Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 18.10, 18.15, 23.1 и 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения МВД России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 29 августа по 25 сентября 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/08-17/00072636).
Проектируемым регулированием устанавливается административная ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства, а также работодателей, привлекающих указанных лиц в качестве работников, за осуществление трудовой деятельности без заключения трудового договора или гражданско-правого договора, а также за привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не заявивших работу как цель въезда в Российскую Федерацию (далее - иностранные работники).
Следует отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) не устанавливает самостоятельные административно-правовые запреты, а лишь предусматривает ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами.
Обращаем внимание, что действующим законодательством не предусмотрены требования к иностранным работникам предъявлять работодателю при приеме на работу миграционную карту, а также обязанность работодателя проверять заявленную в указанной карте цель въезда.
МВД России был разработан и направлен в Минэкономразвития России проект федерального закона ?"О внесении изменений в статью 3273 Трудового кодекса Российской Федерации ?и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан ?в Российской Федерации", положениями которого проектировались указанные требования. На указанный проект письмом от 4 июля 2017 г. N 18392-СШ/Д26и в адрес МВД России было направлено положительное заключение об оценке регулирующего воздействия. Вместе с этим указанный проект до настоящего времени находится на стадии рассмотрения.
Таким образом, вводимая проектом акта ответственность не основана на каком либо законодательно установленном запрете и, соответственно, в настоящее время является избыточной.
Одновременно с этим обращаем внимание на следующее замечание к положениям проекта акта.
Согласно проектируемому регулированию статью 18.15 КоАП предлагается дополнить частями 2.1 и 2.2, согласно которым предлагается установить административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 25 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 250 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток, а также за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации временно пребывающего иностранного гражданина или лица без гражданства, не заявившего работу как цель въезда в Российскую Федерацию, за исключением отдельных категорий иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с иными целями въезда и имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации на осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности, а также за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации, в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 25 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 250 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Обращаем внимание, что административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности без оформления трудового договора и за повторное совершение такого правонарушения установлена частями 4 и 5 статьи 5.27 КоАП, при этом размеры указанных штрафов значительно меньше проектируемых (для юридических лиц штраф составляет от 50 тыс. до 100 тыс. руб.).
Таким образом, повышение размера штрафов за аналогичные нарушения необоснованно. Одновременно с этим обращаем внимание на необходимость соблюдения соразмерности наказания и тяжести правонарушения при определении размеров административных штрафов.
На основании изложенного полагаем проектируемое регулирование избыточным и необоснованным.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.