Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
(подготовлен Роскосмосом 11.12.2017 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014,N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342, ст. 4389; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 50, 51; 2017, N 31, ст. 4765) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) часть 1 после слов "федеральными органами исполнительной власти," дополнить словами "государственными корпорациями,";
б) пункт 12 части 2 признать утратившим силу;
2) пункт 4 статьи 3 после слов "и (или) их территориальные органы," дополнить словами "уполномоченные на осуществление лицензирования государственные корпорации,";
3) пункт 1 части 1 статьи 5 после слов "федеральных органов исполнительной власти," дополнить словами "государственных корпораций,";
4) часть 1 статьи 12 дополнить пунктом 53 следующего содержания:
"53) космическая деятельность.";
5) часть 15 статьи 19 после слов "федеральные органы исполнительной власти" дополнить словами ", государственные корпорации".
Статья 2
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 29, ст. 3601;N 52, ст. 6441; 2011, N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041; N 52, ст. 6961, 6979; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4235, 4243; N 42, ст. 4220, 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 18, ст. 2614; N 27,ст. 3950; 2016, N 27, ст. 4210, 4160; N 29, ст. 4372; N 29, ст. 4372; 2016, N 27, ст. 4164, 4194, 4210; 2017, N 9, ст. 1276; N 18, ст. 2673; N 45,ст. 6582; Российская газета, 2017, N 270) после слов "субъектов Российской Федерации)" дополнить словами ", государственных корпораций, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в установленных законодательством Российской Федерации случаях,".
Статья 3
Статью 9 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (Российская газета, 1993, N 186; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,N 50, ст. 5609; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 10, ст. 834; N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; N 52, ст. 5497; 2009, N 1, ст. 17, 21; 2011, N 48,ст. 6732; 2015, N 29, ст.4342) изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Лицензирование космической деятельности
1. Космическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Положение о лицензировании космической деятельности, в том числе исчерпывающий перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, подлежащих лицензированию, и лицензионных требований, утверждается Правительством Российской Федерации.
2. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля за соответствием соискателя лицензии или соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении космической деятельности, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статья 4
Пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4342) признать утратившей силу.
Статья 5
Внести следующие изменения в часть 1 статьи 38 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4341; 2017,N 31, ст. 4816):
1) слова "Лицензии и иные разрешительные документы" заменить словами "Разрешительные документы";
2) слова "такие лицензии и разрешительные документы" заменить словами "такие разрешительные документы";
3) дополнить абзацем следующего содержания:
"Порядок действия лицензий на осуществление космической деятельности, выданных Федеральным космическим агентством, определяется в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности".".
Статья 6
Лицензии на осуществление космической деятельности, выданные Федеральным космическим агентством, подлежат переоформлению в порядке, предусмотренном для ее получения,в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Действие лицензий, не переоформленных по истечении трех лет, прекращается.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" (далее - законопроект) направлен на приведение порядка лицензирования космической деятельности, включая лицензионный контроль, в соответствие с нормами и основными принципами осуществления лицензирования, предусмотренными Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), а также внесение соответствующих изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ).
Вследствие принятия Федерального закона N 216-ФЗ вопросы лицензирования космической деятельности, включая лицензионный контроль, были выведены из-под сферы регулирования Федерального закона N 99-ФЗ без внесения необходимых корреспондирующих изменений в иные законодательные акты Российской Федерации и перенесены на уровень акта Правительства Российской Федерации, что не позволяет в настоящее время Госкорпорации "Роскосмос" осуществлять в полном объеме лицензирование, включая лицензионный контроль.
В настоящее время лицензирование космической деятельности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 160 "О лицензировании космической деятельности" (далее - постановление N 160), которым установлены основные требования к соискателю лицензии (лицензиату), порядку предоставления (переоформления) лицензии на осуществление космической деятельности, а также определен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении космической деятельности, подлежащих лицензированию.
Однако, поскольку Госкорпорация "Роскосмос" не является органом государственной власти, но положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ) наделена государственно-властными полномочиями, в том числе по осуществлению лицензионного контроля, нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) не распространяются на отношения, связанные с осуществлением Госкорпорацией "Роскосмос" лицензионного контроля. Таким образом, порядок проведения лицензионного контроля Госкорпорацией "Роскосмос" законодательно не установлен.
