Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
(подготовлен Минэнерго России 11.01.2018 г.)
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Статья 1
Внести в статью 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 821; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7351; 2013, N 40, ст. 5038) следующие изменения:
1) пункт 1 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
"7) топливо, масла и смазочные материалы, вывозимые из Российской Федерации для обеспечения деятельности судов и буровых установок, используемых в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, ледоколов, а также судов снабжения и аварийно-спасательных судов, используемых для обеспечения указанных работ, при условии представления при таможенном декларировании обязательства недропользователя, в чьих интересах осуществляются указанные работы, о целевом использовании вывозимых товаров, в количестве, не превышающем в течение 30 календарных дней:
1000 тонн для судов водоизмещением до 6 000 тонн,
2000 тонн для судов водоизмещением до 10 000 тонн,
4000 тонн для судов водоизмещением до 14 000 тонн,
5000 тонн для судов водоизмещением свыше 14 000 тонн.".
2) дополнить пунктом 14 следующего содержания:
"14. Порядок представления обязательства о целевом использовании товаров, а также порядок подтверждения целевого использования товаров, указанных в подпункте 7 пункта 1 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации."
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" вносит изменение в пункт 1 статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" дополняя данную статью подпунктом 7, позволяющим освободить от вывозных таможенных пошлин топливо, масла и смазочные материалы, вывозимые из Российской Федерации для обеспечения деятельности судов и буровых установок, используемых в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также судов снабжения и аварийно-спасательных судов, используемых для обеспечения указанных работ и видов деятельности в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации.
К настоящему моменту на шельфе арктических и дальневосточных морей выявлено более 450 локальных объектов, открыто 32 месторождения.
Природные ресурсы континентального шельфа в Арктике и на Дальнем Востоке являются стратегическим резервом общенационального значения, поэтому освоение новых месторождений на шельфе непосредственно влияет на поддержание конкурентного преимущества и сохранение ведущей позиции России на мировых рынках углеводородов, а также на наращивание экономического потенциала страны в целом.
Основные нефтеносные районы континентального шельфа находятся на значительном удалении от существующих объектов береговой инфраструктуры (порты и аэродромы) и характеризуются крайне сложными природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями, в том числе наличием дрейфующего ледового покрова, а также другими факторами, определяющими необходимость организации постоянного дежурства в месте проведения работ судов обеспечения и аварийно-спасательных судов, в целях предупреждения рисков техногенной и экологической катастроф, минимизации возможных разливов нефти. Кроме того, основные нефтеносные районы континентального шельфа расположены, в большинстве случаев, в исключительной экономической зоне страны за пределами территориального моря России.
Действующие положения законодательства Российской Федерации не в полной мере учитывают данную специфику добычи углеводородов в новых перспективных регионах.
Бункерное топливо, масла и смазочные материалы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации облагаются вывозными таможенными пошлинами, так как не предназначены непосредственно для создания или эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений.
При этом товары Таможенного союза, перемещаемые между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок, сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не подлежат таможенному декларированию и перемещаются без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений (статья 322 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Кроме того, иностранные товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза и (или) ввозимые на находящиеся за пределами территории государства - члена Таможенного союза - искусственный остров, установку, сооружение или иные объекты, в отношении которых данное государство - член Таможенного союза - обладает исключительной юрисдикцией, и предназначенные для строительства (создания, сооружения) указанных объектов, а также для обеспечения функционирования (эксплуатации, использования) этих объектов и жизнедеятельности на соответствующих территориях, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений.
Таким образом, действующим законодательством остается не урегулированным только вопрос с бункеровкой судов, буровых установок (судов), привлекаемых для выполнения указанных ниже работ, когда таможенная территория Таможенного союза в связи с созданием искусственных островов, установок, сооружений (далее - ИОУС) не образуется, а также бункеровкой ледоколов для управления ледовой обстановкой, аварийно-спасательных судов и судов снабжения находящихся на дежурстве у ИОУС на которых образована таможенная территория Таможенного союза:
работ по геологическому изучению участков континентального шельфа;
логистических операций, связанных с подготовкой к разработке месторождений;
работ по обеспечению безопасности деятельности ИОУС и персонала в сложных климатических условиях;
логистических операций по транспортировке персонала, а также грузов и материалов, необходимых для функционирования ИОУС;
работ по проведению ледового менеджмента и ледокольного сопровождения судов;
работ, связанных с бурением, осуществляемым с буровых установок без образования таможенной территории Таможенного союза, которые в силу особенностей раскрепления не могут быть признаны ИОУС.
При разработке данного законопроекта было проанализировано положение дел в сфере бункеровки круизных судов, рыболовецких судов в портах Российской Федерации. Проанализированы комментарии государственных контрольных органов по данному направлению.
Одна из главных проблем, на которую государственные контрольные органы неоднократно обращали внимание - это отсутствие механизма подтверждения целевого использования освобождаемых от вывозных таможенных пошлин товаров.
Государственные контрольные органы указывают, что одной из причин сложившейся ситуации явилось отсутствие должного нормативно-правового регулирования.
