Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования ликвидации юридического лица)"
(N 35780-СШ/Д26и от 13.12.2017 г.)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования ликвидации юридического лица)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством юстиции Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в инициативном порядке и представлен для подготовки настоящего заключения впервые. Проектом акта предлагается уточнить порядок ликвидации юридического лица по решению суда.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 18 июля 2017 г. по 31 июля 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 18 сентября 2017 г. по 13 октября 2017 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=69471.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, по уведомлению о подготовке проекта акта поступило предложение от гражданина М.Ю. Комарова.
Замечания и предложения по проекту акта и сводному отчету поступили от граждан А.С. Калининой, А.В. Меженцевой, А.М. Орехова. Данные замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения об их учете либо о причинах отклонения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в сроки с 24 ноября 2017 г. по 29 ноября 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций были получены положительные отзывы по проекту акта от ПАО АК "АЛРОСА" и ПАО "Газпром нефть", а также замечания и предложения от Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", ПАО "Ростелеком", ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина, ПАО "НЛМК" и ПАО "НК "Роснефть". Не учтенные в данном заключении замечания и предложения приведены в прилагаемой сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Минэкономразвития России предлагает разработчику рассмотреть данные замечания и предложения и по возможности учесть их при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации могут быть возложены на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом. При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 62 ГК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение данного решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим.
В соответствии с редакцией пункта 5 статьи 61 ГК РФ, предлагаемой проектом акта, в случае ликвидации юридического лица по решению суда обязанности по осуществлению такой ликвидации возлагаются этим же решением на арбитражного управляющего, утверждаемого в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
При этом в сводном отчете разработчиком указано, что регулирование, предлагаемое проектом акта, направлено на создание условий для проведения надлежащим образом процедуры ликвидации юридического лица по решению суда, недопущение затягивания данной процедуры и, как следствие, нарушения интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица. Вместе с тем разработчиком ни в сводном отчете, ни в иных представленных документах не приведены сведения о масштабах и значимости проблемы, подкрепленные статистическими данными о количестве решений судов о принудительной ликвидации юридических лиц, не исполняемых их учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, и возникающих в связи с этим негативных последствиях.
Кроме того, проектируемым пунктом 5 статьи 61 ГК РФ устанавливается, что размер вознаграждения арбитражного управляющего, утвержденного судом в качестве ликвидатора, определяется по правилам, установленным законодательством о несостоятельности (банкротстве) для определения размера вознаграждения конкурсного управляющего, а срок ликвидации должен составлять не менее шести месяцев и не более одного года и в случае необходимости может быть продлен судом, принявшим решение о ликвидации, но не более чем на шесть месяцев. Учитывая, что вознаграждение конкурсного управляющего составляет минимум 30 тыс. рублей в месяц (пункт 3 статьи 20.6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), то вознаграждение конкурсного управляющего за весь срок ликвидации юридического лица может составлять как минимум от 180 тыс. рублей до 360 тыс. рублей, а в некоторых случаях - 540 тыс. рублей и более.
Поскольку вознаграждение конкурсного управляющего выплачивается за счет имущества ликвидируемого юридического лица (пункт 5 статьи 61 ГК РФ), то указанное положение проекта акта может существенно ущемить интересы кредиторов ликвидируемого юридического лица.
2. В проекте акта неоднократно используется термин "ликвидатор", однако определение данного термина проектом акта не устанавливается. Также оно отсутствует в настоящий момент и в законодательстве о несостоятельности (банкротстве).
По мнению участников дополнительных публичных консультаций, для устранения возможности неоднозначного толкования положений проекта акта, необходимо установить определение указанного термина.
3. В настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 65.3 ГК РФ принятие решения об утверждении ликвидационного баланса относится к исключительной компетенции высшего органа корпоративного юридического лица.
Однако в соответствии с проектируемыми положениями статьи 63 ГК РФ в случае ликвидации юридического лица по решению суда промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс должны утверждаться ликвидатором.
Вместе с тем разработчиком не представлены убедительные обоснования необходимости (целесообразности) внесения в ГК РФ указанной новеллы. По мнению участников дополнительных публичных консультаций, факт ликвидации юридического лица в принудительном порядке не должен вести к утрате его учредителями (участниками) контроля над утверждением ликвидационного баланса и промежуточного ликвидационного баланса, составляемого для оценки возможностей удовлетворения требований всех кредиторов за счет имущества должника.
С учетом изложенного разработчику предлагается либо представить убедительные обоснования необходимости (целесообразности) введения в действие указанных выше изменений в статью 63 ГК РФ, либо исключить их из проекта акта.
4. Проектируемым пунктом 8 статьи 63 ГК РФ устанавливается, что сведения о получателях оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества юридического лица указываются в ликвидационном балансе.
Однако следует отметить, что до настоящего времени форма ликвидационного баланса и требования к его составлению не утверждены. В этой связи Федеральной налоговой службой (письмо от 7 августа 2012 г. N СА-4-7/13101) рекомендуется использовать для составления ликвидационного баланса форму обычного бухгалтерского баланса. Вместе с тем утвержденная приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" форма бухгалтерского баланса не предусматривает отражения в ней сведений о получателях оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества ликвидируемого юридического лица.
Кроме того, пунктом 8 статьи 63 ГК РФ установлено, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица. При этом в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) сведения об учредителях (участниках) юридического лица содержатся в едином государственном реестре юридических лиц, который согласно положениям пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ является открытым и общедоступным (за исключением содержащихся в нем сведений, доступ к которым ограничен).
С учетом изложенного считаем целесообразным предлагаемое проектом акта изменение в пункт 8 статьи 63 ГК РФ из проекта акта исключить.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Кроме того в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.