Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" и Семейный кодекс Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
(подготовлен Минобрнауки России 04.12.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" и Семейный кодекс Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N Пр-191 о создании информационной системы, содержащей сведения об оказании детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и лица из их числа), социальной поддержки, в том числе сведения об обеспечении их жилыми помещениям, а также во исполнение подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N Пр-913 о создании федерального реестра лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей.
В настоящее время отсутствует базовый информационный ресурс, позволяющий осуществлять единый учет сведений об оказании детям-сиротам и лицам из их числа мер социальной поддержки. В отдельных субъектах Российской Федерации существуют узконаправленные автоматизированные системы, содержащие, например, только сведения, касающиеся реализации жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа, сведения об оказании адресной социальной помощи. При этом из-за отсутствия межрегионального взаимодействия эффективность функционирования таких систем возможно рассматривать исключительно в рамках конкретного субъекта Российской Федерации.
Участниками отношений, возникающих в связи с предоставлением и обеспечением гарантий по социальной защите прав детей-сирот и лиц из их числа, являются различные органы власти, в связи с чем требуется упорядоченное межведомственное взаимодействие этих органов не только на территории отдельного субъекта Российской Федерации, а и в рамках межрегионального взаимодействия.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о банке данных о детях), направленные на установление единого учета сведений об оказании детям-сиротам и лицам из их числа социальной поддержки, в том числе сведений об обеспечении их жилыми помещениями, в рамках автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - банк данных), оператором которой является Минобрнауки России, расширив цели и задачи ее ведения.
Расширяются цели формирования и использования банка данных, установленные статьей 3 Закона о банке данных о детях. Законопроектом к их числу предлагается отнести осуществление учета сведений о предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа мер социальной поддержки (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
В настоящее время в соответствии с Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. N 101, в анкете ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - анкета ребенка), в разделе "Защита прав ребенка" программного обеспечения банка данных имеются поля, в которые может вноситься информация в свободной форме, позволяющая описывать меры социальной поддержки, однако, указанные сведения вносятся в анкету ребенка только при наличии у органа опеки и попечительства указанной информации. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует требование к ее обязательному сбору и обработке.
В связи с этим законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 6 Закона о банке данных о детях в части дополнения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (анкеты ребенка), сведениями об имуществе, образовании, трудоустройстве, а также о предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа мер социальной поддержки (пункт 5 статьи 1 законопроекта).
Включение в анкету ребенка указанных сведений позволит осуществлять сбор, обработку, накопление, хранение и поиск информации, необходимой в процессе предоставления детям-сиротам и лицам из их числа мер социальной поддержки, в том числе в случае смены места жительства детей-сирот и лиц из их числа.
В целях формирования банка данных законопроектом предлагается возложить обязанность по направлению в орган опеки и попечительства сведений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и лицам из их числа на Пенсионный фонд Российской Федерации, а также на органы государственной власти и организации, предоставляющие детям-сиротам и лицам из их числа меры социальной поддержки (подпункт "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта).
Учет в банке данных сведений о социальной поддержке детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с законопроектом не прекращается до момента фактического предоставления мер социальной поддержки, или прекращения оснований для получения указанных мер.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят обеспечить взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации между собой в части обмена сведениями о предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа мер социальной поддержки, возможность использования сведений, содержащихся в банке данных, в целях прогнозирования и оценки необходимости и нуждаемости детей-сирот и лиц из их числа в мерах социальной поддержки, а также контроль соблюдения гарантированного объема предоставления мер социальной поддержки.
Относительно создания федерального реестра лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, следует отметить следующее.
Согласно статьям 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации граждане, лишенные родительских прав или ограниченных в родительских правах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине не могут усыновить ребенка либо быть назначены опекунами (попечителями) (далее - лица, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями).
В 2016 году 33 979 родителей были лишены родительских прав, 8 165 родителей были ограничены в родительских правах, принято 852 решения об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей и об отмене усыновления по вине усыновителя.
В рамках анализа практики правоприменения выявлены случаи передачи детей под опеку (попечительство), на усыновление вышеуказанным лицам. Причиной наличия таких случаев является отсутствие порядка взаимного обмена сведениями о таких лицах между компетентными органами.
В связи с тем, что функции по опеке и попечительству за последние 50 лет в большинстве субъектов Российской Федерации неоднократно передавались различным органам власти, а также, учтивая существующее различное правовое регулирование порядка учета и хранения документов, большинство органов опеки и попечительства не может подтвердить наличие сведений обо всех вынесенных решениях об отмене опеки (попечительства). Кроме того, документы на бумажных носителях со временем не поддаются идентификации в виду их старения и разрушения.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон о банке данных о детях в части создания реестра лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, направленные на расширение целей формирования и ведения банка данных (пункт 2 статьи 1 законопроекта). Законопроектом устанавливается перечень персональных данных лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, основания прекращения их учета, а также сроки внесения информации об указанных гражданах в банк данных (подпункт "а" пункта 4, пункты 7 и 9 статьи 1 законопроекта).
Кроме того, для идентификации персональных данных лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, в случае изменения ими фамилии, имени либо отчества законопроектом предусмотрена возможность запроса органом опеки и попечительства сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации (подпункт "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта).
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации выписка из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в органы записи актов гражданского состояния.
Законопроектом предполагается внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации в части возложения обязанности на суд по направлению выписки из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах, отмене усыновления также в орган опеки и попечительства (статья 2 законопроекта), что, в свою очередь, позволит органам опеки и попечительства вести учет таких лиц посредством внесения этой информации в банк данных.
Предлагаемые законопроектом изменения обеспечат исключение передачи детей на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, что отвечает интересам детей.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей |
И.И. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.