборов учета в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль.
Учитывая изложенное, в целях решения вышеуказанных проблем, в проекте акта необходимо предусмотреть направление средств от повышающих коэффициентов на установку прибора учета только после фактического накопления полной его стоимости с учетом расходов на уплату доначисленного НДС на стоимость прибора учета и расходов, вызванных невозможностью учета расходов на установку приборов учета в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль. Срок установки также должен учитывать необходимость проведения процедур закупок оборудования.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Письмо Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения"
*(2) Так, согласно сайту компании ООО фирма "КИПОВЕЦ" (http://www.kipoves.ru/our-price.html) разработка проектной документации узла учета тепла стоит от 10 000 рублей; комплект теплосчетчика - от 40 000 рублей; монтаж стандартного узла учета тепловой энергии - от 70 000 рублей; сдача тепла учета тепловой энергии - от 15 000 рублей. (10 000 +40 000 + 70 000 + 15 000 = 135 000 рублей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.