Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 15.12.2017 г.)
В настоящее время жилищное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники (пенсионеры), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) путем предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата) либо жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма. Кроме того, в МВД России имеется практика предоставления жилых помещений в собственность.
В МВД России на учете для предоставления единовременной выплаты состоят свыше 90 тыс. семей сотрудников (пенсионеров),в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма - порядка 40 тыс. семей. Потребность МВД России в федеральных бюджетных ассигнованиях для предоставления единовременной выплаты составляет более 340,0 млрд рублей, для обеспечения жильем по договору социального найма - 90,0 млрд рублей.
Вместе с тем финансирование МВД России на данные цели является недостаточным, менее 1% от имеющейся потребности.
МВД России прорабатывался вопрос решения жилищных проблем сотрудников, в том числе посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Как показал проведенный анализ НИС, данное направление является альтернативой жилищного обеспечения, исключающей другие его виды, поскольку ее участники не могут претендовать на обеспечение жильем ни по договору социального найма, ни посредством государственных жилищных сертификатов или единовременной выплаты. Кроме того, введение НИС в федеральном органе исполнительной власти предполагает стопроцентное ее распространение на весь личный состав.
На первоначальном этапе введения НИС потребуется порядка 80 млрд рублей ежегодно (из расчета на 300 тыс. сотрудников, имеющих стаж службы в органах внутренних дел менее 10 лет),а в последующем 200 млрд рублей ежегодно (из расчета на весь личный состав, 750 тыс. сотрудников) при ежегодном накопительном взносе на одного участника НИС в размере 260 тыс. рублей, установленном на 2017 год.
Таким образом, принимая во внимание, что на сегодняшний день остается нерешенным вопрос с очередниками на получение жилья по договору социального найма и единовременной выплаты, введение НИС в МВД России будет являться преждевременным.
В связи с этим МВД России предлагается сделать акцент на преобразование существующих в системе МВД России механизмов жилищного обеспечения сотрудников (пенсионеров), направленных на повышение эффективности их жилищного обеспечения.
Согласно указанию Президента Российской Федерации от 11 августа 2017 г. N Пр-1584 Правительству Российской Федерации поручено проработать совместно с МВД России вопрос совершенствования порядка жилищного обеспечения, в том числе с учетом положительного опыта реализации права на жилище у военнослужащих.
МВД России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект), который направлен на снижение остроты сложившейся проблемы, совершенствование порядка жилищного обеспечения указанных лиц,в том числе с учетом положительного опыта реализации права на жилище военнослужащими.
Предметом правового регулирования законопроекта является:
сохранение за сотрудниками (пенсионерами), состоящими на учете для получения единовременной выплаты, права на ее получение при самостоятельном приобретении жилых помещений путем заключения договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке);
предоставление жилых помещений сотрудникам (пенсионерам), принятым до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с их согласия в населенных пунктах, расположенных по месту жительства в пределах территории субъекта Российской Федерации;
предоставление сотрудникам (пенсионерам), принятым до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления на 15 квадратных метров, с оплатой такого превышения общей площади жилого помещения за счет их собственных средств.
Принятие законопроекта создаст возможность обеспечения сотрудников (пенсионеров), принятых до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в тех населенных пунктах, где строительство и приобретение жилых помещений в силу объективных причин не осуществляется, а также предоставлять имеющиеся в распоряжении МВД России жилые помещения, площадь которых превышает установленные стандартные нормы.
Закон N 247-ФЗ не предусматривает дополнительных способов, направленных на улучшение жилищных условий сотрудников (пенсионеров), состоящих на учете для получения единовременной выплаты.
Одним из вариантов решения данной проблемы является ипотечное кредитование, возможность брать ипотечные кредиты за счет собственных средств на приобретение жилого помещения с сохранением предоставленного законодательством Российской Федерации права на получение единовременной выплаты.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 4 Закона N 247-ФЗ в части сохранения права на получение единовременной выплаты за сотрудниками (пенсионерами), состоящими на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, которые и (или) члены семьи которых приобрели (построили) жилое помещение посредством заключения договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке) независимо от его размеров.
Дополнительного финансирования для этого не потребуется, поскольку данный механизм будет применяться исключительно в отношении сотрудников (пенсионеров), которые уже приняты на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты.
Также законопроектом вносится ряд технических правок в статью 4 Закона N 247-ФЗ, направленных на уточнение условий предоставления единовременной выплаты.
Посредством внесения изменений в статьи 6 и 7 Закона N 247-ФЗ появится возможность предоставлять жилые помещения в собственность с возможностью оплаты дополнительной площади сверх нормы предоставления, а также жилые помещения по договорам социального найма не только непосредственно по месту жительства, но и в других населенных пунктах в пределах территории субъекта Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения определяются Минстроем России по субъектам Российской Федерации.
Данные изменения вносятся с учетом положительного опыта реализации права на жилище военнослужащих в части предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, за счет собственных средств таких граждан (пункт 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), а также на основании рассмотренного Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона N 231423-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации", устанавливающего указанную норму в системе прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
Законопроектом вносятся изменения в статью 8 Закона N 247-ФЗ, позволяющие более рационально использовать специализированный жилищный фонд МВД России путем предоставления служебных квартир не только при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт, но и иным сотрудникам, не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы. Реализация данного изменения позволит повысить эффективность использования бюджетных ассигнований, выделяемых МВД России на приобретение и строительство служебного жилья для сотрудников.