Отсутствие законодательной регламентации порядка проведения лицензионного контроля, являющегося разновидностью государственного контроля, не позволяет Госкорпорации "Роскосмос" в настоящее время:
оказывать государственную услугу по осуществлению лицензирования космической деятельности, в том числе проверять соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям;
осуществлять государственную функцию по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении космической деятельности (лицензионный контроль).
В целях правового обеспечения реализации полномочий Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению лицензирования космической деятельности в целом и лицензионного контроля в частности законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон N 99-ФЗ в части распространения сферы его действия на отношения, связанные с лицензированием космической деятельности, и в Федеральный закон N 294-ФЗ в части распространения сферы его действия на деятельность государственных корпораций, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление государственного контроля (надзора).
Одновременно законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" в части закрепления в нем отсылочной нормы к положениям Федерального закона N 99-ФЗ и Федерального закона N 294-ФЗ при регулировании вопросов, связанных с осуществлением лицензирования космической деятельности, в том числе лицензионного контроля.
Ввиду того, что лицензии на осуществление космической деятельности выдавались Федеральным космическим агентством, статьей 6 законопроекта предусматривается необходимость их переоформления. В целях реализации норм законопроекта разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании космической деятельности", предполагающий уточнение лицензионных требований и определение конкретизированного перечня выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении космической деятельности, подлежащих лицензированию. Учитывая изложенное, законопроектом предлагается также внести изменения в часть 1 статьи 38 Федерального закона N 215-ФЗ.
Принятие законопроекта позволит Госкорпорации "Роскосмос" осуществлять лицензирование космической деятельности в соответствии с нормами Федерального закона N 99-ФЗ и Федерального закона N 294-ФЗ, что будет способствовать проведению единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и организации и осуществления государственного контроля (надзора) и в целом окажет положительное воздействие на развитие отечественной ракетно-космической промышленности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам лицензирования космической деятельности"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Предусмотренные положениями указанного Федерального закона полномочия Госкорпорации "Роскосмос" будут реализовываться в рамках имеющейся предельной численности работников Госкорпорации "Роскосмос" и бюджетных ассигнований, предусмотренных ей на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" потребует внесения изменений в статьи 195 и 283 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях уточнения административных процессуальных полномочий Госкорпорации "Роскосмос" при осуществлении лицензионного контроля в сфере лицензирования космической деятельности.
Наименование соответствующего законопроекта: "О внесении изменений в статьи 195 и 283 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий Государственной корпорации по космической деятельности корпорации "Роскосмос" по осуществлению лицензионного контроля".
Обоснование необходимости подготовки законопроекта: необходимость процессуального закрепления полномочий должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос" по полноценному осуществлению лицензионного контроля в сфере космической деятельности в части:
наделения должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос" полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях;
установления административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания Госкорпорации "Роскосмос" об устранении нарушений лицензионных требований в области лицензирования космической деятельности.
Головной исполнитель по разработке законопроекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России, Генпрокуратура России.
Срок подготовки и принятия законопроекта: одновременно с подготовкой Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (организаций), подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
II. В связи с принятием законопроекта потребуется издание проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности", которым одновременно будет признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 160 "О лицензировании космической деятельности".
Также необходимо будет внести изменение в:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" в части распространения сферы его действия на государственные корпорации в связи с тем,что Госкорпорация "Роскосмос" не является органом государственной власти, но при этом наделена государственно-властными полномочиями по осуществлению лицензионного контроля;
постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 467 "О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения" в целях распространения сферы его действия на Госкорпорацию "Роскосмос".
Обоснование необходимости подготовки соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации (далее - проект постановления): статьи 1 и 3 законопроекта, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании космической деятельности, в том числе перечень выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении космической деятельности, подлежащих лицензированию,и лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам в области лицензирования космической деятельности; пункт 5 статьи 1 законопроекта, пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), в соответствии с которым государственные корпорации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов о лицензировании и об эффективности такого лицензирования.
