Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(от 29.12.2017)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее соответственно - проект акта, Порядок), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=73099.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 14 сентября по 11 октября 2017 года.
В соответствии с информацией, представленной разработчиком в сводном отчете, проект акта разработан в связи с необходимостью повышения качества удовлетворения потребностей страхователей, формирования необходимого для этого набора условий обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО), перехода от жесткого регулирования ОСАГО к регулированию, обеспечивающему условия для конкуренции страховщиков не только по цене, но и по неценовым факторам.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектируемым абзацем девятым статьи 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) предлагается установить, что под страхователем подразумевается владелец транспортного средства, являющийся юридическим лицом, либо владелец транспортного средства, являющийся физическим лицом и имеющий право на его управление, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования.
Применение указанной нормы на практике приведет к ситуациям, когда транспортные средства, принадлежащие гражданам, не имеющим прав на управление транспортным средством, не должны будут эксплуатироваться. При этом запрета на эксплуатацию таких транспортных средств, а также запрета на владение транспортным средством для лиц, не имеющих права на его управление, законодательством Российской Федерации не установлено.
Учитывая изложенное, считаем введение указанного ограничения необоснованным и полагаем целесообразным проработать вопрос пересмотра предлагаемого определения понятия "страхователь".
2. Проектом акта предлагается изменить принцип применения коэффициентов, входящих в состав страховых тарифов, установив их зависимость не от транспортного средства, а от навыков вождения водителя.
Как отмечено участником публичного обсуждения в пункте 8.2 сводки предложений, применение предлагаемых коэффициентов к страхователям-юридическим лицам может быть затруднительным в связи наличием высокой сменяемости водителей. В начале работы каждого нового водителя на транспортном средстве юридическое лицо будет вынуждено пересматривать договор об ОСАГО, а страховая организация пересчитывать страховой тариф.
При наличии значительного парка транспортных средств внесение указанных изменений может быть трудоемким, что приведет к избыточным затратам хозяйствующих субъектов на заключение договоров об ОСАГО.
Отмечаем, что разработчиком в сводке предложений фактически не представлено обоснования неучета указанного замечания.
В связи с изложенным считаем целесообразным разработчику проработать вопрос разработки отдельных коэффициентов для страхователей-юридических лиц.
3. Подпунктом "ж" пункта 8 проекта акта устанавливается, что общий размер финансовой санкции, подлежащей выплате потерпевшему при несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении, не может превышать 10 тыс. рублей.
При этом разработчиком в качестве обоснования установления указанного размера санкции приводится размер административного штрафа за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Вместе с тем статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применяется к должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным дополнительно обосновать водимый размер финансовой санкции, подлежащей выплате потерпевшему, учитывая обстоятельства правонарушения, а также субъекта.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.