Решение жилищных вопросов сотрудников (пенсионеров) обеспечивает благоприятный морально-психологический климат в системе МВД России и более эффективную реализацию возложенных на ведомство задач.
Вопрос реализации данной законодательной инициативы ранее прорабатывался с Администрацией Президента Российской Федерации, в связи с чем законопроект в целом разработан с учетом письма Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 14 июля 2017 г. N А6-8630, включающего мнение помощника Президента Российской Федерации Е.М. Школова, аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, Экспертного управления Президента Российской Федерации, Минфина России, Минтруда России и Минстроя России.
Подразделения участковых уполномоченных полиции выполняют ключевую роль в реализации основных направлений деятельности полиции, профиль работы ставит их ближе всего к населению и контакту с гражданами по месту жительства. Вследствие обслуживания значительной территории участковые уполномоченные зачастую являются единственными представителями органов внутренних дел в сельской местности.
Согласно части 3 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции,не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Порядок предоставления указанных помещений определен статьей 9 Закона N 247-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 247-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда МВД России в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.
Частью 2 статьи 9 Закона N 247-ФЗ установлено, что в случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения специализированного жилищного фонда МВД России сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.
Положения статьи 44 Закона N 3-ФЗ и статьи 9 Закона N 247-ФЗ обусловлены тем, что участковые уполномоченные полиции по роду своей служебной деятельности, заключающейся в охране общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования, должны проживать в непосредственной близости от обслуживаемого населения.
Нормам указанных федеральных законов корреспондируют положения пункта 33.2 части 1 статьи 14, пункта 8.2 части 1 статьи 15 и пункта 9.2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), действовавшие до 1 января 2017 года, которыми были созданы условия для формирования специализированного жилищного фонда МВД России. Определено,что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда сотрудникам, замещающим должности участковых уполномоченных полиции, осуществляется до 1 января 2017 года.
Вместе с тем в силу ограниченности средств федерального бюджета специализированный жилищный фонд МВД России, предусматривающий наличие служебных жилых помещений в каждом муниципальном образовании (в том числе в некоторых труднодоступных и отдаленных местностях), на сегодняшний день не сформирован.
Общая потребность в жилых помещениях для формирования специализированного жилищного фонда МВД России составляет порядка 30 тыс. помещений. При этом специализированный жилищный фонд МВД России насчитывает только 13 тыс. помещений.
В МВД России проходит службу порядка 45 тыс. сотрудников, замещающих должность участкового уполномоченного полиции,из них до настоящего времени не обеспечены жилыми помещениями специализированного жилищного фонда 5,6 тыс. сотрудников.
В рамках выполнения требований Закона N 131-ФЗ органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2017 года участковым уполномоченным было предоставлено 1 668 жилых помещений,что составляет практически 50% от всего жилищного фонда, используемого для нужд участковых.
Кроме того, несмотря на рассматриваемую коллизию норм действующего законодательства, только за шесть месяцев 2017 года органами местного самоуправления участковым уполномоченным предоставлено 773 жилых помещения (в 2016, 2015 и 2014 годах - 911,697 и 730 соответственно), что свидетельствует об отношении к институту участковых уполномоченных полиции органов местного самоуправления в свете гарантируемых им частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации полномочий по осуществлению охраны общественного порядка и продолжении их конструктивного взаимодействия с территориальными органами МВД России.
Обеспечение участковых уполномоченных полиции жилыми помещениями специализированного жилищного фонда исключительно силами МВД России потребует дополнительного финансирования в размере около 17,8 млрд рублей, что в условиях сокращения федерального бюджета на нужды полиции представляется малоперспективным.
Таким образом, дальнейшая реализация норм Закона N 3-ФЗ и Закона N 247-ФЗ в части обеспечения участковых уполномоченных служебными жилыми помещениями невозможна без внесения соответствующих изменений в Закон N 131-ФЗ, направленных на соотнесение законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона N 247-ФЗ жилые помещения муниципального жилищного фонда, предоставленные органом местного самоуправления сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, могут быть в течение пяти лет со дня вступления в силу Закона N 247-ФЗ переданы на возмездной основе в федеральную собственность в целях формирования специализированного жилищного фонда МВД России.
Согласно указанию Президента Российской Федерации от 11 августа 2017 г. N Пр-1584 Правительству Российской Федерации поручено проработать совместно с МВД России вопрос возвращения органам местного самоуправления полномочий по предоставлению сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.
Учитывая изложенное, законопроектом вносятся изменения в статьи 14-16 Закона N 131-ФЗ, направленные на приведение содержащихся в них норм в соответствие с положениями Закона N 3-ФЗ и Закона N 247-ФЗ, а также в статью 9 Закона N 247-ФЗ в части продления срока возможной передачи на возмездной основе в федеральную собственность жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставленных участковым уполномоченным полиции.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект содействует реализации задачи государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345, обеспечения благоустроенными жилыми помещениями сотрудников,хотя его подготовка указанной государственной программой непосредственно не предусмотрена.
Принятие законопроекта позволит продолжить работу по предоставлению жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, сокращая количество очередников, принятых в системе МВД России на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях еще до 1 марта 2005 года.
При этом принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.