Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О судебных приставах", предусматривающих установление комплекса социальных гарантий по возмещению вреда, причиненного в связи с выполнением судебным приставом служебных обязанностей"
(подготовлен Минюстом России 11.12.2017 г.)
С учетом особенностей прохождения государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов, связанных с реализацией широких государственно-властных полномочий, которые свойственны силовым структурам, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О судебных приставах", предусматривающих установление комплекса социальных гарантий по возмещению вреда, причиненного в связи с выполнением судебным приставом служебных обязанностей" (далее - законопроект) направлен на внедрение единообразного подхода и унификацию социальных гарантий судебным приставам, аналогичных гарантиям, установленных статьей 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о социальных гарантиях), в части установления фиксированных сумм выплат в случае причинения вреда жизни или здоровью судебного пристава в связи с его служебной деятельностью.
Действующая на сегодняшний день редакция статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах") предусматривает, что жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом максимальный размер страховой выплаты равен 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.
Выплата страховых сумм осуществляется органами государственного страхования в соответствии с Государственным контрактом по страхованию жизни и здоровья судебных приставов.
За период с 2011 по 2016 годы общее количество страховых случаев составило: гибель (смерть) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - 17 случаев; причинение судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - 1 случай; причинение судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - 1 385 случаев.
В среднем количество страховых случаев составляет 235 в год.
В целях реализации в полной мере права на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью судебного пристава, а также в силу специфики возложенных на судебных приставов задач, выполнение которых связано с риском для жизни и здоровья, законопроектом предлагается оптимизировать действующий порядок выплаты единовременных пособий в следующих случаях: гибели (смерти) судебного пристава вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей; смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в Федеральной службе судебных приставов вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в Федеральной службе судебных приставов.
Выплаты единовременного пособия судебному приставу или членам семьи судебного пристава и лицам, находившимся на его иждивении в случае его гибели (смерти) (части 3, 4 законопроекта), планируется осуществлять в пределах средств, предусмотренных государственной программой "Юстиция" (подпрограмма "Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов"), увеличив расходы на выплату единовременного пособия по целевой статье 42 4 01 90019 "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов" и сократив расходы на обязательное государственное страхование жизни и здоровья судебного пристава по целевой статье 42 4 01 93992 "Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной пожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, судебных приставов".
Выплаты ежемесячной денежной компенсации судебному приставу или нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, (части 9, 10 законопроекта) планируется осуществлять в пределах средств, предусмотренных по целевой статье 03 1 16 30160 "Компенсации лицам, являвшимся судебными приставами, утратившими возможность заниматься профессиональной деятельностью, и нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) судебных приставов".
С учетом предусмотренного законопроектом размера единовременного пособия ежегодная потребность в средствах федерального бюджета на осуществление выплат в целях возмещения вреда, причиненного судебному приставу в связи с исполнением должностных обязанностей, составит 22 550,0 тыс. рублей.
С учетом индексации расходов на выплату указанного единовременного пособия с учетом индекса роста потребительских цен проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрена сумма: на 2018 год - 54 442,5 тыс. рублей; на 2019 год - 56 620,2 тыс. рублей; на 2020 год - 58 885,0 тыс. рублей.
Переход от обязательного страхования жизни и здоровья судебных приставов к выплатам единовременного пособия позволит сократить расходы федерального бюджета в 2018 - 2020 годах на 31 892,5 тыс. рублей, 34 070,2 тыс. рублей и 36 335,0 тыс. рублей соответственно.
Сложившуюся экономию бюджетных средств планируется направить на проведение специальной подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Кроме того, законопроект раскрывает понятие членов семьи и лиц, находившихся на иждивении погибшего (умершего) судебного пристава (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в Федеральной службе судебных приставов), имеющих право на получение единовременного пособия.
При этом в отличие от порядка применения страховых гарантий, предусмотренного Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", а также Законом о социальных гарантиях, законопроектом предлагается реализация страховых гарантий судебным приставам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета непосредственно Федеральной службой судебных приставов без привлечения органов государственного страхования.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В случае превышения расчетной потребности в бюджетных ассигнованиях на выплаты, предусмотренные законопроектом, над фактической потребностью, реализация предлагаемых мероприятий будет распределяться путем перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных ФССП России в федеральном бюджете с учетом приоритетности направления расходов.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.