Принимая во внимание сложность процесса администрирования, и в целях исключения использования недобросовестными участниками ВЭД положений данного законопроекта в лже-экспортных операциях, в законопроект были внесены дополнительные положения, а именно:
"_. при условии представления при таможенном декларировании обязательства недропользователя, в чьих интересах осуществляются указанные работы, о целевом использовании вывозимых товаров, в количестве, не превышающем в течение 30 календарных дней:
1000 тонн для судов водоизмещением до 6 000 тонн,
2000 тонн для судов водоизмещением до 10 000 тонн,
4000 тонн для судов водоизмещением до 14 000 тонн,
5000 тонн для судов водоизмещением свыше 14 000 тонн.".
2) дополнить подпунктом 14 следующего содержания:
_. Порядок представления обязательства о целевом использовании товаров, а также порядок подтверждения целевого использования товаров, указанных в подпункте 7 пункта 1 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации."
Таким образом, издание Правительством Российской Федерации соответствующего постановления после принятия законопроекта, на основании положений статьи 35, а также конкретные пороговые значения объемов ГСМ, позволят полностью исключить претензии государственных контрольных органов.
Кроме того, в соответствии с пп.1 п.1 ст.35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от уплаты таможенных пошлин освобождаются предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство.
При этом никакого порядка по администрированию данной льготы у рыболовецких компаний нет, оформление бункерного топлива происходит в общем порядке в таможенной процедуре "Экспорт" с условным начислением таможенных пошлин.
Предлагаемый в законопроекте механизм значительно усиливает прозрачность администрирования и призван обеспечить единый подход к налогообложению товаров, вывозимых для обеспечения выполнения работ по геологическому изучению недр и добыче углеводородов на континентальном шельфе, обеспечить неухудшение условий налогообложения компаний, осуществляющих данные работы, а также минимизировать возникновение экологических и техногенных рисков.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" не влечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, поскольку приобретая припасы и топливо на территории Российской Федерации для снабжения либо собственных судов компании, либо судов, арендованных с целью выполнения работ или несения аварийно-спасательного дежурства в местах осуществления технологических операций по геологическому изучению недр и добыче углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации, фактически экспортной операции не происходит.
Принятие и реализация законопроекта не влечет за собой изменение объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Принятие Закона не повлечет значительных выпадающих доходов федерального бюджета.
Так на примере компании ООО "Газпром нефть шельф" осуществляющей непосредственную деятельность на континентальном шельфе РФ по добыче углеводородов можно судить о следующих количественных показателях, в 2014 году было вывезено 2 018 тонн бункерного дизельного топлива для обеспечения деятельности судов АСС и судов-снабженцев находящихся на дежурстве у МЛСП "Приразломная", стоимостью 58,5 млн. руб., при этом общая сумма вывозной таможенной пошлины, заплаченной в федеральный бюджет Российской Федерации составила 19,6 млн.руб. В 2015 году данные цифры составили 1 802 тонн, стоимость 58,8 млн.руб, вывозная пошлина 6,06 млн.руб.
В 2016 году сумма вывозной таможенной пошлины составила всего 1,6 млн. рублей. Такое снижение произошло в следствие изменения логистической составляющей при реализации проекта. Например полная загрузка бункером выходящих судов, однако данная мера отражается на времени хода судна к ИОУС, влияет на безопасность и выполнение экипажем судна своих функциональных обязанностей, что напрямую влияет на риски экологического и техногенного характера.
Оценка возможного эффекта освобождения от вывозной таможенной пошлины топлив, масел и смазочных материалов, используемых при реализации шельфовых проектов, показала, что совокупное снижение затрат будет иметь ограниченное влияние на эффективность шельфовых проектов - в среднем +0,1% к исходному значению прогнозируемой доходности.
Вместе с тем важно отметить, что введение освобождения от уплаты экспортной пошлины послужит дополнительным стимулом для освоения шельфовых месторождений, разработка которых приведет к увеличению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, причем как от нефтяной отрасли, так и от смежных отраслей экономики. Освобождение от вывозной таможенной пошлины топлива, масел и смазочных материалов, используемых при реализации проектов на континентальном шельфе РФ, повысит конкурентоспособность российских компаний, осуществляющих бункеровку судов, за счет предоставления судовладельцам более выгодных условий по сравнению с зарубежными портами и тем самым будет способствовать достижению целей импортозамещения.
В соответствии с п.1 ст. 35 Закона "О таможенном тарифе" компании, осуществляющие рыбопромысловую деятельность за переделами 12-ти мильной зоны РФ, освобождаются от уплаты вывозной таможенной пошлины на дизельное топливо. Ниже приводятся данные по количественным и стоимостным показателям данной отрасли за 2014-2015 годы.
2014 год: вывезено 45 948 207 кг топлива, статистическая стоимость составила - 25 млн. долл. США, условно начисленная вывозная таможенная пошлина - 439,8 млн. руб.
2015 год: вывезено 74 697 661 кг топлива, статистическая стоимость составила - 23,6 млн. долл. США, условно начисленная вывозная таможенная пошлина - 429,7 млн. руб.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.