Головной исполнитель по разработке проекта постановления: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России, Минпромторг России и Минобороны России.
III. Для реализации положений законопроекта потребуется издание следующих приказов Госкорпорации "Роскосмос":
1. "Об утверждении административного регламента Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по представлению государственной услуги по осуществлению лицензирования космической деятельности". Одновременно необходимо будет признать утратившим силу приказ Роскосмоса от 20 марта 2013 г. N 63 "Об утверждении Административного регламента Федерального космического агентства по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования космической деятельности" (зарегистрирован в Минюсте России 25 июня 2013 г. N 28893).
Обоснование необходимости подготовки: пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым органы, предоставляющие государственные услуги, должны предоставлять их в соответствии с административными регламентами; пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ, в соответствии с которым лицензирующий орган утверждает формы заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также формы уведомлений, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов.
Принятие указанного приказа необходимо в целях реализации осуществления Госкорпорацией "Роскосмос" полномочий по осуществлению лицензирования космической деятельности, ведению реестра выданных лицензий.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России.
2. "Об утверждении административного регламента исполнения Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 7 части 2 и часть 4 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), в соответствии с которыми органы, уполномоченные на осуществление функций государственного контроля, должны их осуществлять в соответствии с административными регламентами; подпункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ,в соответствии с которым лицензирующий орган утверждает формы предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Принятие указанного приказа необходимо в целях обеспечения осуществления Госкорпорацией "Роскосмос" полномочий по осуществлению лицензионного контроля космической деятельности.
Приказ будет содержать следующие положения:
предмет государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности, права и обязанности соответствующих должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос";
требования к порядку исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
порядок и формы контроля за исполнением государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Госкорпорации "Роскосмос" и (или) ее должностных лиц при осуществлении лицензионного контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
блок-схема исполнения указанной государственной функции;
формы предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России.
3. "О подготовке и представлении доклада о лицензировании космической деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования космической деятельности и методике его проведения".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 5 статьи 1 законопроекта, пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ, в соответствии с которыми к полномочиям лицензирующих органов относится проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании.
Принятие указанного приказа необходимо в целях обеспечения осуществления Госкорпорацией "Роскосмос" полномочий по осуществлению мониторинга эффективности лицензирования.
Приказ будет содержать следующие положения:
правила подготовки и представления доклада о лицензировании космической деятельности;
перечень сведений, включаемых в доклад о лицензировании космической деятельности;
показатели мониторинга эффективности лицензировании космической деятельности.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России.
4. "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в рамках исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности".
Обоснование необходимости подготовки: статья 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с которой Госкорпорации "Роскосмос", как контролирующему органу, будет вменяться в обязанность осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ей программами профилактики нарушений обязательных требований.
Приказ будет содержат: цель и задачи программы профилактики нарушений обязательных требований в рамках исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности, ожидаемые результаты и срок реализации данной программы, план-график проведения соответствующих профилактических мероприятий, перечень уполномоченных лиц (с контактами), ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос".
5. "Об утверждении перечня должностных лиц Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченных принимать решение о направлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований".
Обоснование необходимости: статья 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения", в соответствии с которыми Госкорпорация "Роскосмос" в рамках законодательно вмененной обязанности объявлять предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований должна будет утвердить перечень должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос", уполномоченных принимать решение о направлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований.
6. "О служебных удостоверениях должностных лиц Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченных на проведение лицензионного контроля космической деятельности".
Обоснование необходимости подготовки: статьи 14 и 18 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с положениями которых должностные лица органа государственного контроля при проведении государственного контроля обязаны предъявлять свои служебные удостоверения.
Приказом будет утвержден образец служебного удостоверения должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос", уполномоченных на проведение лицензионного контроля в сфере космической деятельности, и вкладыша к нему, а также порядок выдачи указанных служебных удостоверений.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос".
Предполагаемый срок подготовки указанных выше проектов: в течение трех месяцев после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания во втором чтении. Более конкретные сроки подготовки проектов будут определены Правительством Российской Федерации после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания во втором чтении (пункты 911 и 912 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260).
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.