Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
(N 35673-СШ/Д26и от 12.12.2017)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством транспорта Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан во исполнение пункта 9 раздела II протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту от 20 июня 2017 г. N 3 под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича. Проектом акта предлагается установить нулевую ставку налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в аэропортах Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также освободить от налогообложения НДС операции по реализации услуг по аэронавигационному обслуживанию, оказываемых в воздушном пространстве Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 5 июля 2017 г. по 18 июля 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета в сроки с 24 октября 2017 г. по 21 ноября 2017 года. Проект акта размещен разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/67984 (ID проекта: 02/04/07-17/00067984). По информации разработчика, замечания и предложения на этапах публичного обсуждения уведомления о разработке проекта акта, текста проекта акта и сводного отчета не поступали.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 1 по 7 декабря 2017 г. были проведены публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с субъектами предпринимательской деятельности, подпадающими под действие предлагаемого проектом акта регулирования. По результатам публичных консультаций был получен положительный отзыв от Международной Ассоциации Аэропортов, объединяющей такие аэропорты, как аэропорты Московского авиаузла Шереметьево, Домодедово и Внуково, аэропорт Пулково (г. Санкт-Петербург), аэропорты, входящие в холдинг АО УК "Аэропорты Регионов" (Кольцово (г. Екатеринбург), Курумоч (г. Самара), Стригино (г. Нижний Новгород), Платов (г. Ростов-на-Дону)), а также аэропорты г. Симферополь и г. Сочи. Также положительные отзывы поступили от ПАО "Аэрофлот", ПАО "Авиакомпания "Сибирь", АО "Ред Вингс", Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, Ассоциации "Аэропорт" ГА, ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" и Российского союза промышленников и предпринимателей. Предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
Следует отметить, что в представленных разработчиком и участниками публичных консультаций материалах содержатся финансово-экономические обоснования необходимости принятия предлагаемого проектом акта регулирования, полученные в рамках проведенной научно-исследовательской работы ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" при Минфине России.
Так, согласно указанным обоснованиям действующая редакция подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет аэропортам при исчислении налоговой базы по НДС учитывать в составе вычетов ранее уплаченные ими суммы НДС за оказанные услуги авиаперевозчикам и иным контрагентам, что приводит, соответственно, к росту себестоимости оказываемых услуг.
По мнению экспертов, предлагаемое проектом акта регулирование будет способствовать не только развитию авиационной отрасли в целом, но и снижению цен на авиаперевозки в среднем на 1,7% ежегодно.
При этом прогнозируемые за период с 2018 по 2021 годы потери налоговых доходов от уплаты НДС в объеме 23,2 млрд рублей, к 2021 году полностью будут восстановлены за счет увеличения объема оказываемых авиапассажирам услуг, а также развития смежных отраслей (авиационной промышленности, туризма и т.д.) и увеличения в связи с этим поступлений налоговых доходов от уплаты иных налогов.
По оценкам экспертов за период с 2018 по 2021 годы в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно быть мобилизовано не менее 37,5 млрд рублей дополнительных налоговых доходов от уплаты иных налогов. При этом итоговый кумулятивный эффект от введения в действия предлагаемого проектом акта регулирования может составить примерно 14,3 млрд рублей.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона |
Сводная таблица не учтенных в заключении об оценке регулирующего воздействия предложений представителей предпринимательского сообщества по проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
N |
Предложения |
1 |
По проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в аэропортах российской федерации, реализация которых подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0%" имеются следующие предложения: Предлагается установить перечень услуг в аэропортах, регулируемых ФАС России: - за взлет-посадку воздушного судна; - за стоянку воздушного судна; - за обеспечение авиационной безопасности; - за предоставление аэровокзального комплекса; - за обеспечение регистрации пассажиров. При этом предлагается оставить в перечне: - обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом; - хранение авиационного топлива. Далее предлагается дополнительно внести в перечень услуг аэронавигационное обслуживание и конкретизировать их: (требует согласование с Госкорпорацией по ОВД) - сбор за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах; - сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома; - сбор за метеообеспечение. |
2 |
Проект акта содержит нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно: Неопределенность отнесения аэропортовых сборов к международной перевозке: В настоящее время аэропортовые сборы (например: за взлет-посадку, за стоянку, за авиационную безопасность) устанавливаются для операции, состоящей из взлета и посадки. Поскольку ситуация когда один и тот же самолет прилетает (посадка) в аэропорт международным рейсом, а улетает (взлет) внутренним рейсом происходит регулярно, возникает неопределенность как будет облагаться налогом такая операция. Можно ли один из компонентов операции (в данном случае взлет) относить к внутренней перевозке, а второй (в данном случае посадку) к международной. Также проект акта содержит ли проект акта нормы, невыполнимые на практике, а именно: Предоставление документов, подтверждающих оказание услуг, связанных с рейсами, выполняющими международные перевозки, может быть затруднительным. Также предлагается включить в проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в аэропортах российской федерации, реализация которых подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0%" поручение Минтрансу России определить методику распределения аэропортовых сборов (где применимо) на часть, относящуюся к взлету (направлению вылета), и часть, относящуюся к посадке (направлению отправления). При этом следует учесть, что сбор за предоставление аэровокзального комплекса не требует распределения, поскольку рассчитывается исходя из количества прибывающих пассажиров отдельно от количества убывающих. В качестве альтернативы рассматривать отдельные аэропортовые сборы как полностью относящиеся к взлету (направлению вылета) либо к посадке (направлению отправления), например: - сбор за взлет/посадку как сбор, полностью относящийся к взлету; - сбор за авиационную безопасность как сбор, полностью относящийся к посадке; - сбор за стоянку как сбор, полностью относящийся к взлету и т.п. |
3 |
Указанная разработчиком проекта проблема действительно имеет место быть - при реализации услуг с применением льготы по НДС аэропорты не имеют возможности зачесть входящий НДС по своим расходам, что приводит к необходимости включать данный НДС в себестоимость оказываемых услуг. Такой подход действительно искажает отношения между аэропортами, авиакомпаниями и пассажирами и приводит к завышению стоимости аэропортовых услуг, подпадающих под действие льготы, на величину невозмещаемого НДС. Принятие проекта в предлагаемом виде позволит устранить проблему лишь частично, поскольку трансляция выгод от аэропортов на потребителей их услуг - авиакомпании и, как следствие, на пассажиров может не состояться в полном объеме без должного государственного регулирования дальнейшей динамики аэропортовых ставок. Положительный эффект для аэропортовой отрасли - снижение налоговых платежей аэропортов на 7-10 млрд рублей в год. Поскольку аэропорты являются естественными монополиями, реальная трансляция данных выгод аэропортов на потребителей их услуг - авиакомпаний и пассажиров, не произойдёт. Соответственно, прибыль аэропортов увеличится, а стоимость их услуг не снизится, доступность авиаперевозок не улучшится. Применение ставки НДС в размере 18% на ныне льготируемые услуги при одновременном повышении ставок сборов приведет к временному оттоку денежных средств у авиакомпаний. Для того, чтобы выгода аэропортов транслировалась на потребителей, и был достигнут максимальный положительный эффект по отрасли в целом, необходимо прорабатывать специальные механизмы, например, поручение ФАС России провести пересмотр регулируемых тарифов аэропортов в сторону снижения после принятия данного законопроекта. В этом случае, налоговые потери бюджета от увеличения сумм возмещения НДС частично компенсируются дополнительными налоговыми поступлениями от развития авиаперевозок. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.